Сегодня я предлагаю прогуляться по единственному в России музею истории трактора, который расположен в городе Чебоксары. И не удивительно, что он находится в этом городе, так как именно Чебоксары являются неофициальной тракторной столицей нашей страны. Скажу сразу, музеев такого уровня у нас немного, поэтому в обязательном порядке, когда будете в этих краях, первым делом туда, даже те, кто к технике особого трепета не испытывают, найдут много чего для себя интересного и полезного. Там, на площади более 1,5 тыс. кв. м, мы можем проследить всю историю развития мировой тракторной мысли.
Музей истории трактора был открыт 29 октября 2011 года по инициативе Президента «Концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина. Сейчас фонд музея насчитывает более 5 000 редких предметов, а также около 500 коллекционных моделей образцов тракторной техники начала и середины ХХ века отечественного и зарубежного производства. Плюс к этому около 40 самых настоящих раритетных тракторов припаркованы в одном из залов, причём эта коллекция постоянно пополняется.
Музейная экспозиция состоит из следующих разделов: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора от паровых машин до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего».
2.
Итак, поднимаемся на второй этаж, а там первый зал - «От сохи до самодвижущихся устройств». Когда ещё только планировался музей, изначально была поставлена задача показать именно мировую историю, а не отдельно завода «Промтрактор». Вот, видимо, поэтому и решили зайти издалека. Человечество на одном из этапов своего развития открыло для себя земледелие, теперь каждый мог для себя выбирать, продолжать кочевать или остаться дома. Новое хобби - новые орудия труда! Соха, за основу, и так по мелочи. Вот с этого и начинается осмотр музея.
3.
4. Вот, например, орудия труда и предметы быта суваро-булгар (чуваш), бытовавших на территории Среднего Поволжья в ХII-XIX: коса, серп, топоры, стремена, замки.
5. Есть железо, надо его обрабатывать, так появляется кузнечное дело. В этом плане тут целую кузницу организовали. Говорят, даже подкову на счастье все желающие могут выковать.
6.
7. От простого ремесленника переходим к промышленной обработке металла в домнах. Древнейшие домны появились в Вестфалии во второй половине XV в. А в России во второй половине XVI в.
8. Постепенно приходят мысли о транспорте. Леонардо да Винчи разрабатывает свой первый «Леомобиль» - трехколесный самодвижущийся механизм, приводившийся в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Возможно именно так он и выглядел. Немалый вклад в это движение вносит и наш соотечественник Иван Кулибин, который разработал уникальную «трехколесную коляску-самокатку».
Так мы постепенно переходим к зоне № 2: "История трактора от паровых машин до мощных дизелей". После того, как был изобретен паровой двигатель, его начали использовать в железнодорожном, водном транспорте, так и до первых тракторов добрались. Первые колесные тракторы с паровой машиной родом из Англии и Франции. С 50-х годов XIX века их начинают использовать в сельском хозяйстве, а до этого, конечно, оборонка, ВПК и сейчас, можно смело сказать, двигатель прогресса. В России они тоже были, но в очень ограниченном количестве, цена играла свою роль. Но вопрос импортзамещения стоял и тогда.
9.
10. Так, в 1888 году, русским изобретателем Фёдором Абрамовичем Блиновым был построен и испытан первый в мире гусеничный трактор («вагон с нескончаемыми рейками») с двумя паровыми машинами. Однако в таком виде он не стал востребованным, но его труды были, конечно, не напрасны. Уже его учеником, Яковом Маминым был создан первый в мире безкомпрессорный двигатель высокого сжатия («Русский дизель», 1906), на базе которого была создана колёсная тележка («Карлик»,1910) с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, которая и явилась праобразом современного трактора.
11.
Наших заокеанских друзей этот вопрос тоже не оставлял в покое. В США первые тракторы с двигателями, работающими на нефти, были выпущены фирмой «Харт-Парр» в 1901 году. Массовое же производство началось на заводах Форда с 1917 года.
12. Диорама "Завод Генри Форда"
13.
14.
15.
Что касается отечественного тракторостроения, то можно выделить четыре основных этапа. Первый охватывает 1918-1929 гг. Основным драйвером развития отрасли стал декрет СНК «О сельскохозяйственном машиностроении», подписанный В.И. Лениным 1 апреля 1921 года. Трактора тогда выпускались на Коломенском и Харьковском паровозостроительных заводах, Обуховском заводе и «Красный путиловец» (трактор «Фордзон-Путиловец»). Но масштабного серийного производства на этом этапе ещё не было. Лишь с введением в строй в 1930 году Сталинградского тракторного завода проектной мощностью 144 трактора в сутки, эта тенденция стала меняться. Так мы и перешли ко второму этапу, который условно можно определить 1930-1941 гг.
16.
На втором этапе произошел качественный скачок инноваций в нашем тракторостроение, плюс в 1933 году был построен ещё один - Челябинский тракторный завод. В итоге, к началу Великой Отечественной войны наша страна занимала первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Могём же когда надо. Но война внесла свои коррективы. Часть заводов была разрушена, часть эвакуирована на Восток, да и специализация уже другая требовалась, всё для фронта, всё для Победы.
17. Вот макет первого в мире серийно выпускаемого трактора с дизельным двигателем «Сталинец-65» (С-65). Его выпускали на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 года. Он был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, но с началом войны его стали использовать прежде всего для буксировки орудий средних и крупных калибров.
Третий период охватывает 1945-1965 гг. После войны были построены новые заводы: Липецкий (1947), Владимирский (1945), Минский (1949), Онежский (1957), Харьковский тракторосборочный (впоследствии тракторный завод самоходных шасси), Кишиневский (1962). Да и те, что были не в строю, восстановили. И опять мы впереди планеты всей. С 1960 года СССР занимал первое место в мире по выпуску тракторов.
18.
Четвертый этап охватывает период 1966-1990-е гг. Рассвет отрасли продолжается. В 1960 году вступил в строй Ташкентский, в 1968 году Павлодарский тракторный завод, а в 1975 году и Чебоксарский завод промышленных тракторов (сейчас ОАО «Промтрактор»), на который мы приехали. Потом было разное, лихие 90-е, консолидация отрасли, например, на базе холдинга «Концерн «Тракторные заводы», в общем, наша тракторная история продолжается, и мы уже своими глазами можем увидеть наши победы, а Запад нам в этот раз опять дал толчок, чтобы наша страна в этой теме вновь стала № 1, спасибо за санкции, друзья!
19.
20.
21.
22. Диорама "В вековых лесах"
23. Ещё одна ЧЕТРА на карьере
24. В центре зала модель знаменитого Т-330 - тяжёлого промышленный трактора, выпускаемого на Чебоксарском заводе с 1975 года. Во-первых, он разрабатывался, как своего рода конструктор на базе, которого появилось целое семейство машин разного класса (гусеничные трактора Т-220, Т-330 и Т-500). А ещё это первый в СССР трактор, который имел переднее расположение кабины.
25. Детвора, конечно, будет в восторге от значительного количества разнообразных моделек тракторов, экскаваторов и других промышленных машин. Даже не пульте управления есть, которыми можно поуправлять.
26.
27. Уйти отсюда с пустыми руками тоже не дадут. У них даже здесь свой монетный двор имеется.
28. А ещё есть традиция выдавать ключики экскурсантам, так как на Чебоксарском агрегатном заводе (тоже входит в холдинг) и замки делают . Да так делают, что более 60% российского рынка держат. А того счастливчика, у которого ключик к этому "сердцу" подойдет, ждет небольшой презент от музея.
29. С подарками разобрались, переходим к основной программе. Тракторной красоты на любой вкус и цвет здесь и правда хватает. Поэтому, делюсь с вами, мне не жалко :)
30. Трактор «Фордзон-Путиловец». Во второй половине 20-х годов это был самый распространненный на наших полях трактор. А выпускали его на заводе «Красный Путиловец» (Ленинград) с 1924-1933 гг. Что касается его технических особенностей, то впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов. При этом картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста были жестко скреплены между собой. На тракторе был установлен четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с электрическим зажиганием. Этот трактор имел компоновку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задних колеса - ведущие, а два передние - направляющие.
31. Вот американский аналог Трактор JOHN DEERE B, 1928
32. Трактор «СХТЗ-15/30». Именно на него возлагало надежды наше сельское хозяйство в 1930-е годы. Его в разное время производили на Сталинградском тракторном заводе (1930-1937), Харьковском тракторном заводе (1931-1937), Втором авторемонтном заводе г. Москва (1948-1950).
33. Ещё один американец -- Трактор McCormick-Deering 10-20, 1930
34. Трактор International Farmall W 12, 1932. Изготовитель компания «McCormick-Deering» (США)
35. Универсальный сельскохозяйственный трактор «Универсал-2». Это первый советский трактор, поставляемым из СССР на экспорт. Его выпускали с 1934 по 1940 гг. на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 гг.
36. Ещё один «Универсал» с Владимирского тракторного завода.
37. Трактор JOHN DEERE А (США), 1946
38. ДТ-20
39.
40. ХТЗ-7 - универсальный садово-огородный трактор, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1950 по 1956 годы. Первый советский малогабаритный трактор.
41. Трактор «Т-28» «Владимирец», Владимирский тракторный завод (1958-1964). Всего выпущено более 250 тысяч тракторов.
42. Трактор «ДТ-20» ХТЗ, Харьковский тракторный завод (1958-1969)
43. Гусеничный трактор средней мощности «КД-35», Липецкий тракторный завод (1947-1960). В 1947 труд его конструкторов был отмечен двумя государственными премиями - одна присуждена разработчикам трактора, другая - двигателистам. КД-35 оказался редким долгожителем: вплоть до 1973 его основные узлы продолжали устанавливаться на тракторах Т-38 и Т-38М.
44. Трактор «Т-5» ЛТЗ (экспериментальный). Он был разработан в 1961 году конструкторским бюро Липецкого тракторного завода. В 1962 году завод изготовил несколько экспериментальных образцов трактора .В 1963 один из макетных образцов трактора Т-5, проходил сравнительные тяговые испытания на Подмосковном полигоне НАТИ (с. Новый Быт), но данная модель трактора не была поставлена на серийное производство. В последующем изготавливались образцы трактора с гидростатической трансмиссией под маркой ГТ-55 и лесохозяйственная модификация Т-5Л. Дальнейшие работы конструкторов ЛТЗ в данном направлении привели к созданию тракторов Т-80 (1966-1970), ЛТЗ-100 (1972-1974), ЛТЗ-150 (1973-1975), ЛТЗ-145 (1974-1984).
45. Трактор «Т-74», Харьковский тракторный завод (1960-1984).
46. Трактор «Т-38», Липецкий тракторный завод (1958-1961)
47. Трактор «ДТ-54», Сталинградский тракторный завод (1949-1963), Харьковский тракторный завод (1949-1961), Алтайский тракторный завод (1952-1979).
48. Трактор «ДТ-75» ВгТЗ, Волгоградский тракторный завод (c 1962), Павлодарский тракторный завод (с 1968)
49. Очень креативно подошли, Трактор «Т-4А» в разрезе, Алтайский тракторный завод (1970-1998).
50. Универсально-пропашной трактор повышенной мощности «Липецкий трактор-120», ООО «Липецкий тракторный завод»
51. Двигатель ВТЗ Д37 и тоже в разрезе
52. Двигатель ЯМЗ-238
53. Трактор «Т-330» ЧЗПТ, Трактор «Т-100», Челябинский тракторный завод (1963-1983) и Трактор «Т-170» Челябинский тракторный завод (1988-2002)
54. И это ещё не всё. Оказывается, все желающие, конечно, за определенную денежку, могут погонять на ретро тракторах. Проверил на себе. Очень круто! Большое спасибо за такой тест драйв Альберту, директору музея.
55. Первым делом залез на Porsche Cayenne ALLGAIER
56. а потом и FIATом не побрезговал
57. Уважил и наших украинских друзей. Первый советский малогабаритный трактор «ХТЗ-7», Харьковский тракторосборочный завод (1950-1956), Харьковский тракторный завод (1955-1956)
58. Первенец Сталинградского тракторного завода СХТЗ 15/30. Выпускался там с 1930 года, а с 1931 года ещё и на Харьковском тракторном заводе. Всего было выпущено 390 тысяч таких тракторов. В 1937 году их производство прекратилось.
59. А на этом, судя по номерам, видимо ездили работники прокуратуры
60. Гулять, так гулять. Даже Дмитрия Медведева в этой тележке по полям катали
61. А на запасном пути нас ожидают новички. Скоро их умоют, покрасят, болячки вылечат
62. Но самое классное, что здесь понимают свою социальную ответственность и необходимость популяризации рабочих профессий, ведь это не просто галерея какой-либо техники, а ещё и цех "умелые ручки", где увлеченные ребята творят, кто знает, может именно они прославят нашу страну в очередной раз. Каждый год на базе музея проходят конкурсы самодельной тракторной техники «Кулибин XXI века» и научно-технического творчества «Робот и техника». Вот готовится очередной кандидат на победу.
63. А ещё одинн аргумент, что чебоксарские трактора сейчас в тренде. Если раньше молодожены по стандартной программе, то сейчас все сюда.
64. Вот и получается, что у организации, у которой есть такой музей, такая память, история, с подрастающим поколением работать умеют, значит и в будущем, всё будет на Ура! И это тоже не пустые слова, уже сегодня мы можем увидеть, что в будущем, покоряя новые планеты, будут ездить наши трактора, трактора - ЧЕТРА!
Раскрываю все явки-пароли:
Чебоксары, пр. Мира, д. 1, Тел./факс: (8352) 63-22-94
Пн. - выходной, Вт.-Пт. - с 09-00 до 18-00, Сб.-Вс. - с 10-00 до 17.00
http://trackmuseum.ru/ Большое спасибо директору Музея истории трактора Сергееву Альберту за интересную экскурсию, а так же Изольде Ненилиной из пресс-службы
«Концерн «Тракторные заводы» за организацию этой поездки!
Ещё из нашей поездки на ОАО «Промтрактор»:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
ПРОЕКТ: ZAVODFOTO - Шагает по стране! и
ПРОЕКТ: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!»