Обычно корабли, чтобы преодолеть плотину ГЭС, проходят через шлюзы, но, оказывается, есть ещё и более сложные и дорогостоящие гидротехнические сооружения - это судоподъёмники. Они различаются по способу перемещения судов, по направлению перемещения, по типу привода и балансировке. В целом в мире таких конструкций не так и много, всего около 40 и только один в России - это Красноярский судоподъёмник, который работает в составе Красноярского гидроузла на реке Енисей, именно про него я и хочу рассказать сегодня.
Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1963 году и длилось более 10 лет. Тогда наша страна смотрела далеко вперёд и вкладывала значительные инвестиции в промышленность. Например, строили самую мощную в нашей стране Саяно-Шушенской ГЭС, для неё нужно было доставлять всяческое оборудование и по воде это было наиболее целесообразно, поэтому судоподъёмник через Красноярскую ГЭС был очень необходим. Хотя подобного опыта строительства такого уникального гидротехнического сооружения у нас, конечно, не было. Зато после того, как его построили, суда Енисейского пароходства проходили плотину круглосуточно!
2. Административное здание.
Проект судоподъёмника в составе Красноярского гидроузла был разработан в институте «Ленгидропроект», рабочая документация для уникальных механизмов самоходного судоподъёмника - в конструкторском бюро «Ленгидросталь». Опытная эксплуатация Красноярского судоподъёмника началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приёмки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъёмник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации. Многие скажут, а почему здесь не пошли по пути шлюзов. Всё просто, высота плотины Красноярской ГЭС целых 124 метра (слишком большой перепад высот получается), и если здесь создать подобную систему шлюзов, они бы растянулись на 20 км, почти до Красноярска. Вот поэтому пошли другим путём.
3.
В советское время судоподъёмник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота он работает лишь один месяц в году (надеюсь, что настанут другие времена), с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии и пропуск судов к местам зимнего отстоя. Но фактически эксплуатация судоподъёмника начинается с середины мая (в зависимости от погодных условий) и заканчивается в конце сентября, обычно в этот период происходят платные перевозки судов (разовые пропуски) на договорной основе. Такая переброска обходится судовладельцам в среднем в 60-120 тысяч рублей. Хотя нет, и в наше время был серьёзный всплеск. В 2011 году он был активно задействован в ходе восстановления всё той же Саяно-Шушенской ГЭС после аварии в августе 2009 года. Тогда из Санкт-Петербурга на станцию по воде прошло 537 тонн груза.
4.
5. Эх, какие лимончики здесь растут
Наш судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги. А расположен он в месте примыкания плотины Красноярской ГЭС к левому берегу Енисея.
6.
Красноярский судоподъемник представляет собой новый тип судопропускного устройства, принципиально отличный от общеизвестных судоходных сооружений и относится к типу продольно-наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Ещё одной фишкой этого сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду в воду обоих бьефов, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем - 6,5 м.
7. Судовозная камера. Её вес без воды составляет целых 4500 тонн, а с водой и судном более 8000 тонн! Размер платформы -113 метров в длину, 26 в ширину, и 20 в высоту. К сожалению, на момент моего визита, желающих попасть на ту сторону не было, и поэтому платформа находилась на ремонтно-монтажной площадке.
То есть для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.
8.
Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов.
9.
10. Рельсовый путь судоподъёмника и поворотное устройство. Его колея - 9 метров. Общая длина проложенных путей - 1747 с половиной метров, в том числе участок верхнего бьефа - 305 метров, нижнего бьефа - 1190 метров, поворотного устройства - 105 метров, пути на ремонтно-монтажной площадке - 133 с половиной метра. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн). Что касается поворотного устройства: его диаметр - 106 метров. Чтобы выгрузить судно, необходимо платформу развернуть на 140 градусов (пути от нижнего бьефа до середины и пути до верхнего бьефа идут не прямо, а под углом). Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные - из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
11.
12.
Судоподъёмник транспортирует суда грузоподъёмностью до 1500 тонн, габаритами 78×15 м и осадкой в 1,9 м. Скорость движения подъемника составляет 20 м/мин, или 1,2 км/ч. Прохождение плотины занимает примерно 2,5 часа.
13.
14. Плотина Красноярской ГЭС. Между прочим, именно она изображена на десятирублёвой купюре. А так она вторая по мощности в России ГЭС, после Саяно-Шушенской ГЭС.
15. Верхний бьеф. Немного дальше уже виднеется Красноярское море, по нему мне тоже удалось прокатиться, знатные места:
http://zavodfoto.livejournal.com/4530194.html
16.
17. Открытое распределительное устройство Красноярской ГЭС расположилось по соседству.
18.
Большое спасибо пресс-службам
АО «ЕвроСибЭнерго» и
ПАО «Красноярская ГЭС», отдельная благодарность Андрею Петрушинину за организацию, а Ярославе Борковой за тёплый приём и интересную программу!
Ещё из нашей поездки на Красноярскую ГЭС:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже около 250 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Лучшие Корпоративные музеи России:
http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html 100+ моих промрепортажей 2016 года!:
http://zavodfoto.livejournal.com/4863210.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/