Город Сатка расположен на западном склоне Уральских гор, при слиянии рек Большая Сатка и Малая Сатка, в 236 км по железной дороге к западу от Челябинска и в 24 км к юго-востоку от ж/д станции Бердяуш. Здесь проживает 42 200 человек. Виды тут чудесные, прям для меня, трубы да карьеры :).
Есть несколько версий названия Сатка. Вот, например, первая, что Сатка - это «перекрёсток», «развилина», «междуречье» (от башкирского «сат», «сатка»). Вторая версия - «искра», «проданная земля», «река».
2.
Заселение Сатки началось в середине 18-го века в связи со строительством на слиянии рек Большая и Малая Сатка металлургического завода и рабочего поселка при нём. У нас на Урале таким образом много разных городов появилось. Завод был основан самыми известнымы в России того времени промышленниками Строгановыми на месте Саткинской лесной дачи, населённой башкирскими племенами. Вначале они построили на реке Сатка плотину, позже возвели доменный корпус, кричные, молотовые, якорную и пильную фабрики. Так две домны Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, тогда он носил такое название, начали работать 19 ноября 1758 года - эта дата считается также днём рождения города.
3.
Долгие годы Сатка существовала как город-завод и несла на себе все черты заводского поселения: от плотины пруда стихийно разрастались улочки деревянных домишек, где селился работный люд. От Сатки купеческой здесь остались каменные двухэтажные дома - в них размещаются городской краеведческий музей, начальная школа, военкомат. В конце XIX века близ завода было открыто месторождение магнезита, в 1901 году был построен новый завод «Магнезит». С этого времени начался отсчёт новой истории города. 21 сентября 1901 года из камерной печи на заводе «Магнезит» были выпущены первые кирпичи с небывало высокими термостойкими свойствами.
4.
5.
Завод «Магнезит» со временем вырос в целую Группу Магнезит. Именно они сейчас являются лидерами по производству огнеупорных материалов в России. А это, собственно, их штаб-квартира. В структуру Группы входят производственные и сервисные предприятия в России, Китае, Словакии и Украине, а также широкая сеть сервисных и торговых представительств по всему миру, а на этих заводах трудятся более 8 000 человек.
6.
Саткинский чугуноплавильный завод. Он является старейшим предприятием в металлургической отрасли. Его история уходит своими корнями в середину XVIII столетия - в 1756 году Указом Бергколлегии было решено основать чугуноплавильный и железоделательный завод на землях Саткинской лесной дачи. Спустя всего два года после выхода Указа, завод был построен и запущен.
Работа завода была организована таким образом, что все механизмы приводилось в действие силой воды. Специально для этого на реке Сатка соорудили водохранилище и восьмиметровую плотину длиной 324 метра и шириной 47 метров. Для своего времени Саткинский завод входил в число крупнейших предприятий Южного Урала.
7.
8. А это Карагайский карьер. Именно он является самым первым месторождением магнезита в России. Его разработка началась ещё в 1900 году. Добыча магнезита здесь ведётся, как открытым способом, так и под землёй.
9. А вот так он выглядел в 1901 году
10. Размеры карьера, конечно, впечатляют. Его длина 1 500 метров, ширина 1100 метров, глубина 368 метров, площадь 140 Га, площадь отвалов 277 Га.
11.
12.
13. Обший вид на город
14. Городской пруд
15.
16.
17. Саткинский краеведческий музей. Здесь две основные экспозиции - Экспозиция отдела природы и Экспозиция отдела истории.
Что касается исторической части, то здесь рассказывается о первых коренных жителях Сатки -башкирах, их быте, можно познакомиться с предметами домашнего убранства, одеждой и украшениями народа, давшего имя городу. Событиям 18 века посвящены следующие тематические комплексы: освоение земель русскими переселенцами, первые владельцы Саткинского завода и события Крестьянской войны 1773-75 гг. Большая роль отведена развитию местной промышленности. Есть целые серии тематических экспонатов, например, «Настенные часы» и «Предметы крестьянского быта» или целая лаборатория запахов. Короче говоря, есть много чего интересного. Будете в этих краях, обязательно посетите и этот музей.
18.
19.
20.
21.
22. Годы идут, а ничего не меняется...
23. Кстати, в Сатку я приехал не просто так, а проверить в деле новые шины MICHELIN X®TRA DEFEND™ для шарнирно-сочлененных самосвалов. В итоге оказалось, что они и правда очень хороши. Как всё прошло можно почитать у меня здесь:
https://zavodfoto.livejournal.com/6013008.html
Ещё из нашей поездки в Сатку: