Как на Лысьвенском металлургическом заводе производят цветной металл

Jan 10, 2022 11:10

Мир прогресса настолько нас приучил к выбору, что мы хотим видеть вокруг себя больше яркого, позитивного, а жить в комфорте, в удобстве, в радости. Даже в таком консервативном направлении, как металлургия, наши производители стараются всё больше нас удивить. И одним из таких ярких представителей отрасли, конечно же, является Лысьвенский металлургический завод (Группа ПАО «ММК»). С одной стороны - это одно из старейших предприятий Урала (значит опыта у них точно хватает), а с другой стороны - «выскочка», ведь он единственный в России производитель электролитически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе. Из него делают сайдинг для отделки зданий, металлочерепицу или элементы внутреннего оформления вагонов метро, автомобилестроители тоже рады видеть их продукцию у себя. Металл от ММК-ЛМЗ яркий, красивый, безопасный и даже от вандалов готов себя оберегать. А в последнее время он ещё и к природной гармонии стремится, что стал похож на дерево или природный камень. Вот такой интересный у нас сегодня герой, а для меня ещё бальзам в том, что он родом из моего Пермского края.





Мифический единорог на листах металла - это бессменный фирменный знак качества завода. Ещё в 19 веке тогдашний владелец предприятия - граф Шувалов - велел клеймить этим символом своего фамильного герба всю произведенную на заводе продукцию. Ведь за качество он всегда был уверен, и не зря, ведь на протяжении веков на мировом рынке их продукция во многом не имела себе равных. Вот и сейчас «ММК-Лысьвенский металлургический завод» слабости себе не позволяет, всегда только первый!

2.



В 1785 году семьей князя Бориса Григорьевича Шуховского был заложен в этих краях завод, который специализировался на производстве чугуна и изделий из него. Потом собственником завода становится граф Шувалов. В 1787 году было получено первое железо, позднее были построены новые цеха и фабрики, в которых изготавливалась кованая, прокатная и другая металлопродукция. После реконструкции и модернизации в 1906 году впервые в России организовано производство луженой консервной жести, при этом к 1929 году - 43 % всей хромированной жести в нашей стране производилось на наших мощностях Лысьвенского завода. А в 1934 году завод стал еще и пионером по производству автомобильного листа. Между прочим, именно в Лысьве (раньше это был один завод) выпустили первую в нашей стране эмалированную посуду 14 сентября (по новому стилю) 1913 года. Отличился завод и в годы Великой Отечественной войны, помимо производства боеприпасов артиллерийских снарядов, зажигательных бомб, он единственный в стране, кто делал каски (стальные шлемы СШ-40) для наших солдат, и они были лучшими в мире. Всего за годы войны было изготовлено более 10 млн. таких шлемов. За успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны завод (в годы войны - Завод № 700 Народного комиссариата чёрной металлургии) был награжден орденом Ленина (1942 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.). Производство проката с покрытиями зародилось в 1979 году. Тогда на ЛМЗ построили комплекс по производству холоднокатаного листового проката и хромированной жести. Так, за успехами прошлого скрываться не будем, посмотрим уже на настоящее. В 2017 году Лысьвенский металлургический завод вошел в состав Группы ПАО «ММК». Новые владельцы - новые планы и амбиции!

3. А этот лист с историей был сфотографирован в местном музее.



Металл на завод приходит жд транспортом с Магнитки. Кстати, чёрный прокат из Магнитогорска недавно стали поставлять по железнодорожной ветке через станции Кузино и Кын, грузовые составы по которой не ходили более десяти лет. Благодаря чему время доставки сырья сократилось с семи до четырех дней.

4.



5. Склад холодного проката. Между прочим, этого добра хватит всего на несколько дней работы, вот такие тут трудоголики собрались :).



6. В зависимости от толщины и марки стали вес одного рулона может достигать 14 тонн.



И сразу зайду с козырей. Где-то в 1993 году Волжский автозавод полностью отказался от импортного оцинкованного проката. А то и правильно, зачем радовать заморских купцов, когда в своём Отечестве есть тоже неплохие умельцы. Так вот с 1995 года «ММК-Лысьвенский металлургический завод» поставляет автолист на АВТОВАЗ. Да, в рамках всех отгрузок доля не очень большая, но сам факт говорит, что их металл очень высокого качества. В среднем в месяц завод производит 20-25 тысяч тонн металлопроката с покрытиями, из них около тысячи тонн для нужд автомобилестроения. Ещё одна фишка завода в том, что в их оборудовании совмещены сразу две технологии - технология оцинкования и технология нанесения полимерных покрытий. В мире конкуренты пока так не умеют. Обычно у других производителей это разные агрегаты.

7.



Всё волшебство начинается с правки и растяжения металла, чтобы не было ненужной волнистости. Этот Цех разделяется на два участка, где находятся четыре производственные линии, по две в каждом. Оцинкованный прокат с полимерным покрытием производят на агрегатах № 3 и 4. Расстояние от начала до конца каждого агрегата - 1100 метров. Что касается самого производственного процесса, то он состоит из следующих этапов. Вначале рулон ставится на втулку. Далее он разматывается на этой сварочной машине, при этом листы в агрегат идут непрерывно. Агрегат никогда не останавливается (ну если только в случае ремонта, например) и работает круглосуточно. Так как рулоны не бесконечны, существует система перехода, как мы видим, второй рулон уже наготове и заправлен вверху. Как только заканчивается первый рулон, полоса останавливается, обрезается, а по верхней линии уже заправленный рулон опускается и сваривается, после чего производственный процесс продолжается, и лист идет на башенный накопитель.

8.



image Click to view



Вот так выглядит башенный накопитель. Здесь металл растягивают, разглаживают, потом он идет на линию сушки, а затем его ждет цинкование и снова сушка. Башенные накопители работают со скоростью 72 метра в минуту.

9.



10.



Затем наш SPA-салон по работе с металлом, оказывает услуги обезжириванья, травления, механической очистки и, наконец, оцинкования. А ещё на химическом участке происходит нанесение защитного хроматного покрытия, чтоб коррозия была металлу не страшна. Металл обезжиривают щетко-моечные машины (лента проходит через щелочной раствор при температуре 75 градусов). На агрегате десять вертикальных ванн цинкования, на каждой по четыре анодных ветви.

11.



12.



13.



14.



15.



16.



Далее подготовленный оцинкованный металл красят в цвет, желаемый заказчиком. Для полимерного покрытия завод предпочитает лидеров (краски от американской PPG, шведской AkzoNobel, словенской Helios), на качестве не экономит и не выбирает китайские краски, которые пока не дотягивают. В последнее время отечественные краски прибавили в качестве, поэтому и их стали брать в оборот.

17.



После того, как на металл нанесли цветное покрытие, он попадает в закрытые печи, в которых эмаль полимеризуется, теперь ему и солнце не страшно, и любая непогода.

18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



А это мы уже в другом цехе, где 30 марта 2016 года, в торжественной обстановке при участии Дмитрия Медведева (пусть и в виртуальном формате) была открыта эта производственная линия для выпуска проката с нанесенными офсетным способом декоративными рисунками, имитирующими, например, дерево, кирпич или камень. На тот момент ни в России, ни в Европе таких уникальных производств просто не было, так что ЛМЗ можно смело считать пионером по этому направлению.

25. Пультовая, отсюда и происходит управление новым агрегатом.



26. Поставщиком оборудования стала итальянская фирма «Danieli».



27. По-честному признаюсь, очень было приятно встретить читателя моего блога Ивана Колыванова, ради этого и стараюсь всех заставить нашу промышленность любить :). А мне в качестве бонуса разрешили отклоняться от маршрута хоть влево, хоть вправо, хоть наверх. Жаль было лишь мало времени, в этот день у нас была весьма насыщенная программа, кроме завода ещё музей и природные красоты Пермского края, зато я договорился, что это не последний мой приезд сюда.



image Click to view



Новый вид металлопроката на российском рынке стали продавать под торговой маркой SteelArt. Название SteelArt образованно от слов «сталь» и «исскуство», что в полной мере отражает саму суть уникального продукта.

28.



По технологии здесь предусмотрено нанесение на стальную оцинкованную полосу четырехслойного полимерного покрытия, которое обеспечивает высокую степень защиты от ультрафиолетовых лучей и повышенную стойкость к другим климатическим и атмосферным явлениям. Входной участок данного производства состоит из двух разматывателей и сшивной машины. В отличии от другого производства, здесь полотно не сваривают, а сшивают. Затем в камере нанесения полимерных материалов наносится грунтовое полиэфирное покрытие, далее сушка в газовых печах. На следующем этапе на лицевую сторону в валковой машине наносится базовое покрытие, будущая цветовая основа рисунка. Далее полоса проходит в сердце линии в секцию нанесения декоративного покрытия. После чего наносится высокопрочная лаковая пленка в соответствующей камере, придающая желаемые свойства продукту. Всего работает три принтера: их сочетание позволяет получать самые разнообразные расцветки. Эффект 3D, когда поверхность не только визуально, но и на ощупь напоминает определенный материал, создается при помощи лакового покрытия. Четвертый слой после цинкового, защитного и грунтового полимеризуется в печи при температуре 240 градусов. После сушки - финальная лакировка, и опять сушка. И уже потом контроль, упаковка в рулоны и на склад на радость потребителям. Чернила и лаки для проката SteelArt закупают в Корее, они в этой сфере пока лучшие.

29.



30.



А так SteelArt - это оцинкованный прокат с декоративным рисунком, нанесённым методом офсетной печати по технологии Print. Данное современное и высокотехнологичное оборудование позволяет достичь максимального качества печати и создать многоцветное и даже объемное изображение с эффектом 3D. По сути, данная технология позволяет воспроизвести любой рисунок по желанию заказчика. И при этом мы получаем более низкую стоимость по сравнению с природными или синтетическими материалами. Конечно же, не забываем и про лёгкость монтажа, что позволяет значительно сократить сроки и стоимость строительства. К безусловным плюсом этого продукта является повышенная коррозионная стойкость, устойчивость к климатическому и атмосферному воздействию, а также ультрафиолетовому излучению, про устойчивость к механическим повреждениям я даже молчу. Важно также отметить и про высокую экологичность SteelArt, ведь он производится без использования 6-валентного хрома.

31.



32.



33.



34.



35.



Прокат под брендом SteelArt выпускается в трёх исполнениях. Просто SteelArt - оцинкованный прокат с многоцветным декоративным рисунком. Лицевая поверхность гладкая с различным блеском: от матового до блестящего. SteelArt 3D - оцинкованный прокат с многоцветным объемным декоративным рисунком с 3D-эффектом, передающим не только внешний вид, но и фактуру материалов. Лицевая поверхность фактурная с шелковисто-матовым блеском. А особые гурманы могут заказать себе SteelArt Delux - это оцинкованный прокат с многоцветным декоративным рисунком или объемным декоративным рисунком с 3D-эффектом. Полимерное покрытие двухстороннее. Лицевая поверхность фактурная с шелковисто-матовым блеском. Обратная сторона покрыта отделочной эмалью в тон рисунку.

36. Участок визуального контроля. На выходе полоса специально подсвечивается, чтобы можно было проверить ее на дефекты



Что касается рисунков, на данный момент Лысьвенский металлургический завод производит в следующем исполнении: «Дуб», «Орех», «Кварцевый сланец», «Дикий камень», «Кирпичная кладка» и «Бордо» (SteelArt 3D - с рисунками «Дуб», «Орех» и «Кварцевый сланец»). Всего в стандартном каталоге на данный момент 12 вариантов. При этом уже в самое ближайшее время появятся новые расцветки. Со своими клиентами, завод весьма демократичен. Готов выдать как много проката, так и всего несколько рулонов. В этом и есть ещё одно уникальное преимущество от ММК-ЛМЗ. Ведь они готовы формировать сборные вагоны - до пятнадцати цветов, причем с разной толщиной листа. Другие заводы в нашей стране просто такое позволить себе не могут. К тому же заказы здесь собираются и отправляются быстрее, не нужно ждать месяцами. Отгрузки проходят как жд транспортом, так и автомобильным. Прокат ММК-ЛМЗ активно покупают не только в России, но и клиенты из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана, а также отправляют в Финляндию, Португалию, Польшу и т.д.

37.



Вот и получается, что SteelArt - это строительный материал нового поколения для самых современных архитектурных решений. Он очень хорош в сегменте отделочных материалов для фасадов зданий и крыш различного назначения, ворот, ограждений и внутренней отделки помещений. Кстати, сохранность защитных и декоративных свойств гарантируется заводом-изготовителем в течение 25 лет. Толщина стальной основы проката составляет 0,3-1,5 мм, а ширина проката - 1250 мм, 1500 мм (в зависимости от рисунка).

Кстати, кроме цветового ассортимента, «ММК-Лысьвенский металлургический завод работает и по модному сейчас направлению - антибактериальному покрытию, чтоб никакая зараза себя комфортно не чувствовала. Уже проведены необходимые испытания, скоро такой прокат выйдет в серию. А ещё также ведутся работы и в антивандальном направлении, чтобы всякие ненужные граффити и надписи можно было с лёгкостью стирать обычной тряпкой.

В перспективе завод готов дальше идти в сторону цифровой печати на металле, правда на это нужны серьезные инвестиции, и если головная компания в лице ММК поддержит эту инициативу, будет очень интересно и наверняка появится много поводов, чтобы ещё не раз посетить это предприятие. Ведь, большой промышленный цифровой принтер позволяет создавать на компьютере любой рисунок, не используя нанесение покрытия роликовым способом. Да, это рынок нишевый, сама продукция одназначно будет дороже, но в компании уверены, что и на такой продукт будет спрос. Большой плюс цифровой печати в экономии времени. Так как на одном рулоне для одного заказчика можно будет печатать разные изображения и менять их хоть каждые пару метров. А ещё думают может идти и в следующие переделы, например, запустить производства конечного продукта (из металлопроката делать сэндвич-панели или металлочерепицу).

38.



Серия себяшек с первыми продолжается. На этот раз с гендиректором ООО «ММК-ЛМЗ» (Лысьвенский металлургический завод) Алексеем Кузнецовым. Ему в этом году точно краснеть не приходится, завод работает, как часы, загружен на 100 %. По итогам года он дал стране 280 тысяч тонн такого нужного, а, главное, симпатичного проката на 5 % больше, чем годом ранее. Цель на следующий год - ещё больше, порядка 300 тысяч тонн. А ещё ММК-ЛМЗ входит в топ-12 по прибыли среди всех пермских предприятий! Большое спасибо за открытость и тёплый приём!

39.



Ещё из моих поездок на Лысьвенский металлургический завод:






P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 500 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Яндекс.Дзен / LiveJournal / Facebook / ВК / Одноклассники / Instagram

Лысьва, МЕТАЛЛУРГИЯ, Лысьвенский металлургический завод

Previous post Next post
Up