Керамика из небольшого городка Семикаракорска под Ростовом уже давно стала визитной карточкой не только Донской столицы и Ростовской области, но и всей России в целом. Между прочим, АО «Семикаракорская керамика» - единственное предприятие в Ростовской области, которое входит в Федеральный перечень предприятий народных художественных промыслов России. И важность как раз и заключается в том, что благодаря им мы можем не только любоваться чем-то красивым, а прикоснуться к истории земли Донской, к нашей с вами истории, к традициям, и новым трендам в искусстве. Лично мне, как большому любителю и ходоку по заводам, такой опыт весьма кстати. А учитывая, что здесь в почёте ручной труд, у тебя есть возможность прикоснуться и к человеческому капиталу, душе и знаниям, которые сотрудники закладывают с любовью в каждое изделие. Как вы уже догадались, сегодня я вам покажу, как делают Семикаракорскую керамику.
Все материалы, используемые для производства Семикаракорского фаянса, природные. А состоит он всего из трёх компонентов: глины, песка и каолина. В этой троице глина обеспечивает пластические свойства фаянсовой массы, благодаря ей он сминается, изгибается, принимает разные формы под воздействием усилия, лепится. В производстве Семикаракорской керамики используется огнеупорная беложгущаяся глина Дружковского месторождения (Украина).
Каолин - по сути тоже глина. Правда она довольно плохо лепится. Но если её обжечь, то она становится белой, примерно как вата. Именно каолин обеспечивает белизну фаянса. Вот и получается, что черепок Семикаракорского фаянса имеет белый цвет, а не маскировку в виде непрозрачной белой глазури. Да, это дорого и трудоёмко, но результат идеален, поэтому менять рецептуру нет смысла. Тем более, что уровень белизны - это показатель ценности керамики. Предприятие использует в своей работе каолин из месторождения с романтичным названием Журавлиный лог (Челябинская область).
Песок же в этой банде - вспомогательный элемент. Благодаря его крупнозернистой структуре глина не прилипает к рукам, а сырой полуфабрикат не оседает под собственным весом. Таким образом, песок становится скелетом, вокруг которого и формируется масса.
2. Вот как раз вся эта троица на показ для дорогих гостей-посетителей.
Первым этапом производства является приготовление литьевого шликера и формовочной массы. Для этого сырьевые компоненты (глина и песок) измельчаются вот в таких шаровых мельницах, где в качестве мелющих тел используются уралитовые шары, а внутри мельниц имеется резиновая футировка. Далее эта измельченная масса переливается в большие резервуары, где соединяется с каолином и перемешиваются. Полученный литьевой шликер затем поступает на участок литья, а формовочную массу готовят методом удаления лишней влаги. Жидкую фаянсовую массу закачивают в фильтр-пресс, далее полученная масса переминается в вакуум-мялке. После чего передается на участок пластичного формования.
3. Цех обработки сырья.
Следующим этапом производства является сборка изделий. Различные приставные части - ручки, носики крепятся к корпусу изделия. Стать одним целым помогает клей-жижель. Его тоже изготавливают на предприятии. Жижель состоит из сушья -остатки после формования массы и декстрина -вещества, полученного из кукурузного крахмала. После обжига этот самый жижель становится очень надежным клеем, который и скрепляет, например, ручку и корпус.
4.
Вот в такие формы и заливают формовочную массу. Эти формы закрывают и обтягивают резиновым жгутом. Через некоторое время форма начинает активно впитывать воду, благодаря чему начинает формироваться внутреннее пространство изделия.
5. Формовочный цех.
6. Давайте посмотрим, что там внутри.
7. Делай раз - распаковка удалась.
8. делай два - вот, что было внутри, это заготовка супницы
9. делай три - а вот такое будущее её ждёт.
10. На этом же этапе на участке сборки наносится прорезной рельеф. Важно отметить, что Семикаракорская керамика-единственное предприятие в России, которое делает прорезной рельеф на фаянсе. С помощью дыроколов разной формы и конфигурации прорезной рельеф наносится на тарелки, сахарницы и прочие изделия.
11. Правда ляпота-красота? Каждая дырочка в глине делается вручную и по сути получается, что все изделия уникальны ещё и этим, а не только рисунком.
12. Не пугайтесь, это всего лишь заготовки для кукол-грелок
13.
14. Вот такие красавицы на выходе получаются.
15.
Отличительная особенность Семикаракорской керамики в том, что при её производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Более того, Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, но и привлекает своей практичностью и экологичностью.
16.
17.
18. Ассортимент завода не ограничивается посудой, производят они и предметы интерьера - часы, светильники, плафоны, панно и даже шахматы.
19.
20.
Далее, после сборки идет процесс оправки. Она заключается в обрезании и заглаживании края изделия с лицевой и внутренней стороны, таким образом убираются все неровности и остатки швов. Оправка осуществляется с помощью поролоновой губки, смоченной в воде, специальных клюшек и резачков.
21.
22.
23.
24.
25. Около 200 человек здесь трудятся над созданием изделий из белоснежного расписного фаянса.
26.
27. После оправки изделия подсушиваются в естественных условиях, на стеллажах, от 3 дней до 2 недель в зависимости от их конфигурации.
28.
29.
30.
31.
32.
Важным этапом производства изделий из керамики является обжиг. Причём его проводят дважды. Первый - утельный обжиг, который проходит в газовой печи при температуре в центральной зоне 1220 градусов. Он обеспечивает создание плотного черепка для рукотворного декорирования изделий, короче говоря, придаёт изделию «прочность камня».
33.
При обжиге изделия помещаются на вагонетки, сложенные из огнеупорных материалов. Вагонетки закатываются в печь и начинается процесс обжига, который длится около 12 часов. Происходит плавный подъем температуры, выдержка в течение часа и охлаждение. Обожжённые полуфабрикаты поступают на участок сортировки утельного полуфабриката.
34.
Сортировка изделий производится методом перезвона, то есть все изделия прозванивают, простукивают, и по звуку определяют, есть ли потреск на приставных деталях, цел ли корпус. Также контроль качества производится нанесением специального состава - фуксина. Это розовая жидкость, благодаря которой видны все дефекты, мельчайшие потрески, дырочки. После такого кастинга только идеальное изделие проходит дальше. После сортировки утельного полуфабриката ставится штамп-логотип предприятия. Это свидетельствует о том, что изделие проверено и готово к росписи.
35.
Следующим этапом производства является подглазурное декорирование изделий. По способу декорирования изделия, выпускаемые Семикаракорской керамикой, делятся на исполнительские и тиражные. Тиражные изделия декорируются подглазурными красками и иногда солями металлов в качестве отводок. Исполнительские изделия декорируются как солями металлов, подглазурными красками, так и ангобом.
36.
37. Да-да, всё то огромное количество чашек, тарелок, вазочек, сувениров расписано всего несколькими мастерицами.
Сотрудники с помощью кальки карандашом снимают контуры росписи с образца изделия, прокалывают их иглой и переносят с помощью «припороха» (древесный уголь) на изделия. В результате чего на поверхности остаётся ясный точечный узор. Как результат, переводится контур будущей росписи.
38.
39. Подготовка к Новому году здесь идёт полным ходом.
40.
41.
42. Рука мастеров настолько «набита», что со стороны кажется, что тут правят балом не люди, а какие-то роботы художники, пусть и с душой :).
43.
44. Это "Анечка и Ванечка" - елочные игрушки.
45.
46.
Затем живописец подготавливает подглазурную краску для нанесения росписи. Эта краска просеивается через сито и растирается на палитре шпателем. В растертую краску добавляется небольшое количество воды и капля глицерина. Затем краска наносится на кисть - с одной стороны в большем количестве, с другой в меньшем. Так при нанесении мазок будет полутеневой, что создаст эффект глубины и объема. Это отличительная особенность росписи Семикаракорской керамики.
47.
В рабочем процессе используются кисти из беличьих хвостиков и кисти из колонка.
48.
После нанесения мазков, завершающим этапом является пестрение - это нанесение тонких линий темными красками.
49.
Декорирование исполнительских изделий - более сложный процесс. Его отличает разнообразие методов декорирования. Во-первых, это нанесение ангоба - шликер, состоящий из сырьевых компонентов, который наносится на изделие в жидком состоянии. После обжига шликер создает рельеф, необходимый для декора. Декорирование солями металлов осуществляется по необожженному черепу изделию, то есть до первого обжига по сырцу. После обжига соль каждого металла приобретает свой цвет. Последним этапом декорирования является нанесение подглазурной краски и пестрение. После обжига изделие приобретает более насыщенную палитру цветов. Соли металлов дают тени, глубину изображения пейзажа, портрета и цветочной росписи.
50.
51.
52.
Декорированные изделия поступают на участок глазуровки. Глазурь-суспензия, в состав которой входит стекло определенного химического состава (фритта). Фритта и другие компоненты глазури измельчаются в шаровой мельнице с добавлением воды. В результате получается суспензия, которая называется «глазурь». Глазури наносятся на изделия с помощью распыления пульфоном или прямым «окунанием». Ножка изделия протирается, для того, чтобы избежать приклеивания к вагонетке, огнеупору. Затем производится последний политой обжиг. Толщина глазурного слоя строго регламентируется лабораторией, чтобы не было наплывов, расслаивания, трещин на глазури. За этим следят контролеры. Политой обжиг так же осуществляется в газовой печи. Политой обжиг проводится при температуре 1140-1180 градусов. При этой температуре глазурь плавится и соединяется с корпусом изделия. Тонкий слой глазури защищает декор, делая его вечным.
53.
На финише каждое изделие подписывается на донышке, где указывается автор изделия, формы и росписи, и исполнитель-человек, который повторил данное изделие в тираже.
54.
55. Заглянули и в святую-святых, где создают новые образцы или даже новые направления в оформлении изделий.
Рождение нового предмета - чашки, вазочки, тарелки, сувенира - процесс длительный и непростой. Ведь нужно придумать внешний вид, разработать рисунок, сделать форму. Довести всё сначала до совершенства, а потом - до автоматизма.
56.
57.
58.
59. А это ведущий художник Татьяна Юрьевна Токаренко, которая уже 30 лет работает на Семикаракорской керамике. Она приехала на Дон из Москвы в 1987 году, где окончила отделение керамики Московского высшего художественно-промышленного училища. Думала ненадолго, но встретила здесь свою судьбу и осталась навсегда.
60. Я просил показать мне какую-нибудь интересную работу, с её точки зрения. Татьяна показала вот этот кувшин. Оказывается, так расписать весьма непросто.
Согласно техническим условиям, действующим на предприятии, оценивается качество каждого изделия. Изделия, отвечающие первому сорту, упаковываются в бумагу, затем помещаются в коробки из гофрокартона в соответствии с комплектацией и количеством изделий.
61.
62.
63.
Как по мне, АО «Семикаракорская керамика», просто удивительное предприятие, где золотой фонд - это простые люди, которые очень любят свою работу, видимо, поэтому Семикаракорскую керамику знают не только у нас, а и во всем мире. Вот и очередные клиенты приехали опустошить немного склад, чем не показательный пример?
64.
65. Ну и напоследок с Натальей Беловой, гендиректором АО «Семикаракорская керамика», для порядка заселфился. Ещё раз напомню, в этом году у них юбилей - 50 лет, как они в теме народных художественных промыслов! Так что есть повод и их, и себя порадовать. Большое спасибо за тёплый приём и интересную экскурсию по производству, с праздником вас!
Мне не жалко, а Вам может пригодится, сдаю все явки-пароли: сайт, интернет-магазин и их аккаунты в соцсетях:
https://aksinia.ru/https://t.me/semikarakorskaya_keramikahttps://instagram.com/semikarakorskaya_keramikahttps://vk.com/aksinia.donskayahttps://тихийдонмузей.рус Ещё по теме:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 550 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Дзен /
LiveJournal /
ВК /
Одноклассники /
Пульс