В октябре 1988 года при Ловозерском горно-обогатительном комбинате руководителем группы «Поиск» А. Б. Комаровым был основан краеведческий музей, задачей которого стало отображение истории изучения и освоения северо-востока Кольского полуострова, природного разнообразия этого района, при этом особая роль отводится, конечно же, Ловозерским тундрам. Для посетителей музей распахнул свои двери 1 ноября 1989 года. Появилась возможность окунуться в истории этих мест, почему бы и не воспользоваться.
Поселок Ревда возник в 50-е годы в связи со строительством Ловозерского ГОКа, которое велось в период 1946-1953 г.г. Днем рождения Ревды считается 16 мая 1950 года - день, когда был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об отнесении населенного пункта к категории рабочих поселков. Свое название поселок получил от одноименного озера, расположенного поблизости. В переводе с саамского - Ревда - означает «яма, место сбора оленей и лосей в период осеннего гона». «Ревтом» саамы называли рехкающего во время брачного сезона оленя. И именно олень изображен на гербе поселка. Сейчас там проживают чуть больше 6 300 человек.
2. Рядом со входом в музей стоит старинная пушка 1864 года с Терско-Орловского маяка. На пушке стоит клеймо: "ОБЩ. ПУТИЛОВСКИХЪ ЗАВОДОВЪ №196 1897, С-ПЕТЕРБУРГЪ ".
3. По другую сторону локомобиль из деревни Чалльмны-Варре. В 50-е годы ХХ века, ещё вполне рабочее устройство было, обеспечивало село электроэнергией, потребляло 5 кубов дров в сутки.
4. Внутри встречает всех гостей оригинальная вагонетка с рудника "Карнасурт", которая использовалась там в 50-60-е годы ХХ века.
Фонды музея прирастали путем сбора информации (в том числе воспоминаний ветеранов войны и труда), изучения архивных материалов, а главное - в ходе многочисленных экспедиций в отдаленные районы Кольского полуострова. Площадь постоянной экспозиции музея - 340 кв.м, выставочная площадь - 220 кв.м. В музее постоянно экспонируются более 3 500 предметов.
5.
6. Еще один ценный экспонат- саамская вежа с Нижнекамского погоста XVIII века. Вежа - это временное жилище саамов, жителей севера Скандинавского полуострова и Кольскoго полуострова. Вежи обыкновенно служили жилищем на короткое промысловое время на рыболовных (летних, осенних и весенних) местах. При перекочёвке саамы не разрушали их, а оставляли на том же месте, чтобы воспользоваться ими на обратном пути.
7.
На Белом море есть два мыса, носящие имя Орлова: на Летнем берегу Двинского залива и Терском берегу Кольского полуострова. Вначале маяк, построенный на Терском берегу, назывался просто Орловский, но когда в 1900 году маяк появился и на мысе Орлова Летнего берега, для различия их в названиях появились слова “Терский” и “Летний”. Терский берег, протянувшийся от мыса Святой Нос до устья реки Поной, сравнительно извилист и характерен множеством мысов, среди которых мыс Орлова наиболее приметен. Он расположен при входе в Белое море и потому является важным ориентиром для мореплавателей.
8.
9. Про историю этих мест рассказывает и Поморский крест XVIII века с побережья Белого моря. Такие ставили поморы для себя и своих сотоварищей, чтобы облегчить путь на промыслы.
10. Предметы быта поморов села Поной.
11.
12. Есть отдельный зал, посвящённый Великой Отечественной войне.
Лидер Эсминцев «Ташкент» проекта 20И - служил и погиб на Чёрном море. Проект корабля был разработан и реализован фирмой Odero Terni Orlando в Ливорно. 28 декабря 1937 года из-за осложнений в межгосударственных отношениях корабль был спущен на воду в недостроенном состоянии, а весной 1939 года после приёмных испытаний прибыл в СССР. 22 октября 1939 года судно было зачислено в состав Черноморского Флота СССР, после чего на него было установлено вооружение. В июне-августе 1941 года «Ташкент» принял участие в обороне Одессы, в ходе которой 30 августа попал под авианалёт немецкой авиации и получил серьёзные повреждения корпуса. После возвращения в строй с октября 1941 года по июнь 1942 года принимал участие в обороне Севастополя. Всего с начала войны лидер прошёл 27 000 морских миль, перевёз 2538 т боеприпасов и 19 300 человек, участвовал в конвоировании 17-и транспортов, провёл около сотни боевых стрельб главным калибром. В результате действий корабля было повреждено или сбито 13 самолётов противника, уничтожен аэродром и шесть артиллерийских батарей. 27 июня 1942 года «Ташкент» получил множественные повреждения корпуса во время возвращения из Севастополя, став последним кораблём, прорвавшимся в город перед занятием его немецкими войсками. Во время подготовки к переходу на ремонт в Поти 2 июля 1942 года лидер был потоплен прямым попаданием авиабомбы в порту Новороссийска. После подъёма в 1944 году корабль был разобран на металл.
13.
14.
15. Схема Кольского полуострова, на которой отмечены места, где были найдены обломки самолётов.
16.
17. Детали от самолёта СБ, судьба экипажа неизвестна, погиб самолёт в 1942 г., на горе Куйвчорр.
18. Привлекает история про английский самолёт Hawker Hurricane Trop. IIc. Остатки одного такого самолёта были найдены в тундре возле реки Воронья в 1988 году.
19. В 1989 году на Ловозерском ГОКе самолёт был восстановлен и установлен на одной из улиц поселка.
Английский "Хоуккер Хуррикейн" - предшественник знаменитого "Спитфайра", один из самых массовых истребителей Западного фронта от Норвегии до Африки. Из выпущенных в 1937-44 годах 14,5 тысяч машин около 3 тысяч было поставлено в СССР, в основном в качестве морской авиации Северного и Балтийского флотов.
20.
Первые «Харрикейны» прибыли в СССР в конце августа 1941 г. своим ходом, по воздуху. Группа британских специалистов не просто обучала наших летчиков-североморцев работе с новой машиной - они производили боевые вылеты для прикрытия конвоев с воздуха. Это было начало настоящего боевого братства народов. На базе этих первых 37 «Харрикейнов» был сформирован 78 ИАП, который возглавил Борис Феоктистович Сафонов.
Именно в этом, «сафоновском» полку летал Алексей Иванович Яковенко - старший лейтенант, командир 1 авиаэскадрильи 78 ИАП. 29 октября 1941 года он не вернулся с боевого задания. Тело его было обнаружено в марте 1942 г. при строительстве линии электропередач на с. Воронье. Этого славного летчика и сочли пилотом «нашего» «Харрикейна» в 1989 году, когда памятник в Ревде был установлен. Однако дальнейшая поисковая работа показала, что отдельные части этого самолета (была произведена сверка по уцелевшим серийным номерам) были изготовлены на заводах Великобритании в период с мая по декабрь 1942 года, следовательно на этом «Харрикейне» Яковенко летать не мог. Долгие годы оставался неизвестным летчик, посадивший свой «Харрикейн» на болото у Черной речки. Можно было предположить, что он сумел выйти к своим - об этом говорили следы попыток вывезти самолет в годы войны. Но лишь недавно эти предположения подтвердились. Чуть позже удалось установить, что на этом самолете 25 апреля 1943 года в районе Ловозеро совершил вынужденную посадку летчик 2-го ГвИАП ВВС СФ старший лейтенант Мухин В.И..Посадка была совершена по техническим причинам, летчик, добравшись в полк, доложил, что самолет подлежит среднему ремонту, однако вывезти его в годы войны так и не смогли.
21.
22. Официально памятник называется «Памятник боевому братству народов в годы Второй Мировой войны».
21 апреля 1941 года И.В.Сталин подписал указ о строительстве Аллуайвского лопаритового комбината. К исполнению указа приступили немедленно.Все работы курировались лично Л.П.Берией, т.к. строящийся комбинат отнесли к системе НКВД - лопаритовый концентрат планировали использовать в оборонной промышленности. Следовательно, в строительстве принимали участие заключенные. Первые партии начали прибывать в начале мая 1941 года. Перед началом войны на строительстве Аллуайвского комбината трудилось около 2 тысяч человек, из них около 1 700 - узники ГУЛАГа. Это были военнослужащие 54й армии, которая в годы советско-финской войны попала в окружение и была взята в плен. После заключения мира, финны вернули наших военнопленных, но на Родине их снова ждали лагеря. В районе они строили дороги Пулозеро-Ловозеро и Ловозеро-Йоканьга, рыли котлованы, закладывали фундаменты зданий будущего комбината.
23. Есть зал, посвященный репрессиям.
24.
Оказывается, Хибинские и Ловозерские тундры по праву занимают первое место в мире по своему минеральному разнообразию. Доказательством тому целая солянка различных минералов, которой отдан целый зал музея. Первые научные исследования в Хибинских и Ловозерских тундрах проводились экспедицией под руководством В. Рамзая в конце XIX века. Чуть позже здесь был найден лопарит - минерал, названный в честь саамов (малочисленный финно-угорский народ). Между прочим, это единственное место в мире, где его добывают. Ловозерский ГОК является единственным действующим в Российской Федерации предприятием, выпускающим лопаритовый концентрат, который используется для получения тантала, ниобия и редкоземельных металлов, а также титана, стронция, тория. Предприятие является градообразующим для поселка Ревда.
25.
В составе ООО «Ловозерский ГОК» действуют подземный рудник Карнасурт, разрабатывающий участки Карнасурт и Кедыквырпахк, и обогатительная фабрика.
26.
Переработка руды Ловозерского месторождения проводится по гравитационной схеме с доводкой чернового концентрата электрической и магнитной сепарацией. Товарным продуктом является лопаритовый концентрат, отвечающий требованиям ТУ 1763-001-71899056-2005. В 2021 г. фабрикой переработано 405,2 тыс. т руды, содержащей 2,33% лопарита, получено 7 747 т лопаритового концентрата чистотой 96,7%; извлечение лопарита в концентрат 80,6%.
27.
28.
29. Эволюция касок.
30.
31.
Минералогическая коллекция музея насчитывает около 500 образцов, которыми представлено свыше 100 минеральных видов Ловозерских и Хибинских тундр, Западных Кейв и других интересных геологических объектов Северо-востока Кольского полуострова. Многие образцы в разное время были переданы музею учеными, геологами и коллекционерами-любителями. Отдельные витрины посвящены минералогическим памятникам природы: пегматитовой залежи «Юбилейная» и 11 новым минералам, открытым в ней и уссингитовой жиле «Шкатулка» и минералах подземного Умбозерского рудника.
32. Витрины минералов Кольского п-ова.
33. Крупный образец из уссингитового тела "Шкатулка" (Умбозерский р-к, Аллуайв, Ловозеро): уссингит (сиреневый), серандит (оранжевый), умбозерит (черный), микроклин (белый), сфалерит (желтый).
34.
35.
36. Ставролитs. Кейвы, Кольский п-ов.
Лопаритовый концентрат, произведенный ООО «ЛГОК» и содержащий в среднем 28-30% ΣTR2O3, 35-38% TiO2, 7,5-8,0% Nb2O5, 0,5-0,8% Ta2O5, для дальнейшей переработки направляется ОАО «Соликамский магниевый завод» (ОАО «СМЗ», Пермский край). На предприятии организовано хлорное вскрытие лопаритовых руд, обеспечивающее извлечение 95,5-96% РЗМ (в плав хлоридов, из которых далее получают неразделенные карбонаты РЗМ), 93-94% ниобия и 86-88% тантала (в технические оксиды), 96,5-97% титана (в технический тетрахлорид). Его производственные мощности позволяют перерабатывать до 13 тысяч тонн лопаритового концентрата с получением до 3,6 тысяч тонн соединений РЗМ (в пересчете на ΣTR2O3), а также до 800 тонн соединений ниобия (в пересчете на Nb2O5), до 60 тонн соединений тантала (в пересчете на Ta2O5), до 2,5 тыс. тонн губчатого титана и соединений титана (в пересчете на Ti). Из-за отсутствия в России мощностей по разделению РЗМ на индивидуальные оксиды основная часть продукции ОАО «СМЗ» экспортируется.
37. А вот и тот самый лопарит, черный, в виде глазика.
38. В 1997 году сотрудниками музея ООО «ЛГОК» были открыты Канозерские петроглифы, в настоящее время признанные историческим памятником мирового значения.
39. В 1978 году основой продукции комбината, лопаритовому концентрату был присвоен государственный Знак качества. Чуть позже пришло и мировое призвание.
40. И это лишь совсем малая часть того, о чем можно узнать, посетив данный музей.
Вся моя история с АО «Атомредметзолото»:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Дзен /
LiveJournal /
ВК /
Одноклассники Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396