Шахта «Каула-Котсельваара» или как зарождалось никелевое дело на Кольской земле

May 23, 2024 10:44

В 2023 году завершила свою производственную деятельность старейшее горное производство Кольского дивизиона компании «Норникель» - шахта «Каула-Котсельваара» в поселке Никель. 21 ноября на отметке «минус 215» пробурили и взорвали последний забой выработки. И знаете, на пенсии жизнь только начинается, подумала наша шахта, и решила податься в модный нынче промтуризм! "Пусть теперь все мной любуются, да никелевую науку познают". Правда, как любая уважающая себя дама, взяла паузу на марафет. Сейчас шахту «Каула-Котсельваара» приводят в порядок, согласовывают все формальности, продумывают маршруты, чтоб они были и интересными и безопасными. Мне повезло там побывать, в результате я никелевую историю местных мест узнал, плюс получил нереальное удовольствие. Конечно же, спешу поделиться этой атмосферой и с вами





2. Медосмотр, проверка на алкоголь, инструктаж по технике безопасности, смена одежды и всё-такое, в ламповой получаем фонарь, самоспасатель и вперёд в никелевое царство.



История шахты «Каула-Котсельварара» началась в прошлом столетии, когда Печенгская земля носила название Петсамо и входила в состав Финляндии. Напомню, после подписания Юрьевского (Тартуского договора) между РСФСР и Финляндской республикой западная часть Печенгской волости отошла Финляндии и с 14 февраля 1921 года становится самостоятельной губернией - Петсамо. 1 августа 1921 года в Петсамо снаряжается геологическая экспедиция во главе с А. Талвиа. Целью экспедиции был поиск магнетитовых железных руд, как в соседней норвежской коммуне Сёр - Варангер. Однако были обнаружены залежи никелевой руды.

3.



К 1934 году финские геологи открыли более десятка месторождений (содержание никеля - 1,6%, меди - 1,3%), среди которых было Каулатунтури, давшее начало руднику «Каула». Однако ни средств, ни кадров на их разработку и дальнейшую переработку у финнов не хватало. В результате, в 1934-м году район Петсамо был сдан в концессию канадской (с участием американского и английского капитала) Интернациональной никелевой компании (ИНКО, до начала 1970-х годов эта компания контролировала три четверти мирового производства никеля). Так появилось дочернее финское общество «Петсамо Никкели ОУ» (другой вариант названия - «Петсамо-никель», дата создания 12 июля 1934 года). Договором предусматривалось и создание металлургического завода с минимальной производительностью 2 тысячи тонн никеля в год, из них 5% должно было передаваться Финляндии в счёт концессионных выплат. Местом для построения горняцкого посёлка и завода была определена долина р. Колосйоки на высоте 120 м. над уровнем моря. В дальнейшем посёлок стал называться - Колосйоки (ныне - пгт. Никель), по названию реки. Заводская площадка была основана у главной откаточной штольни рудника. Завод с рудником должен был связывать подземный тоннель длиной около 2,6 км. К началу 1940 года завод с указанными характеристиками был построен.

4.



В 1939 году во время «Зимней войны» СССР с Финляндией. Канадские специалисты компании ИНКО покидают район боевых действий, забрав с собой все материалы по разведке месторождений и выведя из строя дизельную установку и подъёмную клеть рудника «Каула». Финны при отступлении не разрушили завод, но разрушили жилые дома посёлка, центральную столовую и бараки. Советские войска не нанесли району повреждений и в 1940-м году даже приступили к восстановлению. После окончания советско-финской войны, СССР возвратил Петсамо Финляндии. В свою очередь, компания АО «Петсамон - Никкели» согласно договорённости с немецким концерном «И. Фабениндустри» 60% руды отправляла в Германию и 40% должно было резервироваться для СССР. Однако осенью 1940 году между руководством «Петсамон - Никкели» и Москвой возникли разногласия из-за цены на руду, и договор о поставках не был заключён.

5.



После вступления Финляндии в 1941 году в войну на стороне гитлеровской Германии освоение месторождения «Каула» продолжилось, но уже под контролем немцев. В одной из сохранившихся докладных записок немецкому командованию говорилось: «…Никелевые месторождения в Петсамо занимают второе место в мире после канадских… Для Германии это единственный достижимый источник никеля способный обеспечить нужды будущего государственного пространства… Без никеля Петсамо (Германия) останется в полной зависимости от России или заморских стран…». Первая печь и первый конвертер на металлургическом заводе заработали 3 июля 1942 года. Уже через год, производственная программа предусматривала в среднем добычу в 20 тысяч тонн руды в месяц и производство никелевого штейна - более 1 тыс тонн в месяц. В связи с ростом потребностей Германии в никеле финская сторона дополнительно предоставила в эксплуатацию месторождение Каммикивитунтури. Оборудование для предприятия поставлялось из разных стран, преимущественно - немецкого производства. В сентябре 1944 года в производственном управлении предприятия в Колосйоки трудились 923 человек. Предприятие проработало до октября 1944 года.

6.



7. И сразу одно из самых ярких впечатлений, сам спуск в шахту на вот такой наклонной клети. В рудниках и шахтах я был уже не раз, но на таком чуде спускался в первые. Мы на отметке «минус 110». Это самая нижняя глубина Восточного наклонного ствола.



В октябре 1944 года в результате Петсамо-Киркенесской операции немецко-фашистские войска в районе Петсамо разбиты, советские войска приступили к освобождению Северной Норвегии. При отступлении немцы разрушили все сооружения завода и рудника «Каула». Они были уверены, что на восстановление комбината потребуется не менее 10 лет. По договору о перемирии с Финляндией Печенгский район, на территории которого находился разрушенный рудник и комбинат, был возвращен СССР.

8.



На восстановление комбината и рудника прибыли специалисты из Мончегорска, Кировска, Москвы, Ленинграда, с Урала. Первым делом нужно было построить ЛЭП от Туломской ГЭС до поселка Никель для обеспечения завода электроэнергией. Второй не менее важной задачей было строительство дымовой трубы. Сложность в том, что построить ее нужно было зимой. Прибывшие из США мастера отказались строить трубу в суровых зимних условиях. Слабаки! Как всегда, сами справились. Ждать тепла было нельзя, ведь уже была определена даже дата ввода комбината - 7 сентября 1945 года. Приказом наркомата цветной металлургии СССР 22 июня 1945 года был утвержден устав комбината «Печенганикель».
Многое из того, что применялось на печенгской трубе, для нашей страны было в новинку. Металлическая передвижная опалубка. Специальная «юбка» вокруг тепляка, которая стягивалась канатом вокруг затвердевшего бетона. Бетономешалку поставили внутри трубы, бетон сразу шел в дело. Первые 14 кубометров бетона уложили 18 января 1946 года, последний - 1580-й - 15 августа. К началу октября вся внутренняя поверхность самой высокой на то время дымовой трубы в нашей стране была покрыта кислотоупорным кирпичом.

9. Перед нами руддвор. Он необходим для обслуживания всего горизонта шахты, для хозяйственных и производственных нужд. Сейчас здесь располагается техника для поднятия наверх.



После восстановления рудника в феврале 1945 года была возобновлена добыча руды. Руда далее отправлялась на переработку железнодорожным транспортом в думпкарах на обогатительную фабрику в Заполярном. А также автомашинами ее перевозили до порта Лиинахамари, затем судами до Мурманска и по железной дороге - на комбинат «Североникель». Первая отгрузка руды состоялась уже в марте 1945 года.

10. В основном в деле тут использовались электровозы К-10. Первый электровоз этой серии был выпущен в 1971 году на Александровском машиностроительном заводе, который расположен в моём Пермском крае. С 1973 года по настоящее время выпускается серийно, понятно, что уже в модернизированных версиях.



Поскольку руднику «Каула» приходилось работать на два комбината, потребовалась доразведка богатых руд месторождения. Она велась как с поверхности, так и с подземных выработок рудника. Причем буровые работы на плоскогорье в условиях полярной ночи велись впервые, и были некоторые сомнения, что такое возможно. Но буровые бригады справились со всеми трудностями, применив ряд новаторских предложений. За первые два с половиной года работы коллектив Печенгской геологоразведочной партии смог выполнить буровых работ больше, чем иностранцы за 14 лет.

11.



Дополнительная разведка подтвердила промышленное значение месторождения. В феврале 1958 года пришла очередь давать руду новому месторождению «Котсельваара», что в 1,5 км от рудника «Каула». Также была предложена оригинальная схема его «вскрытия»: подземный квершлаг от капитальной штольни рудника «Каулы». Такой метод позволял наиболее эффективно доставлять полученную руду на поверхность. Новый рудник запустили в эксплуатацию в декабре 1958 года. А вскоре уже объединенный рудник получил новое название - «Каула-Котсельваара». Но еще до объединения на «Кауле» был участок отработки верхних горизонтов открытым способом. Он действовал с 1953 года.

Спустя годы районная газета «Советская Печенга» публиковала рассказ бригадира об этих событиях: «Месторождение Котсельваара от Каулы находится почти в двух километрах. Требовалась пробить к нему квершлаг. В 1958 году начались работы. Виктора назначили бригадиром. Скоростная проходная - новое для Францкевича дело. Всего-то на руднике проработал три года. Но он был учеником опытных горняков... Была организована скоростная проходка. Работали по четыре смены. Бригада разбилась на звенья, каждое звено четко знало свои обязанности. - До пяти с половиной и даже до шести метров в сутки давали одним забоем. А нормой предусматривалось пройти три метра, - вспоминает теперь бригадир».

В 1958 году горняки за девять месяцев пробили 1493 метра подземной выработки, максимальная скорость проходки квершлага достигала 176 метров в месяц! «28 декабря 1958 года комсомолько-молодежная бригада Виктора Францкевича рапортовала о завершении проходки квершлага. Таким образом, были соединены два месторождения, началась подготовка к отработке Котсельваары», - писала «Советская Печенга».

12. Обычно в одном составе было по 6 вагонов. Плюс с обоих концов электровозы.



В 1975-м году на руднике «Каула-Котсельваара» была освоена технология добычи руды с применением твердеющей закладки. Специальные растворы стали готовить на бетонном заводе, который появился глубоко под землей - на 110 горизонте месторождения «Котсельваара».

13.



14.



Как вы уже поняли, рудник «Каула-Котсельваара» работал в составе комбината «Печенганикель». В непростые 1990-е, когда комбинат оказался на грани закрытия, он стал частью новой горно-металлургической компании, созданной в 1998 году, - Кольской ГМК (входит в состав компания «Норникель»). С 2013 года шахта «Каула-Котсельваара» административно входила в состав рудника «Северный» Кольской ГМК.

15.



16. Руду здесь добывали буро-взрывным методом.



17. А это блок выдачи руды.



18. Александр Чурлик, мой сопровождающий в тот день, уже более 20 лет работает в структурах Кольской ГМК. На «Каулу-Котсельваара», тогда ещё на рудник, пришёл работать в 2003 году в качестве дежурного электрослесаря по оборудованию, сразу после армии. Попасть сюда и тогда было непросто. Потом отучился на машиниста электровоза, после присоединения к руднику «Северный» работал и там, был и начальником участка. Далее ушел в департамент промышленной безопасности, ну и т.д.



19. Рабочее место с лебедкой и скрепером, с помощью которой осуществлялась доставка горной массы сюда, для дальнейшей погрузки в вагончики. Аналогичный инструментарий я видел в работе на Ловозерском ГОКе. А в этом и интерес для туриста, что тут много было ручного труда. Есть возможность прикоснуться к истории. Никель стране давался не легко! В современных рудниках автоматизации, конечно, поболее будет.



20.



Название «Каула-Котсельваара» сложилось из финских имен месторождений, давших ему жизнь. Каула - от имени горы Каула-тунтури (в переводе с финского Шея-гора), Котсельваара - от названия ручья Котсельйоки и ваара (сопка).

21. Ещё один рудоспуск. Этот поезд заряжен уже на 8 вагонов. И один такой состав вмещает порядка 160 тонн руды.



22.



23.



И вот, в апреле 2023 года компания «Норникель» объявила о реконфигурации горнодобывающих мощностей в Печенгском округе. Она подразумевает развитие и углубление рудника «Северный» (мы там тоже с вами побываем) в городе Заполярный - строительство и освоение горизонта «минус 730 метров», а также прекращение производственной деятельности и консервацию шахты «Каула-Котсельваара» в поселке Никель.

24.



25. Вокзал №3 Восточного наклонного ствола. Сюда доставляются грузы, которые потом транспортируются вверх-вниз по стволу.



26. Михайловский Алексей, тоже из опытных. На этой шахте работает уже более 23 лет. Устроился сразу после окончания института. Тоже был вначале электрослесарем, потом стал машинистом электровоза. В последнее время работал заместителем начальника транспортного участка. Он нас прокатил на электровозе К-14. В планах компании в рамках промтуризма сами вагончики модернизировать, сделать остекление, и дать максимальную возможность туристам погрузиться в атмосферу рудника.



27. На современном руднике «Северном» содержания никеля в руде где-то 0,58 %, а здесь в своё время доходило до 2 % в 2003 году, ещё раньше на некоторых участках аж до 6 %. Поэтому игра и стоила свеч. Руда отсюда отправлялась на переработку железнодорожным транспортом в думпкарах на обогатительную фабрику в г. Заполярном.



Итак, на отметке «минус 215», то есть на глубине 215 метров ниже уровня моря, шахта «Каула-Котсельваара» решила отдохнуть. Коллектив шахты в результате переводят в другие подразделения компании. Прежде всего, в развивающийся рудник «Северный», обогатительную фабрику в Заполярном и на предприятия в Мончегорске. В настоящий момент отрабатываемые рудником запасы практически исчерпаны. Проектная мощность рудника составляла 850 тысяч тонн руды в год. Максимальный достигнутый уровень добычи - 1 022 тыс. тонн.

28. Диспетчерская. Отсюда и шло регулирование движения составов по стволу.



29.



30. Если брать современный период, то здесь трудились порядка 560 человек.



Нескромно, но факт, весь план зависел от этих ребятах. Вот она настоящая элита. Жизнь заставила, что даже к чиновникам пришло наконец понимание, что Люди-труда - это очень ценный капитал нашей страны.

31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



И наконец, что же все-таки зацепило в шахте больше всего. Маршрут - класс! Атмосфера - 5 балов! Покатушки на разном транспорта - вообще огонь! И все же, "стол плача" сделал этот день. Очень классная задумка! Ребята, которые здесь работали, оставили свой след на столе, расписались, да еще и свои фото оставили на стене. А почему "стол плача" ,? Тут такая история. Однажды одна чиновница, увидев его, аж слезу пустила, как ее все это потрясло. С тех пор эта история и передается из уст в уста.

40.



41.



42.



43.



И всё-таки здорово, что шахте «Каула-Котсельваара» дают новую жизнь. Конечно же, я рекомендую побывать здесь. Промтуризм должен быть не только с интерактивным лицом. Одно дело - ты в музее, а другое дело - ты под землей, да ещё в таком атмосферном месте, да ещё и с историей.

44. Этот экземпляр уже готов обниматься да сэлфиться с туристами.



image Click to view



45. Большое спасибо всем сотрудникам шахты «Каула-Котсельваара» за интересную и познавательную экскурсию! Напомню, в этот раз приехал я в Мурманскую область по приглашению Кольской ГМК. Это ключевой производственный актив компании «Норникель» на Северо-Западе РФ, единственный в России производитель электролитного никеля и кобальта. КГМК является градообразующим предприятием для трех муниципалитетов региона: Никель и Заполярный, где расположены рудник и обогатительная фабрика. Мончегорск, где расположены рафинировочные мощности. Кольская ГМК - это крупнейший налогоплательщик и работодатель Мурманской области. А я с вами не прощаюсь, продолжение следует, мы с вами пройдёмся по всей производственной цепочке от добычи руды до получения первоклассного никеля…



Вся моя история с ПАО «ГМК «Норильский никель»:

АО «Кольская ГМК»:
















«Норильский никель»:






























«Быстринский ГОК»:









#Кольскийполуостров #Север #Арктика #Мурманск #Мончегорск #Заполярный #Никель #PROдвижение #Насевережить #Норникель #мтф #мурманскийтранспортныйфилиал #Норильскийникель #nornikel #КольскаяГМК #РудникСеверный

P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники

Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396

#Север, #Норильскийникель, #PROдвижение, #КольскаяГМК, #Норникель, #Кольскийполуостров, #Арктика, #мурманскийтранспортныйфилиал, МЕТАЛЛУРГИЯ, #Насевережить, #Заполярный, #Мурманск, #Никель, #РудникСеверный, #Мончегорск, Мурманская область, ГМК Норильский Никель, #nornikel, #мтф

Previous post Next post
Up