Увидев, насколько популярна тема 50-х,
я решила создать еще одну статью
и рассказать об этом более подробно.
Это вольный перевод, с моими дополнениями,
рассказа о своей жизни в США 50-х годов некоего Келли Ла Рю.
"Стоит обратить внимание на то, что нам никогда не было скучно, хотя у нас не было телевизоров и компьютеров. Мы гуляли по округе, иногда в больших парках в километре от дома. Мы часами проводили время на заднем дворе. Мы шили своих собственных Винни Пухов, смастерили свою собственную игру Сluedo (настольная игра для 3-6 человек, в которой надо расследовать убийство), мы писали стихи, ставили волшебные спектакли. Наше воображение не знало границ.
По субботам мы всей семьей слушали по радио "Одинокого рейнджера" и "Розыск". Эти передачи были довольно жестокими. Помню, как однажды сержант Фрайдэй рассказывал, как пересекал равнину, а я представил его пересекающим самолет. [Слова «plane» - самолет и «plain» - равнина в англ.яз. звучат одинаково]. Самолет, как я думал, лежал на земле, ведь рассказчик не сказал ничего о том, как взбирался на него. В следующей серии шоу сержант пересек его снова, при этом дождь вызвал молодые побеги травы. Я представил себе самолет, покрытый молодой травой, и удивлялся этому долгие годы, пока не сообразил, в чем было дело.
Когда у нашей семьи появился первый телевизор в 1957, у него не было пульта. Надо было вставать, чтобы переключить каналы, которых было всего два. Рекламу приходилось смотреть. Аппарат был черно-белым, а до современного пульта были десятилетия.
Моими любимыми передачами тогда были «Отец знает лучше», «Я люблю Люси», «Лэсси», «У меня есть секрет», и «Хит парад». Телевизоры не были такими простыми для пользования как сейчас. Их надо было самим настраивать. Трубка могла сгореть, изображение могло начать переворачиваться, то есть двигаться вверх и возвращаться снизу снова и снова. Сзади были провода и настроить аппарат, чтобы он показывал статичную картинку, было настоящим мастерством. А уж если настраивать цветной вариант.. Чаще всего приходилось довольствоваться зелеными лицами.
Телевизоры были невероятно тяжелыми. Для того, чтобы перенести один, требовалось как минимум двое взрослых мужчин. Они были дорогими, намного дороже, чем современные. В 1954-ом цветной пятнадцатидюймовый телевизор стоил около 9000 долларов. В начале десятилетия размеры экранов не превышали 12 дюймов и зачастую были круглыми, но массивными. Но в цветных телевизорах не было особой необходимости - большинство передач и так были черно-белыми.
Телевизор с круглым экраном в начале 50-х.
«Я люблю Люси» было самым грандиозным шоу на телевидении. Лет пятнадцать назад оно транслировалось даже на российском телевидении, по-моему, шло по старому ТНТ. Это комедия положений, где в центре внимания - патриархальная американская семья, включающая мужа-артиста Рикки Риккардо и его жены Люси. Люси - домохозяйка, которая хочет стать актрисой в шоу мужа и которая постоянно попадает в смешные ситуации.
Сериал шел 6 лет, и его до сих пор называют "любимым сериалом Америки", а Люси Болл - лучшей комедийной актрисой 50-х.
Я очень люблю и советую, оно на любителя, потому что старое, но хоть десять минут посмотреть стоит, чтоб хотя бы знать, что такое есть. Тем более, оно проложило путь для всех будущих ситкомов. Некоторые нововведения Дези Арназа, который играл Рикки Риккардо, используются до сих пор: к примеру, именно он ввел съемку одной сцены ситкома с разных ракурсов.
Для тех, кто находится на среднем уровне в изучении английского - там очень четкий и простой язык. На русском первый сезон точно в интернете есть, с русскими субтитрами есть все сезоны.
Click to view
Небольшой эпизод на русском с переводом старого ТНТ
Передачи для детей были довольными наивными. Самым популярным, конечно же, было
"Клуб Микки Маус". По пятницам мы все вместе пели прощальную песню «М-И-К, увидимся на следующей неделе, догадайся, почему? Потому что мы любим тебя, М-А-У-С».
Еще одной любимой детьми передачей, которую смотрели в каждой семье, было «Шоу Худи Дуди» с Худи Дуди, марионеткой. В нем был очень любимый детьми немой клоун Кларабелл, который все время дудел в свой рог и не расставался с сифоном с водой, и Буффало Боб. Кларабелл нарушил свое молчание только в последнем эпизоде, сказав "До свидания, дети". Фотографы часто пытались заснять лицо артиста, играющего клоуна Кларабелла, но им это так и не удалось.
Клоун Кларабелл, Худи Дуди и Буффало Боб
Харизматичная Аннет Фуничелло стала звездой в серии пляжных фильмов 60-х и выпустила несколько успешных синглов. Сингл был выпущен на небольшой виниловой пластинке с песней на одной из сторон.
Click to view
Сериалы были очень популярны. Они длились около десяти минут и продолжались из недели в неделю и заканчивались на самом интересном месте. Однажды я видел серию, где герой висел над обрывом, зацепившись за ветку. Я очень волновался за него, но развязку смог увидеть только на следующей неделе. Такие передачи шли утром по субботам в течение нескольких десятилетий, пока на их место не пришли другие.
Все фильмы начинались с мультфильма. Все герои Диснея: Вуди Вудпикер, Порки Пиг, Багз Банни, Элмер Фадд и Дорожный Бегун были моими фаворитами. Еще был моряк Папай, но он мне нравился меньше. Это было еще до компьютерной графики, поэтому каждый кадр был нарисован вручную, а затем сфотографирован.
Багз Банни был неуемным умным кроликом, который всегда был на шаг впереди того, кто хотел его съесть. Дорожный Бегун и Вайл.И.Койот были любимыми персонажами, появление которых на экране сопровождалось аплодисментами. Ирония в том, что койоты могут перегонять кукушек-подорожников(переводится с англ. букв. как «дорожный бегун» - roadrunner), а кукушки-подорожники могут летать на короткие расстояния.
Дома не было возможности смотреть фильмы, поэтому кинотеатры процветали. О современных кинотеатрах мы тогда и не мечтали, поэтому фильм приходил в один кинотеатр в городе и шел до тех пор, пока был популярен. Была даже акция: два фильма по цене одного. В начале десятилетия многие фильмы все еще были черно-белыми.
Одно из нововведений, которое было убито переходом на летнее время, - это автокинотеатры: они были популярны и удобны. Как только я получил права, я начал приезжать туда на машине. Маленький динамик висел сбоку на столбе. Для того, чтобы настроить громкость, надо было открыть окно и переключить ее.
Чтобы вы поняли, насколько это было популярно: самый большой автокинотеатр в то время мог вместить до двух с половиной тысяч машин одновременно. Причины такой посещаемости кроются в бэбибуме, случившемся как раз после Второй мировой: на сеансы приезжали семьями. Автокинотеатр идеально подходил для семейного досуга.Телевидение было не таким популярным, как сегодня, и в автокинотеатрах каждый вечер был аншлаг.
В погоне за зрителем владельцы автокинотеатров открывали рестораны и детские игровые площадки, устраивали концерты и представления перед началом сеансов. Здесь были и зоопарки, и аттракционы, и взлетно-посадочные полосы для небольших самолетов. Многие кинозвезды приезжали на показы своих фильмов.
Действовала гибкая, как бы сказали сейчас, система скидок: так в 50-60-х киноночь обходилась в один доллар. Такие сеансы пользовались большим спросом, ведь как нельзя лучше подходили для свиданий. Неудивительно, что подавляющее большинство американских подростков тех лет первый сексуальный опыт получили именно в автокинотеатрах. Столь романтический имидж сильно навредил их популярности, когда в обществе воцарились пуританские настроения. За ними прочно закрепилась слава рассадников разврата, что начало сказываться на коммерческом успехе.
Элвис Пресли стал причиной раздора между поколениями, которую тяжело понять сегодня. Он был осуждаем в большинстве семей: взрослые люди не принимали его талант из-за его «неприличных» танцев, но молодежь любила его песни. (Такую же реакцию в 60-х вызовут Битлз). Взрослые считали его бездарностью, хотя на самом деле он был хорошим артистом с хорошим голосом, который стал легендой и главенствовал на музыкальной сцене в течение длительного времени, навсегда изменив популярную музыку.
Когда мы были дошкольниками, у нашей семьи был простой проигрыватель, который проигрывал пластинки стальными иглами. Моя мама покупала эти иглы в маленьких мешочках, чтобы мы меняли их по мере необходимости.
Не было часов на батарейках. Все они были снабжены пружиной, которую нужно было заводить ежедневно. Я вставал утром и сразу заводил свои. Была модель с самоподзаводом, но я не видел в ней необходимости.
Мои родители покупали мне часы с Микки Маусом ежегодно, хотя однажды я получил часы с Хопалонгом Кэссиди. Он был моим ковбойским героем.
Моя первая камера называлась «Brownie box camera», которая перешла по наследству от матери, пользовавшейся ею еще в 30-х годах. Она вмещала всего восемь черно-белых снимков, так что мне приходилось быть осторожным. Фотографии были отличного качества из-за огромного негатива. Я использовал ее около 20 лет, даже брал с собой в армию. Когда корпус сломался, я купил один из новых недорогих японских Pentax 35 мм. Немецкие камеры были в то время популярнее, но японские оказались более качественными. Моя была все еще в хорошем состоянии, когда я продал ее после 20 лет постоянного использования.
Съемка со вспышкой требовала использования лампочки, наполненной магнием. Лампы-вспышки, называющиеся еще флэш-ганами, использовались довольно длительное время. Камеры имели специальную настройку для вспышек около 1/50 секунды. Лампочки были очень горячими, поэтому их необходимо было охладить перед заменой. После изобретения электронных вспышек, флэш-ганы отошли в прошлое, так что большинство молодых людей, вероятно, даже не знают, что мы когда-то отдельно запасались вспышками, чтобы фотографировать.
По ночам светлячки вылетали на улицу, поэтому мы ловили их в банки и наблюдали за тем, как они светятся.
Охлаждающий кондиционер был дорогим. Я даже не знал, что есть такая вещь, у нашей семьи его не было, хотя мы жили на юго-западе США.
Открывалки для банок были ужасны. Современные виды были недоступны, поэтому нам долго приходилось возиться открывалкой, пока банка наконец не сдавалась.
Банки для пива и кока колы надо было открывать с помощью открывалок, которые бесплатно выдавались в магазинах, «черчкеев».
В бутылках кока-колы по 184г. (6½ унции)не было отвинчивающихся крышки. Другой конец "черчкея"использовался для снятия крышки у банок.
До дешевых домашних автоответчиков было далеко, как и до голосовой почты, и, если кто-то звонил в ваше отсутствие, звонок вы пропускали и не было иного способа связаться с вами.
Междугородние звонки были дорогими, поэтому редкими. Если вам нужно было позвонить кому-то на большое расстояние, вы должны были сказать оператору, куда вы звоните, оператор отключался, затем каждый из операторов на линии подключал вызов и так, пока они, наконец, не достигали адресата. Затем вам перезванивал оператор и вызов был подключен. А потом вы получали огромный счет от Ma Bell, единственной телефонной компании в городе. С появлением прямых номеров система была модернизирована, но в некоторых регионах помощь операторов продолжала существовать до 60-х.
Поскольку междугородние звонки были непомерно дорогими, а электронной почты еще не было, большая часть связи осуществлялась с помощью почты. Только так я мог общаться со своей бабушкой.
Все было медленнее. На Рождество я садился писать благодарственные письма и потом получал ответы по почте. Это был практически единственный способ оставаться на связи вплоть до 90-х, хотя междугородняя связь и стала более доступной.
Таксофоны стоили пять центов и были снабжены дисками, которые вращались, ведь кнопочная клавиатура еще не был изобретена. Такие таксофоны можно было найти практически везде.
Все телефоны были черные и с вращающимся диском и должны были поставляться компанией Ma Bell. Вы не могли установить дома свой собственный аппарат или просто купить его. Ma Bell посылала техника, чтобы подключить телефон. А если вы хотели использовать дома больше двух аппаратов, вы доплачивали за это каждый месяц.
Номера начинались с префикса. Наша семья жила в районе Линвуд, поэтому и номер телефона был Ly1-2345. В меньшем городе могли быть только последние пять цифр: 12345. Прямой набор был введен в 50-х, но не был доступен везде, некоторые города не имели ее вплоть до 60-х. Это был огромный шаг вперед. Мы больше не должны были говорить с оператором, который соединял нас, но междугородние звонки оставались дорогими.
Телефон с тональным набором был представлен в 60-х годах, что значительно облегчало набор длинных номеров. На некоторое время стало популярным проигрывать мелодии с помощью цифр, такие как "у Мэри был маленький ягненок". Люди придумывали целые мелодии из нажатий цифр тонального набора..."
«У Мэри был маленький ягненок»:
6,5,4,5,6,6,6,5,5,5,6,9,9
6,5,4,5,6,6,6,6,5,5,6,5,4"
Продолжение Автор:
Наталья Макова Предыдущие части:
Некоторые факты из 1950 USA. Часть 1. Быт и дом.