В прошлом году на майских праздниках были в Голландии. По традиции, никаких фоток из отпуска - только видео! :-)
Состав отдыхающих: мы с супругой, наша дочь и её бабушка. Бронирование авиабилетов и гостиниц - по традиции самостоятельно, посредством интернета. Перелёт из Москвы в Амстердам - через Ганновер (Германия). На обратном пути остались в Ганновере на один день, погуляли и немного пошопились.
Основным пунктом туризма в Голландии был, разумеется, Амстердам, поэтому поселились возле него. Но не в самом городе, т.к. во-первых, мы летели в самый пик высокого сезона - на День Королевы, и почти всё жильё уже было забронировано более проворными туристами, а во-вторых, т.к. с жильём в самом Амстере, мягко говоря, всё весьма специфично: исторические здания страдают от недостатка жилплощади и порой даже удобств в номерах. Конечным вариантом размещения стал
Best Western Amsterdam Airport Hotel между аэропортом
Schiphol и городом Hoofddorp. Никакого шума от самолётов не было, всё время было очень тихо, несмотря на то, что аэропорт - один из крупнейших в мире.
Вообще говоря, про этот аэропорт можно было бы отдельный блогпост написать. Например, о том, что часть аэропорта проходит над скоростной автомагистралью A4, что
хорошо видно на карте. Однажды мы проезжали по этой автостраде под
гигантом Boeing 747-400. Ну и, разумеется, после прилёта наш
маленький Fokker 70 проследовал от ВПП к терминалу, проехав над оживлённой автострадой. Очень прикольно. Или, например, о том, что внутри аэропорта - целый город, с ж/д станцией, кучей автобусных остановок, морем такси, отелями в шаговой доступности, с улицами магазинов включая супермаркеты и т.п. Т.к. от нашего отеля до аэропорта ходили бесплатные шаттлы, мы частенько заезжали за продуктами в аэропорт, как бы забавно это ни звучало :-)
Первые три дня мы курсировали между отелем и Амстердамом по схеме "шаттл до аэропорта - электричка до центрального вокзала". Шустро, быстро и недорого. Затем взяли машину и за пять дней накатали 650 км по маленькой Голландии. Помимо Амстердама, мы посетили Гаагу, Делфт, Утрехт, Волендам, Заансе Сханс, Кёкенхоф,
Кастел де Хаар и, разумеется, Хофддорп.
Первый день после нашего приезда был Днём Королевы (
Queen's Day). До поездки я немного порылся в ЖЖ на тему того, как оно проходит, и был преисполнен сумбурными ожиданиями: то ли на улицах Амстера будет сплошной разврат, давка и горы мусора, то ли все мирно с флажками в руках будут чуть ли не строем ходить по тротуарам... Оказавшись на ж/д станции Schiphol в районе 10:00 и обратившись в кассу за билетиками до центральной ж/д станции Амстера, услышали уточняющий вопрос, типа "а вы вообще-то в курсе, что там будет дохрена народу?!" Отвечаем, мол, да, в курсе, всё ок, давайте нам уже билеты. Садимся в полупустую электричку, едем. Наблюдаем в окошко пустые улицы амстердамских окраин: ни машин, ни людей, всё замерло. Такие пустые улицы бывают в кино про смертельный вирус, уничтоживший начисто всё население планеты. Подъезжаем к станции
Amsterdam Central, электричка по-прежнему полупустая.. ну, думаем, наверное всё население Голландии вместе с туристами уже тут. Выходим из поезда в ожидании, что нас сейчас раздавит сумасшедшая пьяная укуренная толпа.. ан нет, народу на вокзале примерно столько же, сколько на какой-нибудь из окраинных станций московского метро в выходной день. На улице людей тоже не ах сколько. Каждому, кто имел возможность смотреть салют 9 мая, находясь в центре Москвы, или кто бывал на станции Киевская-кольцевая в вечерний час пик, эта т.н. "толпа" покажется не более чем стандартным московским пешеходным трафиком :-) Пьяных и укуренных было немного, и они, как правило, мирно спали на ступеньках или скамейках. Остальное весьма репрезентативно отражено на видео. Публика вполне доброжелательная, никто не толкается, за рукав не дёргает. Зато все очень здорово таращились на камеру со стэдикамом, иногда восклицая 'Hey, this is a steadicam Merlin!!'
Как недавно выяснилось, это был последний День Королевы в связи с отречением королевы Беатрикс от голландского престола.
Два последующих дня мы также ездили в Амстер на электричке и катались по городу
на автобусе и на катере. Комфортно и познавательно,
как в Барселоне. Посетили национальный музей (
Rijksmuseum), видели подлинник "Ночного Дозора" Рембрандта.. честно говоря, не будучи знатоком искусства, я не предполагал, что эта картина такого огромного размера!
Дальше взяли машину и поехали кататцо по стране. GPS-навигация в машине и проработка пунктов назначения до начала поездки делали своё дело чётко, и всегда приводили к ожидаемому результату. Здесь надо сказать, что езда на авто по Голландии оставила во мне гнусные впечатления: я чувствовал себя не водителем, а бесплатным приложением к автомобилю. Навигация говорит, куда рулить; на каждом углу стоят знаки, объясняющие, что можно, а что нельзя; над каждой полосой свой светофор со стрелочкой, на каждой полосе своя стрелочка-разметка, на круговых перекрёстках есть высотные (5-7 см) разделители полос; кругом камеры и знаки, предупреждающие об их наличии; никто не превышает скорость, все соблюдают правила.. там нет смысла брать крутую шуструю тачку, т.к. на ней просто негде будет ездить :-)
В Волендаме нам принесли штраф на 85 евро за нарушение правил парковки. Мы оставили тачку на бесплатной стоянке, где висел знак ограничения времени пребывания автомобиля, а сами пошли подкрепиться. Поели очень вкусно и весьма бюджетно, но вернулись минут на 15 позже отпущенного нам времени. Надо сказать, мы не сильно торопились, т.к. на стоянке не было ни турникетов с магнитными карточками, ни сотрудников в жилетках, ни даже видеокамер на столбах. Но под дворником лежало уведомление на голландском языке, из которого чётко было понятно, что мы немного влипли. Когда сдавали машину обратно в пункт проката, спросили про штраф, и что с ним делать. Сказали, мол, если нам придёт счёт из министерства юстиции, мы спишем деньги с вашего депозита и всё такое. Мы успокоились, но через три месяца после возврата на Родину, получили повторное уведомление по обычной бумажной почте, но уже на 96 евро. Чтобы его оплатить, пришлось потратить ещё 30 евро за банковский перевод. Так что, с ихними европейскими ПДД надо быть аккуратнее, и не полагаться на авось :-) Перед поездкой настоятельно рекомендую изучить скоростные ограничения и тарифную сетку штрафов за основные виды нарушений. Для меня, например, было сюрпризом узнать, сколько стоит движение в левой полосе при свободной правой, и сколько стоит необоснованная смена полос на широкой дороге. Нам такое пока даже не снилось.
Погода в ходе нашего путешествия колебалась от "жарко, ходим в футболке" до "ой, как холодно в куртке и кофте, пойдёмте скорее в кафе погреемся". Солнце часто сменялось мелким дождём и сильным ветром, к которому, как выяснилось, мы были готовы не в полной мере. Будучи в
Мадюродаме, мы все прилично простудились, но, к счастью, сумели оперативно восстановить самочувствие средствами походной аптечки.
Мобильную связь с интернетом приобрели в аэропорту в виде sim-карт
Ortel Mobile. Вполне сносно и не очень дорого.
Одной из особенностей Голландии, которая произвела на меня сильное впечатление, является использование водных каналов вместо изгородей. Очень часто каналы разделяют пастбища друг от друга, автостраду от пастбищ и населённых пунктов и т.д. Каналы есть не только в Амстердаме, и не только в городах. Они повсюду.
Ещё одной особенностью страны является то, как её население подходит к решению проблем. У меня сложилось чёткое впечатление, что любую проблему голландцы решают посредством создания технологии, с глубоким проникновением в саму суть ситуации. Это хорошо заметно и в архитектуре Амстердама, деревянные здания которого несколько веков стоят на деревянных сваях в воде; и в мельницах, внутренне устройство которых предусматривает возможность использования не только для зерновой муки, но также для краски, выдавливания масла, распилки леса и т.д.; и в строительстве дорог, которое не прекращается по сию пору; и в ж/д транспорте, где на разных маршрутах с разной скоростью курсируют одно- и двухэтажные поезда разной длины; и даже в
кломпах, которые, как выяснилось, очень продуманы своей конструкцией и способом изготовления. В Голландии почти ничего не делают руками, для всего создаются механизмы, машины, агрегаты и технологии, связывающие их воедино с людьми, которые управляют всем этим хозяйством.
Страна, с одной стороны, весьма однообразна архитектурой и внешним обликом, а с другой стороны - очень плотно наполнена основой для туристических впечатлений. Сборка видео, как обычно, навеяла массу воспоминаний от отдыха, вызвав желание побывать там ещё раз.