«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 12.1. Версия 2019

May 05, 2020 03:42

Первая часть конспекта к двенадцатому занятию курса «Adobe Photoshop. Базовый уровень» в его гибридной версии, стартовавшей в 2019 году. Курс состоит из 8 видоезанятий и 7 онлайн занятий. Конспекты сделаны только для видеозанятий, поскольку на онлайн занятиях идет разбор пройденной темы и домашних заданий. Здесь можно посмотреть полное описание и программу курса.

Перед записью на любой курс по Adobe Photoshop очень рекомендую прйти тест на знание программы. Как показывает опыт, самостоятельная оценка собственных знаний не всегда адекватно отражает их действительный уровень.

Конспекты к старой версии курса, состоявшей из 12 онлайн занятий и проходившей с 2012 по 2019 год можно найти здесь.

Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.

Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.

Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.


Задачи на занятие
1. Познакомиться с путями (Path) и освоить методику быстрого построения контура
2. Научиться создавать при помощи путей векторные и растровые маски
3. Понять принципы создания реалистичных фотомонтажей
4. Научиться работать с текстом и верстать простые макеты

Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Работа с путями (Path) в Photoshop»
Liveclasses. Adobe Photoshop: работа с путями. Инструменты и операции
Liveclasses. Adobe Photoshop: работа с путями. Практика применения
Liveclasses. Adobe Photoshop: работа с текстом

Тема 21. Работа с путями (Path).

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: работа с путями. Инструменты и операции

21.1 Что такое пути и для чего они нужны
  • Пути - это элементы векторной графики, или, как их еще называют «Кривые Безье»
  • Кривая Безье - это математически заданная кривая, поэтому она остается гладкой при любом увеличении
  • Специализированной программой для работы с векторной графикой является Adobe Illustrator, в Photoshop пути применяются как вспомогательные элементы
  • Пути не являются частью изображения и представляют собой просто набор лекал, используемых при решении различных задач
  • Чаще всего с помощью путей строится точная граница объектов для их последующего вырезания или выборочной корекции
  • Процесс построения пути, повторяющего форму объекта, называют: «обтравить», «оконтурить», «обойти путем», «оттрассировать»
  • Таким образом вырезаются объекты с четкими плавными границами, маски для волос делаются на основе контрастов, содержащихся в каналах изображения
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Создание выделение с помощью "Пера" Pen Tool»
Википедия. «Кривые Безье»




21.2 Базовые операции в палитре Paths
  • В командном меню работа с путями не представлена, поэтому все операции с ними выполняются через палитру Paths (Контуры) и выпадающее меню этой палитры
  • Чтобы создать новый путь нужно кликнуть по второй справа кнопке Create new path (Создать новый контур) в нижней части палитры Paths (Контуры)
  • Чтобы сделать пиктограмму пути крупнее нужно вызвать команду Panel Options (Параметры панели) и выбрать более крупную иконку
  • Путь в палитре Paths (Контуры) является органайзером, аналогом прозрачного файла, в которую будут складываться отдельные контуры
  • Активный в данный момент путь подкрашивается серым цветом, чтобы переключиться на другой путь достаточно кликнуть по нему
  • Чтобы выделить несколько путей идущих по порядку, необходимо выделить крайний из них, зажать клавишу «Shift» и выделит крайний с друго конца
  • Добавить или убрать из выделения любой из контуров можно зажав клавишу «Cmd» и кликнув рядом с его пиктограммой
  • На экране отображаются контуры, находящиеся в активных путях
  • Новый контур всегда будет строиться в активном пути, а если активных путей несколько, то в самом верхнем из них
  • Любой контур можно скопировать из одного пути и вставить в другой, при этом положение вставленного контура будет точно таким же
  • Деактивировать все пути можно кликнув по пустому пространству в палитре Paths (Контуры), или нажав клавишу «Enter», когда в палитре Tools (Инструменты) выбран любой инструмент по работе с путями
  • Если на момент построения нового контура ни один из путей не активен, программа создаст временный путь Work Path (Рабочий контур) и контур будет строится в нем
  • ВНИМАНИЕ!!! Временный путь Work Path (Рабочий контур) может быть только один, если он уже существует и не активен, при создании нового временного пути программа уничтожит старый со всем его содержимым
  • Если в процессе работы появился временный путь Work Path (Рабочий контур), просто кликните по его названию в палитре Paths (Контуры) и переименуйте, он превратиться в обычный путь
  • Чтобы удалить контур, нужно перенести его на правую кнопку с пиктограммой корзинки в нижней части палитры Paths (Контуры)
  • Второй способ удаления пути - нажать на кнопку «Del» при условии, что ни один из контуров в этом пути не является активным
  • Данный способ является опасным, потому что при таком удалении контура система не требует подтверждения, а нажать на кнопку «Del» можно случайно


21.3 Инструменты для построения и работы с контуром
  • Основным инструментом при работе с путями является Pen Tool (Перо)
  • В процессе работы активным должен быть только инструмент Pen Tool (Перо), быстрый доступ к остальным инструментам организуется за счет специальных настроек и нажатия клавиш-модификаторов
  • Чтобы перо строило путь, а не Shape (Фигуру), в первом выпадающем меню палитры Options (Параметры) выбрать настройку Path (Контур)
  • Простой клик пером ставит в соответствующем месте опорную точку без усов
  • Если нажать клавишу мышки и не отпуская ее потянуть курсор в сторону, из вновь созданной опорной точки будут сразу вытянуты усы
  • В процессе создания усы связаны как по направлению, так и по длине
  • Контур состоит из опорных точек и соединяющих их отрезков кривой (прямой)
  • Если из обеих точек не выходят направляющие (усы) они соединяются отрезком прямой
  • Если хотя бы из одной опорной точки выходит направляющая (ус), эти точки будут соединяться кривой
  • Направление уса является касательной к кривой на входе в опорную точку, длина уса задает степень ее кривизны
  • Если усы, выходящие из точки, связаны (образуют развернутый угол), контур проходит через это точку плавно, без излома
  • По умолчанию усы, выходящие из опорной точки, связаны и образуют развернутый угол
  • Чтобы замкнуть контур, нужно кликнуть пером по первой опорной точке контура
  • Чтобы оставить контур не замкнутым, нужно прервать его построение, сделав не активным путь в котором строился контур, или кликнув за пределами контура белой стрелкой
  • Для продолжения построения прерванного ранее контура кликните пером по его крайней точке, признаком активности контура является отображение всех его опорных точек
  • Аналогичным образом можно соединить строящийся контур с уже имеющимся
  • Цвет и ширину отображения путей можно изменить в настройках Preferences > Guides, Grid & Slices (Настройки > Направляющие, сетка и фрагменты)
  • Инструмент Freeform Pen Tool (Свободное перо) строит путь по траектории движения курсора
  • При обтравке Freeform Pen Tool (Свободное перо) бесполезен в силу низкой точности повторения реального контура объекта и низкого качества получающегося пути
  • Инструмент Curvature Pen Tool (Перо кривизны) изменяет форму уже построенного контура, при этом работает более интерактивно и сложно, чем простое перемещение опорных точек
  • Инструменты Add/Delete Anchor Point Tool (Перо (добавить/удалить опорную точку)) добавляют новые опорные точки и удаляют уже существующие опорные точек, без разрыва контура в месте удаления точки
  • Чтобы обычное перо автоматически добавляло/удаляло опорные точки достаточно активировать в палитре Options (Параметры) настройку Auto Add/Delete (Оптимизация)
  • Инструмент Path Selection Tool (Выделение контура), или «черная стрелка», выделяет весь контур целиком и позволяет его двигать и копировать
  • Если черной стрелкой обвести прямоугольник, будут выделены все контуры, элементы которых попали в этот прямоугольник
  • Инструмент Direct Selection Tool (Выделение узла), или «белая стрелка», работает с отдельными элементами контура: позволяет сдвигать опорные точки и изменять направляющие
  • Чтобы изменить ус нужно переместить его крайнюю точку, при этом связь с противоположным усом сохраняется только по направлению
  • Если белой стрелкой обвести прямоугольник, будут выделены все элементы контуров, которых попали в это прямоугольник. Добавлять или исключать элементы из выделения можно кликая по ним с зажатой клавишей «Shift»
  • Чтобы на время превратить обычное перо в Direct Selection Tool (Выделение узла) нужно зажать клавиши «Cmd»
  • Convert Point Tool (Угол) или «галочка» - инструмент для раздельной работы с направляющими
  • Если галочкой подхватить ус за крайнюю точку, он отвяжется от противоположного уса (станет не зависимым по направлению). В результате в данном месте возникнет излом контура
  • Теоритичеки, связать однажды развязанные усы невозможно, однако, на практике эта задача успешно решается: достаточно кликнуть галочкой по опорной точки (усы будут удалены) и не отпускаю клавишу мышки растянуть из нее новую пару связанных усов
  • Чтобы на время превратить обычное перо в Convert Point Tool (Угол) нужно зажать клавиши «Alt»
  • Чтобы удалить опорную точку, разорвав в этом месте контур, нужно активировать эту опорную точку и один раз нажать на кнопку «Del»
  • После такого удаления опорной точки все остальные опорные точки данного контура будут активированы, поэтому второе нажатие на кнопку «Del» приведет к удалению остатков контура
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Векторный инструмент Photoshop. Произвольная Фигура»



21.4 Порядок операций для быстрого построения контура
  • Процесс построения пути, повторяющего форму объекта, называют: «обтравить», «оконтурить», «обойти путем», «оттрассировать»
  • Для быстрого и эффективного построения контура нужно работать циклически, как швейная машинка: каждый следующий стежок делается на чистовую и весь построенный участок контура является качественным
  • Операция 1: ставим новую точку контура и сразу вытягиваем из нее усы так, чтобы предыдущая часть контура точно повторила границу объекта
  • Операция 2: поправляем выходной ус так, чтобы можно было построить следующий участок контура
  • Если в этом месте контур должен преломляться, развязываем усу, если нет - не развязываем
  • Следите, чтобы длина усов была адекватна расстоянию между точками: чем оно больше, тем длиннее должны быть усы при той же кривизне контура
  • При необходимости, возвращайтесь к предыдущим точкам и поправляйте их положение и выходящие из них усы
  • Не гонитесь за скоростью, она придет сама собой. Следите за аккуратностью и старайтесь уменьшать количество правок предыдущих точек
  • Мысленно разбивайте контур на участки более-менее постоянной кривизны. Стыки между ними и будут оптимальным положением опорных точек
  • Можно сделать переменную кривизну контура между соседними точками если вытягивать из них усы разной длины
  • Старайтесь строить контур из участков без двойного перегиба. Управлять таким контуром будет легче
  • Любой контур можно представить как последовательность больше или меньше деформированных четвертинок окружности
  • Старайтесь мыслить на 2-3 точки вперед, это защитит от неприятных тупиков в поисках следующей позиции для опорной точки
  • При замыкании контура не забудьте потянуть в сторону курсор, чтобы вытянуть ус, входящий в начальную точку контура
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Работа с путями (Path) в Photoshop»



21.5 Основные ошибки при построении контура
  • При обтравке обычно используется масштаб отображения картинке на экране 200%-400%. Такой масштаб позволяет, с одной стороны, хорошо разглядеть все детали и нюансы границы объекта, а с другой стороны, уместить на экран участок между опорными точками и его окрестности, достаточные для растягивания усов
  • Не жадничайте и ставьте точки там, где они необходимы. В противном случае подгонка контура под форму границы займет слишком много времени, а некоторые тонкие особенности формы вообще не получится повторить
  • Не ставьте лишних точек. Это замедляет работу из-за избыточных операций и делает контур менее гладким и управляемым
  • При большом количестве точек расстояние между ними и, как следствие, длина усов оказываются маленькими. В таком случае даже незначительные промахи в положении опорных точек и концов усов приводят к волнистости контура
  • Следите, чтобы длина всех усов, как выходящих из одной точки в противоположные стороны, так и выходящих из соседних точек навстречу друг другу, были согласованы с расстоянием между точками
  • Слишком малая длина усов может привести к мягкому надлому контура
  • Обязательно вытягивайте из точки усы и не развязывайте их, если не хотите переломить в этом месте контур


21.6 Степень детализации при обтравке
  • Начинать тренировки лучше с обтравки букв. Чистота формы таких объектов делают путь более регулярным, но требуют достаточно точной симметрии
  • По степени сложности литеры (из представленных в примере) идут в порядка «П», «З», «О»
  • Сложность формы литер в разных гарнитурах возрастает в порядке: прямой рубленый шрифт (Helvetica Regular), прямой засечный шрифт (Times New Roman Regular), курсивный засечный шрифт (Times New Roman Italic)
  • Одним из самых сложных объектов при островке являются кисти рук. Даже не очень сильное упрощение контура делает их форму неестественной (пальцы превращаются в сосиски), а точное построение требует очень большого количества точек
  • Упрощение контура возможно при вырезании объекта, если сглаживание формы границ делает границу более аккуратной и приятной на вид
  • Помните, что форма, которая задается границами объекта, должна быть согласована с формой, которая задается светл-теневым рисунком



Тема 22. Применение путей.

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: работа с путями. Практика применения

22.1 Векторная маска
  • Vector Mask (Векторная маска) - это маска слоя, сделанная на основе векторного контура
  • Чтобы создать векторную маску нужно активировать слой, к которому она будет применяться, путь, из которого она будет создана, и отдать команду Layer > Vector Mask > Current Path (Слои > Векторная маска > Активный контур)
  • Более быстрый способ создания векторной маски: произведя те же предварительные действия, кликнуть по кнопке быстрого создания маски в нижней части палитры Layers (Слои) с зажатой клавишей «Cmd»
  • При активном слое его векторная маска появляется как временный путь в палитре Paths (Контуры)
  • В дальнейшем векторная маска редактируется так же, как обычный путь
  • Основной плюс векторной маски - возможность быстро редактировать контур вырезания с сохранением плавности границ
  • Основной минус векторной маски - ограниченные возможности по ее доработке, ее можно только растушевать
  • Чтобы граница вырезания не выглядела слишком резкой, маску нужно немного (в пределах одного пикселя) растушевать
  • Растушёвку для векторной маски можно сделать через регулятор Feather (Растушевка) в палитре Properties (Свойства)
  • Обычно пути применяют не напрямую в виде векторной маски, а как вспомогательные лекала для создания обычной (растровой) маски слоя
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Вырезаем фигуру человека из фотографии. Применение векторной маски»



22.2 Проверка качества обтравки и доработка маски
  • Проверка качества обтравки сводится к поиску артефактов вдоль границы объекта и производится при помощи подстановки вырезанного объекта на фона разного цвета
  • После обтравки ее качество проверяют создав векторную маску и подставляя объект на белый, средне-серый, черный, красный, синий и зеленый фона
  • Наиболее заметны артефакты будут на фоне противоположного цвета тому, на котором происходила съемка
  • Ни на одном новом фоне на границе объекта не должны просматриваться следы старого фона
  • При наличии мелких следов старого фона, или микроблоков, на границах, проще всего незначительно сдвинуть в этом месте границу вырезания вовнутрь объекта
  • Чтобы избежать эффекта вырезания ножницами границу маски слегка растушевывают при помощи настройки Feather (Растушевка) в палитре Properties (Свойства)
  • После размытия вдоль контура может появиться тонкое свечение от старого фона. Проще всего можно побороть этот эффект равномерно сдвинув границы маски вовнутрь, но сделать это быстро и просто с векторной маской невозможно
  • Избежать такого эффекта можно сделав на основе контура растровую маску, предварительно завалив ее на один пиксел вовнутрь и размыв границы на тот же один пиксел
  • Загружаем выделение по силуэту пути при помощи команды Make Selection (Выделить область) из выпадающего меню палитры Paths (Контуры), или кликнув по пиктограмме пути с зажатой клавишей «Cmd»
  • Заваливаем границу выделения вовнутрь с помощью команды Select > Modify > Contract (Выделние > Модификация > Сжать) с настройкой 1px
  • Рстушевываем границу выделения с помощью команды Select > Modify > Feather (Выделние > Модификация > Растушевка) с настройкой 1px
  • Создаем маску слоя, которая автоматически формируется на основе активного выделения
  • Перед быстрой загрузкой выделения по контуру пути хотя бы один раз загрузите ее с помощью команды Make Selection (Выделить область) из выпадающего меню палитры Paths (Контуры), чтобы проверить параметры при загрузке выделения
  • Сдвиг границы маски и ее растушевка применимы только к четким резким границам. Применять такие команды к макам лохматых объектов категорически нельзя!
  • Команда Make Work Papth (Образовать рабочий контур) автоматически создает путь на основе активного выделения. Такой путь является крайне неаккуратным, поэтому применять эту команды категорически не рекомендуется


22.3 Создание сложной растровой маски на основе контуров
  • Контуры для границ объектов, имеющих разный вид, удобнее разнести на отдельные пути
  • В данном примере для обтравки бомбардировщика сделано три пути: общий силуэт самолета без лопастей и переплета передней кабины; силуэт смазанных лопастей; силуэт для элементов переплета в передней кабине
  • Сборка маски производится на слоях и начинается с создания корректирующего слоя-заливки черного цвета
  • Перед созданием слоя-заливки деактивируйтесь все пути в палитре Paths (Контуры)
  • Каждый следующий элемент маски создаем на отдельном растровом слое для удобства их последующей раздельной доработки


22.4 Взаимодействие контуров при создании выделений
  • Алгоритм взаимодействия выделений, загружаемых по разным контурам одного и того же пути, зависит от настроек инструмента Pen Tool (Перо), которые он имел на момент построения контуров
  • Чтобы узнать, по какому алгоритму будет взаимодействовать выделение конкретного контура, нужно активировать его и взяв в руки белую или черную стрелку проверить настойку Path Operations (Операции с контуром) в палитре Options (Параметры)
  • Настройка Combine Shapes (Объединить фигуры) добавляет выделение по данному контуру к остальным выделениям
  • Настройка Subtract Front Shapes (Вычесть переднюю фигуру) вычитает выделение по данному контуру из выделений, сделанных по нижележащим контурам
  • Настройка Intersect Shape Areas (Область пересечения фигур) ставляет область пересечения выделения по данному контуру с остальными выделениями
  • Настройка Exclude Overlapping Shapes (Исключить пересекающиеся фигуры) дает выделение участков, лежащих внутри нечетного количества контуров, и отсутствие выделения участков, попадающих вовнутрь четного количества контуров
  • В настройках Path Operations (Операции с контуром) пера показываются настройки не активных контуров, а самого пера
  • Чтобы гарантированно и стабильно переключить режим активных контуров на Exclude Overlapping Shapes (Исключить пересекающиеся фигуры) нужно в настройках пера переключиться на любой ненужный режим, а потом опять переключиться на Exclude Overlapping Shapes (Исключить пересекающиеся фигуры)
  • Загрузив выделение по силуэту самолета, заливаем его на отдельном слое белым цветом, после этого снимаем выделение и немного размываем получившийся белый силуэт для смягчения его границ
  • Аналогичным образом поступаем с силуэтом лопастей, только задаем растушёвку с большим радиусом


22.5 Маска для протяженных объектов постоянной ширины
  • При обтравке проводов, лески, ниток или любых других протяженных объектов постоянной ширины, их можно просто нарисовать на маске, подобрав соответствующий диаметр кисти
  • Для этого нужно подобрать диаметр кисти, построить контуры по осевым линиям данных объектов и отдать команду Stroke Path (Выполнить ободку контура)
  • При достаточно маленьком диаметре кисти (несколько пикселей) жесткость ее границ можно не снижать, края мазка и так будут достаточно жесткими
  • Перед тем как отдать команду Stroke Path (Выполнить ободку контура) нужно произвести все настройки инструмента, которым будет производиться обводка контура
  • Ключ Simulate Pressure (Имитировать нажим) активировать не нужно, чтобы не менялась ширина мазка
  • После получения нужного силуэта превращаем его в выделение, объединяем слои, участвовавшие в создании маски, в группу и отключаем ее видимость
  • Чтобы загрузить в качестве выделения сформированный на слоях ч/б силуэт, нужно кликнуть по пиктограмме композитного канала в палитре Channels (Каналы)
Для самостоятельного изучения:
pskurs.ru «Обводка контура в Фотошоп»



22.6 Shape Layer (Слой Фигура)
  • Shape Layer (Фигура) - это слой в котором форма объектов задается векторными контурами, а заливка и обводка присваивается им как атрибут
  • Чтобы получить Shape Layer (Фигура) нужно применить векторную маску к любому слою-заливке
  • Настройка параметров заливки и обводки Shape Layer (Фигура) производится через палитру Options (Параметры) инструментов Path Selection Tool (Выделение контура) или Direct Selection Tool (Выделение узла)
  • Все эффекты и стили слоя применяются к Shape Layer (Фигура) так же, как и к обычным слоям
  • Первый плюс Shape Layer (Фигура) - возможность быстро перекрашивать графические элементы
  • Второй плюс Shape Layer (Фигура) - возможность сильно менять размер таких фигур с сохранением плавности границ
Для самостоятельного изучения:
RuGraphics.ru «Пунктирная рамка и линия в Photoshop CS6»



© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция третья (2019 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикаци https://zhur74.livejournal.com/98092.html
Previous post Next post
Up