ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И Слушания по ИНТЕГРАЦИИ
от 1-3 марта 1990,
П.О. Авен, С. С. Шаталин, Ф. Шмидт-Блеек
Июль 1990 CP-90-4
Настоящие документы сообщают о работе, которая не была выполнена исключительно в Международном Институте Примененного Анализа Систем и которая получила только ограниченный обзор. Представления или мнения, выраженные здесь, не обязательно представляют точку зрения Института, его Национальных членских Организаций, или других организаций, поддерживающих работу.
Международный Институт Примененного Анализа Систем □ A-2361 Laxenburg □ Австрия Телефон: (0 22 36) 715 21*0 □ Телекс: 079137iiasaa □ Телефакс: (0 22 36) 71313
Резюме
Проект IIASA по Экономической реформе и Интеграции-ERI
В конце лета 1989 к нам обратился Академик С. Шаталин из Советского Союза, член СССР Президентского Совета, с просьбой рассмотреть установление деятельности, которая могла проанализировать международные экономические взаимозависимости и служить научным форумом, чтобы поддержать экономические реформы в Советском Союзе и других социалистических Государствах-членах нашего Института. По нашему представлению, встреча могла быть успешной при следующих условиях было важна, чтобы:
• активный интерес и готовность для сотрудничества среди ученых и высших чиновников, востока и запада;
• готовность среди способствующих ученых участвовать в опасном, политика ориентировала исследование;
• рабочий подход, который отличался бы заметно от обычного стиля IIASA с точки зрения подготовки, участия, интенсивности, и выбора времени;
• достаточные ресурсы, вероятно вне регулярного бюджета IIASA.
Приглашённые политики высокого уровня, такие как заместитель премьер-министра Абалкина из Советского Союза; г-н Аттали, Специальный Консультант президента Mitterand; г-н Виньон, Директор “Central Advisory Group президента Делорса, Комиссии Европейского экономического сообщества” (Lacroix Group); и заместитель премьер-министра Реичель CSFR убедил нас, что мы могли вызвать главный интерес и рассчитывать на поддержку на политической арене. Академик Игорь Макаров Учёный Секретарь Академии наук СССР уверил нас в интенсивном интересе. Совет IIASA тепло одобрил Проект в конце 1989 года. Мы с тех пор получили дальнейшие поддержки высокого уровня от высших чиновников в Польше и Болгарии. Заявления финансовых (твердая валюта) поддержка была получена из многих стран, включая Финляндию, CSFR, Францию, Японию, и Комиссию Европейского экономического сообщества. Наличные вклады твердой валюты были получены из СССР, США, и Болгарии, до сих пор.
Цели Проекта ERI
Общая цель Проекта может быть сформулирована как устанавливающие мосты между восточной и западной экономической теорией и практикой, создавая условия для того, чтобы взаимно ассимилировать успешный управленческий опыт, и для возможного восстановления отношений экономических систем.
Два типа целей - фокус Проекта ERI.
Цели первого типа связаны с фактическими проблемами экономической реформы в центрально плановой экономике и взаимных институциональных корректировках восток - запад. Цели второго типа состоят в том, чтобы произвести методологию для сравнительного анализа восток - запад. Развитие методологических инструментов должно предоставить фонду для прикладного исследования, и поддержать подготовку конкретных рекомендаций политики. В методологическом исследовании особое внимание будет помещено в:
• Строительство нетрадиционных количественных индикаторов для сравнительных анализов восток - запад, для определения свободного городского населения и специфических особенностей в социально-экономическом развитии на Востоке и Западе, для определения взаимного влияния различных аспектов развития, для идентификации выполнимых стратегий реформирования и их оценки;
• Разработка методологии для международных институциональных сравнений, включая создание соответствующих количественных показателей.
Во время семинара обзора в Laxenburg-е главная встреча на предмет бухгалтерского учета мер (включая экологический) была одобрена, чтобы быть проведенной в Сочи, СССР с 15-17 октября 1990 году.
Среди главных целей прикладного исследования Проекта:
• Определение самых плодотворных институциональных инноваций, исследование накопленного опыта в решении социальных проблем, особенно в странах, где попытки сбалансировать степень регулирования рынка были уже успешны;
• Разработка сценариев различных способов проведения реформы в Восточной Европы, подготовки рекомендаций для того, чтобы улучшить экономическое законодательство в различных странах, и для того, чтобы согласовать международный экономический порядок.
1-3 марта Встреча ERI
Настоящий документ содержит труды крупных советских ученых, вместе с комментариями западных экспертов, предлагаемых во время Встречи ERI 1-3 марта 1990. Мы полагаем, что этот материал представляет широкий и своевременный интерес и может также служить справочным документом для более поздних исследований, как только время настало, чтобы проникнуть с научной точки зрения к очень быстрым изменениям, которые мы наблюдаем сегодня в центральной и Восточной Европе.
Резюме
Введение
I - Общие проблемы Экономической реформы
Современные Учреждения Рынка и проблемы Экономической реформы в СССР E. Yasin
Евгений Григорьевич Ясин
(род. 7 мая 1934, Одесса, СССР) - российский экономист и общественный деятель, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
1989-1991 был заведующим отделом Государственной Комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе («комиссия Абалкина»)
подробнее
биография Программа Экономической реформы: Общественная поддержка, Стабилизация, Реструктурируя
G.A. Yavlinsky
Явлинский Григорий Алексеевич
В 1989 году перешел в аппарат Совета министров СССР на должность начальника сводного экономического отдела.
В июле-августе 1989 года Явлинский возглавлял группу экономистов, разработавших программу радикальных экономических реформ в СССР "400 дней доверия".
В июле 1990 года был утвержден заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, председателем Государственной комиссии СМ РСФСР по экономической реформе. Разработал на основе "400 дней" концепцию и программу экономических реформ "500 дней".
В октябре 1990 года Явлинский подал в отставку в связи с тем, что реализация программы "500" дней, одобренной Верховным Советом РСФСР и Верховными Советами союзных республик, затягивалась.
подробнее
биографияКомментарии к Статье G.A. Yavlinsky M.J. Peck
M.J. Peck - ?
Резюме Обсуждений C.M. Schneider
C.M. Schneider - ?
II - Рынок капитала и Приватизация
Рынок капитала и Приватизация в СССР Sergei Aleksashenko and Leonid Grigoriev
Алексашенко Сергей Владимирович
С января 1990 по 1991 - ведущий специалист Государственной комиссии по экономической реформе СССР - «комиссии Абалкина»
подробнее см. Приложение № 5 - Закрытый сектор: Банди - ч.13
http://zlobnig-v-2.livejournal.com/84827.html Леонид Маркович Григорьев
С 1990 года был привлечен в качестве эксперта к работе Комиссии по экономической реформе сначала Правительства СССР, а в дальнейшем Правительства Российской Федерации. В 1991 году заведовал сектором приватизации в Институте экономической политики.
С 1991 по 1992 год работал в должности Заместителя Министра экономики и финансов РФ, являясь при этом Председателем Комитета по иностранным инвестициям. Начиная с 1992 года, в течение пяти лет трудился в качестве Советника в Российском Директорате международного банка реконструкции и развития.
Пять лет работал в российском офисе Всемирного банка.
подробнее
биография Приватизация в СССР: Необходимый для Структурного изменения Anatoliy Chubais and Sergei A. Vasiliev
Анатолий Борисович Чубайс
см.
Приложение № 4.1 - Закрытый сектор: Банди - ч.13 Приложение № 4.2 - Закрытый сектор: Банди - ч.13 Приложение № 4.3 - Закрытый сектор: Банди - ч.13 Приложение № 4.4 - Закрытый сектор: Банди - ч.13 Васильев Сергей Александрович
В 1979-1990гг. - экономист, старший экономист, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Ленинградского финансово-экономического института.
В 1990-1991 гг. - председатель постоянной комиссии по экономической реформе Ленсовета.
В 1991-1994 гг. - руководитель Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ.
подробнее
биография Лекция Сергея Васильева - Гозман очень подробно сообщает важные факты из биографии С.А. Васильева
Комментарии к Статье S. Aleksashenko and L. Grigoriev Kimio Uno
Kimio Uno - ?
Резюме Обсуждений C.M. Schneider
III Рынок труда и Занятость
Занятость и Изменение Рынка труда - В.И. Scherbakov and A.N. Shokhin
ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович. В 1969 году окончил Тольяттинский Политехнический Институт и работал инженером на строительстве ВАЗа. Правда, инженером он был очень недолго и уже в 1971 году перешел на комсомольскую работу. Щербаков даже отучился в аспирантуре в Высшей Комсомольской Школе при ЦК ВЛКСМ (1974 - 1976 гг.) и стал кандидатом наук (комсомольских?). Вообще, хотя Щербаков сейчас считается доктором экономических наук и профессором, но он всегда больше занимался не экономическими теориями, а практикой… В 1977 году Щербаков вернулся на АвтоВАЗ и занялся там уже руководящей работой (был там начальником управления).
см.
Закрытый сектор: Сделка века - п. 1 ч. 5 Закрытый сектор: Сделка века - п. 2 ч. 5 Шойгу рыцарь Мальты - новый след В 1982 году его назначили заместителем гендиректора КАМАЗа. В 1985 году Щербаков перешел в Госкомтруд СССР и возглавил там отдел машиностроения. В 1989 году его назначили председателем Госкомтруда. К тому времени статус этой невзрачной конторы уже сильно поднялся: в 1990 году Щербакова избрали членом ЦК КПСС. В марте 1991 года он получил пост вице-премьера в правительстве СССР. В мае 1991 года Щербаков стал уже первым вице-премьером и одновременно министром экономики СССР. И на этом высоком посту он пробыл до ноября 1991 года (благополучно проскочив август!) - пока Советский Союз окончательно не распался.
Еще один интересный штрих из биографии Щербакова: как и Явлинский, он некоторое время был советником президента Казахстана Назарбаева.
Уже в сентябре 1991 года Щербаков понял, что правительство СССР долго не просуществует - и начал готовиться к переходу в бизнес: организовал фонд “Интерприватизация” (официально он возглавил эту фирму только в ноябре). Одним из учредителей этого фонда был международный аферист Григорий Лучанский из чекистской компании “Нордекс” - мы уже говорили об этом видном деятеле из “московского клана” КГБ.
Фонд “Интерприватизация” занимался очень крутыми финансовыми операциями международного масштаба. По оценкам специалистов, уже через несколько лет капитал этой фирмы достиг пол миллиарда долларов…
Владимир Щербаков занимался и другими видами бизнеса - и тоже очень удачно. С 1996 года он президент ОАО “Автотор Холдинг”. Эта калининградская фирма занимается ввозом в Россию автомашин, под видом их сборки из привозных частей (отвинчивают и опять ставят на место колеса!) - чтобы не платить большие таможенные пошлины.
по данным Forbs занимает или занимал
166 место Состояние: $600 млн
Сделал блестящую карьеру в советские времена: в 1990 году в возрасте 40 лет Щербаков был назначен первым заместителем премьер-министра СССР - председателем Госплана. Но и после развала Советского Союза он не растерялся. В 1991 году Щербаков организовал Международный фонд инвестиций и приватизации, который оказывал помощь в приватизации предприятий в России и бывших союзных республиках. Через пять лет им был создан холдинг «Автотор», который собирает иномарки в Калининградской области по льготам Особой экономической зоны. По итогам прошлого года «Автотор» стал вторым после АвтоВАЗа российским производителем автомобилей.
Александр Николаевич Шохин
Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с 2005 года, президент Государственного университета - Высшей школы экономики с 1992 года. Член президиума Генерального совета "Единой России" с ноября 2008 года, член Высшего совета партии с ноября 2009 года. В прошлом - председатель наблюдательного совета Российской инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" (2002-2005), депутат Государственной думы первого (1993-1995), второго (1995-1999) и третьего (1999-2002) созывов, вице-премьер правительства России (1998), министр экономики и первый вице-премьер российского правительства (1994), министр труда и занятости и вице-премьер правительства России (1991-1993), министр труда РСФСР (1991).
Александр Николаевич Шохин родился 25 декабря 1951 года в селе Савинское Плесецкого района Архангельской области [
22], [
51].
Детство Шохин провел в Московской области, а в 1961 году переехал в Москву, где в 1969 году окончил среднюю школу №461 [
22].
В 1969-1974 годах Шохин учился на экономическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова [
22]. После окончания вуза работал в Научно-исследовательском экономическом институте Госплана СССР и Научно-исследовательском институте труда Госкомстата СССР [
51], [
19].
В 1982 году Шохин возглавил одну из лабораторий Центрального экономико-математического института, позднее являлся заведующим лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Академии наук СССР [
51], [
19].
В 1987 году Шохин был назначен помощником министра иностранных дел СССР по экономическим вопросам и начальником управления международных экономических отношений. Отмечалось наличие у Шохина дипломатического ранга чрезвычайного и полномочного посланника первого класса [
51], [
19].
В августе 1991 года, после подавления мятежа ГКЧП, Шохин в качестве директора Института проблем занятости [
28] вошел в одну из экспертных групп по подготовке экономических реформ в стране. В том же месяце он был назначен на пост министра труда РСФСР и вошел в правительство "молодых реформаторов", формально возглавляемое президентом РСФСР
Борисом Ельциным [
49]. Фактическим главой кабинета в тот период являлся заместитель Ельцина Геннадий Бурбулис, который, собственно, и занимался формированием экономического блока нового правительства на основе группы молодых экономистов во главе с
Егором Гайдаром. Уже тогда "Независимая газета" называла Шохина "новой сильной фигурой в российском правительстве" [
22], [
50], [
18].
В ноябре 1991 года Шохин стал министром труда и занятости и заместителем председателя правительства России [
22], [
48], [
47], [
46].
В 1992 году Шохин стал президентом Государственного университета - Высшей школы экономики [
52].
В декабре 1993 года Шохин был избран депутатом Государственной Думы первого созыва от избирательного объединения "Партия Российского Единства и Согласия"
подробнее
биография Комментарии к Статье V.A. Scherbakov and A.N. Shokhin Albert Rees
Albert Rees - ?
Резюме Обсуждений C.M. Schneider
IV Открытие Экономики
Открытая экономика: советская Модель I. Ivanov
I. Ivanov - ?
Комментарии к Статье I. Ivanov Urpo Kivikari
Urpo Kivikari - ?
Резюме Обсуждений M. Schneider
V Проблем о Стабилизации
Экономическая Стабилизация: Денежно-кредитная и Налоговая политика K. Kagalovsky and A. Khandruyev
Константин Григорьевич Кагаловский
В 1980 году окончил Московский финансовый институт, после его окончания работал в институтах Госплана и АН СССР.
В 1990-1994 годах был представителем правительства России по связям с международными финансовыми организациями. С 1990 по 1991 год - полномочный представитель России по взаимодействию с Международным валютным фондом и Всемирным банком. В январе-сентябре 1992 года - полномочный представитель России по взаимодействию с международными финансовыми организациями, экономический советник правительства России. В сентябре-октябре 1992 года - представитель России (на уровне посла) в правлении МВФ. С октября 1992 года - директор Международного валютного фонда от Российской Федерации, внештатный советник председателя правительства.
В 1994-1998 первый заместитель председателя Правления банка "МЕНАТЕП", далее заместитель председателя правления ООО "ЮКОС-Москва".
С июля 1996 г. - первый заместитель председателя правления, начальник управления международных связей банка "Менатеп ЮКОС".
1997 г. - июнь 1998 г. - член биржевого совета Московской фондовой биржи.
В апреле 1998 г. избран членом совета директоров банка "МЕНАТЕП".
Июнь 1998 г. - июнь 2002 г. - член совета директоров "ЮКОС".
С июня 1998 г. - член совета директоров ЗАО "Роспром".
С 1999 г. - заместитель председателя правления управляющей компании ООО "ЮКОС-Москва".
Член Совета директоров НК "ЮКОС" с 2000 г.
В сентябре 2003 г. был включен в федеральный список избирательного объединения "Яблоко" под № 11 в центральной части на выборах в Государственную Думу четвертого созыва. Партия не преодолела пятипроцентного барьера.
После дела ЮКОСа уехал из страны. Совместно с экс-олигархом Владимиром Гусинским владеет кабельным телеканалом RTVi.
подробнее биография Хандруев Александр Андреевич
В 1970-1975 - преподаватель Московского института управления им. С.Орджоникидзе.
В 1975-1979 - старший научный сотрудник экономического факультета МГУ.
В 1979-1988 - доцент Академии народного хозяйства.
В 1988-1991 - заместитель директора, исполняющий обязанности директора, директор Кредитно-финансового научно-исследовательского института при Госбанке СССР.
В июле - декабре 1991 - заместитель председателя Госсовета по экономической реформе Кабинета министров СССР.
В 1991-1992 - вице-президент Фонда экономических и социальных реформ (Фонда «Реформа»).
подробнее
биография Советская Система налогообложения: Наследие от Прошлого и Планов на будущее Peter 0. Aven
Пётр Олегович Авен
В 1972 году окончил московскую физико-математическую школу № 2. В 1977 году окончил экономический факультет МГУ. В 1980 году получил учёную степень кандидата экономических наук, защитив диссертацию по специальности «математические методы в экономических исследованиях».
В аспирантуре был учеником академика С. С. Шаталина. Работал в Институте системных исследований ГКНТ и АН СССР сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. Сидел в одной комнате с Егором Гайдаром.
В 1989-1991 гг. являлся научным сотрудником Международного института прикладного системного анализа (г. Лаксенбург, Австрия), одновременно являясь советником Министерства иностранных дел СССР.
В 1991-1992 годах - министр внешних экономических связей Российской Федерации в «правительстве Гайдара» и представитель президента России по связям с индустриально развитыми странами (G7)
1993 создал и возглавил компанию «Финансы Петра Авена»
1994 занял пост президента Альфа-банка
Обладая личным состоянием $4,5 млрд, в 2011 году занял 28 место в списке 200 богатейших бизнесменов Росcии (по версии журнала Forbes)
подробнее
биографиясм. Закрытый сектор: Авен - п. 2 ч. 9
http://zlobnig-v-2.livejournal.com/80311.html Комментарии к Статье K. Kagalovsky and A. Khandruyev W.D. Nordhaus
W.D. Nordhaus - ?
Стабилизация и Реформа, Упорядочивающая в советской Экономике D. M. Nuti
Резюме Обсуждений C.M. Schneider
Введение
Значение изменений, имеющих место в Восточной Европе, трудно переоценить. 1989 год, не изменяя границ, фактически повторно переформатировал расклад политических сил в Европе.
Экономическая реформа среди самых важных аспектов преобразования. Попытки перейти от модели плановой экономики были предприняты несколько раз в течение прошлых нескольких десятилетий. Югославия после 1948 и Венгрия после 1968; Советский Союз в 1965 и Чехословакия в 1967 - 1969; Польша в начале семидесятых и снова в течение восьмидесятых делала отличающимся (в глубине и успехе) усилия преобразовать отдельные особенности модели "командной экономики". Однако, никогда прежде не имеет масштаб и решительность реформы, подобный ее текущим усилиям.
Это явление не может быть объяснено одними только политическими причинами. Внутренние недостатки модели "командной экономики" (прежде всего, отсутствие стимулов для интенсивной работы и неэффективного распределения ресурсов) ясно появились в течение текущей стадии промышленной революции, в котором времени сложность национальных экономических систем увеличилась чрезвычайно. Административное управление, которое было более или менее успешно во время периода индустриализации, прекратило справляться с условиями, когда темп корректировки экономики изменяющейся среды приобрел решающее значение.
Насколько политическими факторами не был единственный источник для изменения, они также не могут обеспечить необратимость преобразования. Реформа "пройдет", только если результаты экономических показателей начинают приниматься большинством населения.
Несколько попыток реформы разрушились в прошлые десятилетия не только вследствие сопротивления имущественных прав, но также и потому что их реализация сопровождалась инфляцией, уменьшая темпы роста и растя дифференцирование дохода. Главная причина ошибок: несогласованность и противоречия преобразования.
Две идеи де-факто господствовали над процессом реформы: идея коллективного владения и самоуправления и идея "нормативного" (экономического) регулирования. В самой чистой форме самоуправление было осуществлено в Югославии, но ее элементы могут быть найдены во всех восточноевропейских странах, предпринимая путь реформ. Нормативное регулирование, то есть, гарантируя данный результат не с помощью направляющего распределения целей плана между предприятиями, но на основе манипуляции с экономическими параметрами (включая их определение на отдельных переговорах между предприятием и государством), в самой последовательной форме осуществлялось в Венгрии.
Практика подтвердила внутреннюю ошибочность обеих схем. Среди недостатков коллективного владения и самоуправления следующее: недостаточное расположение к сбережениям; низкая инновационность; неэффективное распределение инвестиционных ресурсов вследствие нехватки рынка капитала; ограниченная мобильность рабочей силы; специальные возможности политического давления самоуправляемых предприятий на местные и центральные власти.
...
Питер О. Авен Станислав С. Шаталин Фридрих Шмидт-Блеек
продолжение следует...
другие темы:
Закрытый сектор Открытый сектор Экстремальная политика Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms