Психотехнологии на службе СЕКты: На досках - ч. 12

Oct 30, 2012 19:12

Почему “театр” Кургиняна называется “На досках”? - обратимся к книге О.С.Анисимова "Методология: сущность и события.":

"Истоки будущих успехов и непрерывного продвижения вперед сложились в 1960 году. Мы были увлечены народными танцами, сменившими увлечение физической культурой, "пропадание" на стадионе, главном стадионе г. Ирбита в Свердловской области. Мы танцевали, в "общей массе", в ансамбле на мотоциклетном заводе, испытывая тот же восторг и воодушевление от коллективного бытия в художественном мире, что и воодушевление на стадионе, испытанное ранее. В интеллектуальной стороне бытия мы ничем не отличались от остальных учеников техникума. Благополучное учение однажды нарушило свой ход плохими отметками по "знаменитому" сопромату. Двоек много было у многих, но у нас отец работал в техникуме и преподаватель об этом нам серьезно напомнил. Рассудок помог мобилизоваться и мы, без всякого планирования, интуитивно создали себе особую лабораторную ситуацию. Она, как бы мы позднее ее назвали, была "модельной". Все выглядело буднично, но только после этого опыта мы сделали судьбоносные выводы и много раз к ним возвращались, наращивая содержательность.

Мы остались в аудитории, подошли к грифельной доске и стали из учебника выписывать формулы, как содержательные единицы.

Сначала цепь формул шла в "логике" учебника, выстраивалась в линию. Затем мы стали спрашивать, насколько нам понятны формулы, понятны переходы и чего еще не хватает в "цепи". Поскольку мы вглядывались в формулы спокойно, не торопясь, субъективно к ним привыкая, адаптируясь, считывая их, то появлялись различные затруднения. Они касались как частей формул, их структуры, переходов к иным формулам. Возникали запросы на доразъяснения, досоединения частей, на повторы, уходы в предшествующие разделы учебника, а иногда и других учебников.

Мы переходили от работы с формулами к работе с собой, своими представлениями, своими разрывами в их содержательности. Появлялись вопросы и ответы, верные и неверные, их проверка, благо источник ответов был под рукой, а за другими учебниками можно было сходить и принести.

Наше сознание расширялось до включения доски и книг. Основные операции шли не внутри, а вне нас, на доске. Причинно-следственные содержательные цепи, каузальные линии не только строились на доске, но и "вносились" во внутрь нас.

Наши смыслы усложнялись и структурно перестраивались под руководством написанного на доске, а написанное на доске удерживалось или менялось, модифицировалось под влиянием ощущения ясности, однозначности или неясности и неоднозначности, идущего изнутри.

Так как учебнику мы доверяли как "арбитру" и "эталону", то мы изменяемым делали свое представление и то, что писали на доске. Три источника действий, наше "сознание", написанное на доске и учебник, совмещались под лидирующим влиянием учебника.

На доске не только повторялась нить высказываний, формульных выражений в книге, но и перестраивалась под установкой на удобство видения нити высказывания, движения содержания, удобство для нас.

Мы хотели понять и все наши операции, в том числе и связанные с удобством, подчинялись установке на понимание, реконструкцию мысли "автора". Конструирование на доске, формосозидание принимало вид содержательных конструирований.

В начале 1989 года произошло оформление рефлексивных представлений в новом варианте. Мы ввели пространство для рефлексивных процедур, разделяя пространство в соответствии с рефлексивной функцией. Если ранее единое пространство заполнялось различными процессами, и анализ был процессуально-рефлексивный, то 23 апреля 1989 года на очередной учебной игре мы ввели "доски" или места для однофункциональных рефлексивных процессов.

Появились функциональные места, которые могут заполняться процессами разного уровня совершенства. Можно будет следить за тем, какова последовательность процессов, какие факторы влияют, как они меняют функциональные места, создавая разнонаправленные фрагменты рефлексивно-процессуальных траекторий.

В апреле было "узаконено" "три доски". И это внесло высокую технологичность реконструкций, критики, проектирования и т.п.

В играх 1989-1990 года 3-х досочный механизм усилился 4-х досочным, а потом 5-ти досочным. В четвертой "доске" было введено место для концепций, надситуативных замещений все более абстрактного типа.

Позже стали вводиться иерархии абстракций. На их базе более тонкое членение было сделано для учета синтагматики и парадигматики в процессах построения концепций. Отсюда шел путь к введению форм процессов, логики, в том числе и логики ВАК. Важно подчеркнуть, что, вводя критериальный слой (а концепции для эмпирических реконструкций, имеющих место на 1-й доске, выступали именно критериями синтагматического или парадигматического типа), мы все усложнения "оставляли" в целостности пространства рефлексии.

Логика, парадигматика, категории, понятия - все оказалось внутри рефлексии и "заказ" на их использование шел либо из 2-й доски, где помещались нормы различного типа и нормообразовательные процессы, либо из 3-й доски, где осуществлялась критика и простая констатация и реконструкция причин затруднения уже была недостаточной, требовались усугубления на основе критериев концептуального, понятийного, категориального типов.

Особый вариант заказов относился к 1-й доске, эмпирических, ситуационных реконструкций. Для организации и этих, "безответственных" процессов также могут быть нужны критерии. Именно с помощью этих критериев критика приобретала характер подтверждения или опровержения материалов из 1-й доски.

При опровержении выявлялись причины уже в строгих и абстрактных средствах и этим оформлялись процессы проблематизации. Позднее, но не позже начала 90-х годов, выявлялись нормы различного уровня абстрактности, с учетом типологии норм, введенной в 1981 году. Различились нормы типа "методов" и "стратегий". Тем самым, все интеллектуальные процедуры оказались выведенными в едином рефлексивном пространстве, устранены были противоречия всех типов между ними. В конце 90-х годов, более выделено стали обсуждать и прогнозирование.

Особую значимость мы придали 5-й доске, ценностной. В ней предполагались не "отражение" всеобщего типа, а мироотношение абстрактного типа как базис для мироотношенческого самоопределения. Это была самая сложная, по содержанию и применению, критериальная база.

В рамках псевдогенетического соотношения уровней содержание доски варьировалось от простейших надситуативных отношений до высших типов абстрактности в отношениях к "миру". Каждое возвышение уровня абстрактности на 4-й доске предполагало возможность повышения уровня и отношения к содержанию абстракций. Но эти критериальные отношенческие средства применялись, прежде всего, в проблематизации, а затем в депроблематизации, сначала на 3-й, затем - на 2-й доске.

Сведения ценностей в структуру и иерархию мы сделали позднее, в связи с анализом идеологий, религий, то есть в 2000-х годах.

Когда появилось 5-досочное видение механизма рефлексии, появилось и постепенно усложнялось представление о едином рефлексивном пространстве больших систем. Однако сначала мы вовлекли эти рефлексивные схемы-средства в состав тех средств, которые предлагались политологом, в книге 1990 года - "Введение в политологию".

Затем количество применений стало увеличиваться и быть все более изощренным, так как в любой рефлексивной надстройке можно пройти путь от простейших рефлексивных механизмов, совмещающих 1 и 2 доски, к добавке 3 доски, потом 4 и, наконец, 5 досок.

Межпозиционные рефлексивные обеспечения замещались в конфигуративной рефлексии с теми же этапами усложнения. Вместе с усложнением рефлексии усложнялись и требования к тому, кто занимается рефлексией. Этим предопределялась линия рефлексивного развития.

Уже в 1990 году мы стали проектировать и начали осуществлять проект многомодульной подготовки игротехников, к чему присоединились все рефлексивно насыщенные специалисты-управленцы, аналитики, ученые, педагоги.

Рефлексивному циклу со всеми 5 досками мы посвятили пятый модуль. Сами модули длились по 3 недели, в течение которых реализовывались правила игромоделирования. В основе цикла лежала пара: проблематизация и депроблематизация. При этом в середине осуществлялась концептуально-технологическая рефлексия предшествующих попыток. Но на этом фоне было много проектно-реализационных этапов.

Перед модулем рефлексивно-методологическим ставилось звено игротехнического модуля, где в основе лежали сценарирование и реализация сценариев. Еще раньше модуль посвящался логической организации высказываний, а первый модуль - схематике. Тем самым, мы готовили семиотическую, логическую, организационно-коммуникативную, игромодельную основы движения в рефлексивном пространстве. Такие подготовки позволяют придать рефлексии методологический характер, при использовании в качестве языковых средств - ЯТД.

Переход от 3-х досочной к 4-х досочной рефлексии, при фиксированности развивающихся действий или типодеятельностных процедур, означает методологизацию рефлексии, но вводя средства ЯТД, не разъединяя целое рефлектируемого содержания, не теряя объекта рефлексивного мышления.

Если в качестве содержания 4-й доски вносится иное концептуальное содержание, например, предметно-научное, то рефлексия перестает быть методологической. При использовании в 4-й доске средств философского типа, средств онтологического анализа, рефлексия превращается в философскую."

"Конечно, не сразу. Я пытался рассеять поверхностный взгляд, но это не было реальным. Ведь религиозная система не менее сложна и структурно взаимосвязана, чем интеллектуальная. Пока там пройдешь путь, не умеешь зайти в гости к методологам, поправиться. А жаль! Я хотел соотнести и гармонизировать и то, и другое. Ведь уже к 1990 году была ясна эта необходимость, когда были нарисованы 4 и 5 доски."

поехали дальше:




доски, доски, доски ...




и схемы конечно:




http://www.kurginyan.ru/theatre.shtml?cat=16

продолжение следует ...

так же по теме:

Кургинян и Русский институт
http://zlobnig.livejournal.com/368201.html

Психотехнологии на службе СЕКты - ч.1
http://zlobnig.livejournal.com/378198.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Цапок - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/379300.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Чубайс - ч. 3
http://zlobnig.livejournal.com/382140.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Прохоров - ч. 4
http://zlobnig.livejournal.com/382554.html
Психотехнологии на службе СЕКты: ОДИ на досках - ч. 5
http://zlobnig.livejournal.com/383558.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Суд времени или ОДИ всероссийского масштаба - ч. 6
http://zlobnig.livejournal.com/384333.html
Психотехнологии на службе СЕКты: В поисках чуда - ч. 7
http://zlobnig.livejournal.com/387754.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Гений - ч. 8
http://zlobnig.livejournal.com/389917.html
Психотехнологии на службе СЕКты: ЦКП - ч. 9
http://zlobnig.livejournal.com/395154.html
Психотехнологии на службе СЕКты: Игротехника - ч. 10
http://zlobnig.livejournal.com/397055.html
Психотехнологии на службе СЕКты: ММАСС - ч. 11
http://zlobnig.livejournal.com/397881.html

Заговор Коржакова - ч. 1
http://zlobnig.livejournal.com/365403.html
Заговор Коржакова: Оле Лукойе - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/365903.html
Заговор Коржакова: Голосуй или проиграешь - ч. 3
http://zlobnig.livejournal.com/368468.html
Заговор Коржакова: Команда Чубайса - ч. 4
http://zlobnig.livejournal.com/370816.html
Заговор Коржакова: План - ч. 5
http://zlobnig.livejournal.com/373355.html
Заговор Коржакова: План - ч. 6
http://zlobnig.livejournal.com/374266.html
Заговор Коржакова: Послесловие - ч. 7
http://zlobnig.livejournal.com/374885.html

Регент
http://zlobnig.livejournal.com/377248.html
Ельцин сошел с ума
http://zlobnig.livejournal.com/376217.html

Глеб Павловский кормит с ложечки маленького Владимира Путина
http://zlobnig.livejournal.com/362014.html

eot, кургинян, суть времени

Previous post Next post
Up