И продолжая тему этой недели - популярные ошибки, возникающие при работе с литературным текстом, вспомню ещё об одном важном факторе, который влияет на литературный текст, а именно о выборе читателя и критика. Как без учеников нет учителя, так и творческий процесс незавершён без своего последнего этапа - восприятия читателем или слушателем. И это гораздо важнее, чем представляют себе некоторые писатели. Ведь именно читатель (как справедливо замечает литературная энциклопедия) является главным стимулом и конечной целью литературного процесса. Одновременно и объект воздействия, и "подстрекающее начало" искусства.
И что из этого следует? Как минимум то, что при написании текста автору не помешало бы определиться с целевой аудиторией, говорить на их языке, обращаться к их жизненному опыту и использовать их терминологию. У этого совета есть большой плюс и большущий минус. И разобраться с этим нам поможет человек с ником Тимати.
В хип-хопе есть два явления, которые вызывают острую ненависть всех незнакомых с трендом. Первый - это рассказ о том, какой автор классный, как здорово он всё разруливает, как ему везёт, какой он богатый, смелый и красивы. Второй - это повесть о том, насколько плох недоброжелатель автора. Как у него всё ужасно, какая у него ориентация, какие некрасивые люди его окружают и как много всего плохого с ним связано. Попробуем разобраться в этих направлениях получше.
Как-то в далёком 2009 году после выхода нового альбома "The Boss", в музыкальной критике появилось важное замечание: Тимати-персонаж куда интереснее, чем Тимати-артист. И дело не в том, что из него ужасный артист - даже наоборот. Но из артиста так и прёт человек, и его невозможно не заметить. Это легко определить хотя бы по общественному мнению. Какой-нибудь Андрей Ковалёв просиживает в безвестности. Про Никиту Малинина, автора песни "Я ведь для тебя котёнок" даже ссылки в Википедии нет. Их не узнают на улицах, про них не шутят в КВНах. Тимати кто-то не уважает, кто-то откровенно не любит. Кто-то наоборот считает его умнейшим человеком, кумиром и классным парнем. Но найти того, кто бы о нём не слышал, очень и очень сложно.
Давайте поищем мотивы, от которых зависит мнение человека об этом персонаже.
[В спойлере скрыт текст песни] В свои 25 я успел поднять Время это деньги, не хочу его терять Я хочу провести с толком каждый день Не потратить зря каждый новый день Слышишь - вот так работают мозги Точнее чем швейцарские часы Плоды моей работы лишь твои мечты Мои друзья - это миллионы Моя миссия - это оставить след Быть номер один и другого пути нет Да я могу и это мой ответ Да я музыкант также как и мой дед Да, и бизнесмен также как и мой отец Музыка и деньги - в этом мой секс Набирая скорость, вхожу с экстаз Я живу каждый день как в последний раз
Припев: Пока есть время, мы можем что-то менять Пока есть время уметь любить и прощать Настало время свои мечты воплощать Настало время расправить крылья, летать
Я не знаю сколько у меня времени Сколько дал мне Бог Но поверь мне Я работаю днями и не сплю ночами За моими плечами как война во Вьетнаме Я Босс, я решаю вопрос Поднимаю планку Повышаю спрос Мой статус имеет вес В женщинах возбуждаю интерес
Я - это формат нового времени Имею свою голову, имею своё мнение Четко знаю чего я хочу Живу каждый день, воплощаю мечту
Я против войны, я против наркотиков Против нацистов и неофанатиков Я люблю спорт, это в моей крови Таким же как я был и ди-джей Dlee.
Пока есть время, мы можем что-то менять Пока есть время уметь любить и прощать Настало время свои мечты воплощать Настало время расправить крылья, летать
Время - это деньги Но счастье не в деньгах Захочешь изменить - всё в твоих руках
Тик-так время встать Время не вернуть, его нельзя терять
В психологии есть такое понятие как авторитет. Который может быть заслуженным и присвоенным. Соответственно, есть люди, которые понимают только заслуженный авторитет. Они будут уважать миллионера, даже если ему всего тридцать. А есть те, кто будет уважать только семидесятилетнего старика, даже если у него нет ничего, кроме однокомнатной квартиры в дальнем Подмосковье. Именно поэтому, кстати, в некоторых японских фирмах формальным начальником является какой-нибудь старичок с кучей наград и премий, а в действительности всем заправляет молодой эффективный менеджер, который занимает какой-нибудь почти главный пост. Несложно заметить, что данный текст ориентирован на человека, который уважает именно заслуженный авторитет. В самом деле: вот он - бизнес, вот деньги, музыка, время, спорт, все дела. Крутой парень. И в-принципе, нельзя не заметить, что большая часть этих пунктов соответствуют действительности. Тимати реально заработал кучу денег, реально занимается спортом и, ходят разговоры, что он реально против наркотиков. Разве не авторитет? Вместе с тем, человек, который больше одобряет присвоенный статус, станет плеваться от такого поведения. Что это за чушь на экране происходит? Кто-то там рассказывает про миллионы, наверняка не свои а папины, на видео кривляется, катается на яхте, скорее всего арендованной, что-то там пытается из себя изображать. Тьфу! И в-принципе стоит задуматься над тем, что сильнее: недоброжелательное отношение вторых или обожание первых. В конце-концов, первые наверняка полюбят автора любым, даже если он и не хвалится. С другой стороны и вторые наверняка будут плеваться, даже если тот будет прибедняться, они просто физически так устроены, что не могут никого не ругать. Возможна и обратная ситуация. Так, раскрученный поэт всегда победит неизвестного, даже если второй пишет более интересные тексты. Что в итоге? "Драйвовый" текст имеет больше шансов зацепить молодого богатого подростка. Просто потому что он хорошо соотносится с его внутренними потребностями и системой ценностей.
Теперь что касается песен про сплошной негатив. То есть, трек, в котором рэпер рассказывает про другого парня: какой он плохой, как он развлекается со своим лучшим другом, насколько толстая его мамаша и какой у него запах изо рта.
С одной стороны - что может быть глупее? Ну, поссорились два парня - так вышли бы, морды друг другу начистили да разошлись. Что как нерусские прямо? Эта вполне логичная позиция большинства чересчур торопливых критиков имеет своё оправдание: в реальной жизни никто так не поступает. Однако хип-хоп развивался по своим правилам. Придумали его чёрные-чёрные негры из суровых нигерских кварталов в самой заднице Америки. Агрессивные и голодные. А так как в рэп шли самые умные и талантливые негры, то было логично, что если ссориться и стреляться из-за всякой мелочи, то умные негры быстро закончатся. Вот они и придумали такое понятие как "Дисс", то есть текст, который полностью посвящён неуважению к обидчику. Со временем дисс распространился на другие жанры и даже танец. И при переезде рэпа в другую страну, дисс распространялся и на другие территории. Так появились "Dissen", "Dissing" и даже "디스".
Отсутствие диссового трека в альбомах молодого хип-хоп певца, как правило, настораживает. Вместе с тем, естественно, что люди, не знакомые с хип-хоп культурой, вроде того же Киркоровского адвоката, не могут понять смысла подобного творчества. Другой вопрос, стоит ли автору заботиться о том, что кто-то не понимает его стиль? Не всем же дано быть Есениным, не всякого смогут понять и принять.
Ну и в продолжении начатой прежде темы " Сделай мне драматично". Надо же сделать так, чтобы текст был хоть чуточку познавательным!
[Текст песни в спойлере] Ты думал, цены на нефть будут расти вечно И что природные ресурсы бесконечны. Ты думал, рынки бумаг будут держаться в пике, А ты, листая ведомости, ехать в Майбахе. Ты думал, что недвижимость погасит все кредиты. Ты думал, что перед тобой двери открыты. Ведь только для тебя весь этот блеск весь этот шик. Смотри, ведь это всё может исчезнуть в один миг.
Всё, чего ты достиг, твои деньги - твои друзья. Всё, к чему ты привык - это деньги, но так нельзя! Ты считал, этот мир создан только для тебя, Но всё исчезло вдруг.
Ты думал, твоя женщина будет всегда рядом И что ей важен ты, а не твоя зарплата. Ты думал взятками решить вопрос, Ведь твой главный жизненный приоритет - карьерный рост. Ты думал, до глубокой старости жить на рублёвке, Ты думал наслаждаться без остановки. Ведь только для тебя весь этот блеск весь этот шик. Смотри, ведь это всё может исчезнуть в один миг.
Итак. У нас есть сюжет об эгоистичном и жадном богаче, который не думает о будущем. Как можно было сделать его интересным? Какими вообще способами можно сделать трагедию интересной? Сама трагедия скучна. Раскрасить её можно только добавив конфликт. Рассказав, как случилась эта трагедия. Или не рассказав, но очень сильно подсказав. Без конфликта ни один сюжет не протянет и четверостишия. Какой тут может быть конфликт? Между кем и кем? Видимо, пострадавшей стороной может стать эгоистичный богач. А кто же враг? Есть одна важная деталь, про которую многие забывают. Её хорошо сформулировал кинорежиссёр, но и для поэзии она отлично подходит. Антагонистом лирического героя, главным злодеем, который развязывает конфликт, недоброжелателем должен выступать человек. Если антагонист - достаточно гадкий человек, как например в фильме "Эдвард руки-ножницы", то читатель почувствует свою эмоциональную близость с лирическим героем, полюбит текст и будет периодически перечитывать или даже вспоминать особенно сильные строчки. Если же антагонист - это цены на нефть, то конфликт просто невозможен. Песня превращается в описание шикарной жизни человека, который катается в дорогих машинах, может купить что угодно и ни перед чем не останавливается. Но по какой-то странной причине при всей своей крутости думает о том, что может быть завтра-послезавтра случится кризис и он станет нищим. Это - полная чушь. Так не бывает. А если и бывает, то стихи об этом не пишут. Не может быть конфликта, если нет антагониста. Если он отсутствует, а конфликт развивается, значит лирический герой - тряпка. А тряпка не может быть объектом для подражания или любви. Такой текст не станет драмой. максимум на что он способен - это на романтическую комедию. Так и запомните. Песня "Всё кончается" - неудачная романтическая комедия. И не вздумайте писать ничего настолько же унылого.
Подведём небольшой итог. Во-первых, в хип-хопе есть два направления, которые достаточно чужды русскому человеку, и потому многие их не понимают. Это - самохваление и дисс. Рассказы о том, какой автор классный, а враг его - полный отстой. Это не эгоизм авторов и не плохая фантазия, как пытаются уверить нас неразбирающиеся в теме критики. Это - требование жанра. Как песни про любовь в попсе или про Россию в Русском Роке. И во-вторых, если вы хотите написать классную песню про то, как кто-то теряет всё из-за своей недальновидности, то добавьте туда хотя бы минимальный конфликт. Иначе итог будет скучен и бессмыслен.