Ужасы на сон грядущий

Sep 13, 2012 00:44

Помимо изученного на той неделе повествования, среди литературных произведений встречается, и притом нередко, описание. Описание очень любимо натурами чуткими и наблюдательными. И это понятно. Ведь описать что-либо, причём таким образом, чтобы читателю стало интересно - это задача не из простых. Она требует огромного лексикона, к ней надо подходить с умом, с фантазией. Иначе достаточно быстро читатель соскучится и уйдёт развлекаться с девицами и прожигать жизнь.
Описание не так требовательно к сюжету, как повествование. Формально говоря, там вовсе и ни к чему логическая последовательность и подчёркнутый динамизм событий, завязанный на хронологической композиции. Построение описания основано на несколько иных принципах, и разобраться с ними нам поможет журнал пользователя m_krokodilov.


Небольшая справка. От того, какую задачу ставит перед собой автор, зависит очень многое. Если надо рассказать о красоте леса, то стоит детально и последовательно описать каждую его часть. Если надо описать ход какой-либо важной битвы, то стоит последовательно перечислить все события. Если надо приготовить чай, то стоит громким голосом позвать служанку и потом как можно более подробно перечислить все детали процесса. Общий набор приёмов, схем и словесных структур, относящихся к выбранному направлению, называется функционально-смысловым типом текста.
Теоретики занимаются этой штукой уже не одну сотню лет. Именно они и выделили три типа текстов (повествование, описание и рассуждение) и для каждого типа определили типичные (какой интересный каламбур) средства оформления.

Отличить описание от повествования достаточно просто. Надо лишь взглянуть на сюжет, которого в данном случае нет. Для примера, стихотворение " памятник кошке" - чистой воды описание:

"Говорят, что на Северном Рынке
  Памятник кошке стоит,
  И если погладить ей спинку
  Кошка довольно урчит,

А если почешешь ей ушко,
  Мурлычет она и поёт,
  А когда пробежит мимо мышка
  Кошка схватит её и сожрёт!"

Сюжет, конфликт, все дела - если мы занимаемся описанием, они нам ни к чему, они только отвлекают. Основа описания - это определение предмета в целом и его детализация. Как правило, указание на предмет даётся либо в начале (как здесь), либо в самом конце. Первый вариант предпочтительнее использовать, когда автор уверен в своих силах и знает, что у него хватит слов на то, чтобы интересно описать объект. Второй используется менее опытными писателями и предполагает некоторую интригу, которую нередко используют для создания комического эффекта. Так, допустим "Чёрный, как сама тьма. Демократичный, как сама Америка. Ушастый, как само ухо. Это он, Барак Обама". Думаю, всем понятно, что, как правило, читатель сразу обо всём догадывается, комический эффект получается мизерным, а автор лишний раз доказывает, что он - идиот.

У построения описания есть немаловажное правило, о котором многие забывают, хотя оно могло бы очень пригодиться. Это правило заключается в том, что детализацию главного лучше всего производить последовательно, с учётом смысловой значимости деталей. Можно идти от самых скучных деталей и постепенно переходить к более интересным, интригуя читателя. Можно начинать с самых интересных, не надеясь, что читателю хватит усидчивости дочитать до самого итога. Можно построить карту, хронологическую или пространственную, и исходя их неё уже показывать пункт за пунктом.
Бдительный читатель заметит: "Хей, подожди-ка! Ведь в прошлый раз ты говорил про то же самое - повествование по временной и пространственной оси!" И будет совершенно прав. Но так как он меня перебил, я не смог договорить до конца.
Дело в том, что детализация для повествования и описания совершено различны. Если повествование рассматривает события в их логической последовательности, с детерминизмом и динамикой, то описание описывает событие "как есть", как видит его фотоаппарат или человек, которому всё равно, с чего всё началось и чем всё закончится. Как пример подобной хронологии можно привести некороткий рассказ " Непобедимая Алиса".
Приведу небольшой отрывок:

"До обеда оставался час и кафе пустовало. Два негра-моряка пили пиво, бородатый европеец с аппетитом уплетал сэндвич, а в углу, возле кальяна, расположилась черноволосая девушка лет шестнадцати. Платье с обнажёнными плечами и аккуратным вырезом, длинные волосы, уложенные в две косы и длинный старомодный мундштук - она словно пришла с какого-то бала, каких, должно быть, уже давно не проводят. Девушка пускала кольца дыма, отпивала кофе и двигала шашки, расставленные прямо на скатерти. Лицо оставалось в тени, и я различал только губы и вуаль сизого дыма.
Её противник был настолько низкорослым, что я разглядел его только со второй попытки. Он сидел ко мне спиной, и я видел лишь клетчатую рубашку и торчащие волосы.

- Она из Триады?
- Нет. Даже близко нет.
- И в чём же здесь тайна?
- Тайна в том, что у неё никто выиграть не может. Даже меня обыграла.
- Вот как! Кто же она такая?
- Этого никто не знает,- тётя собиралась на кухню,- Зато все знают, что она - мальчик!"

В описательном тексте детали не связаны друг с другом сюжетно. Самое главное для них - это то, что они изображают одно и то же. Автор словно разглядывает фотографию и перечисляет, что видит на ней. Особо талантливый автор при этом видит не просто всё подряд, а только те детали, которые будут важны для понимания ситуации и дальнейшего повествования. Автор не увидит бороду европейца, которая нужна только формально. Зато вполне разглядит то, что шашки двигаются прямо по скатерти. Умение выбирать детали и расставлять их в правильном порядке - это важнейшая часть создания описательного текста.

Как правило, описательный текст визуально отличается от повествовательного. Это упрощает восприятие. Есть несколько простых правил, как сделать описание более читаемым:
- в предложениях стоит использовать прямой порядок слов (подлежащее, сказуемое, все дела...);
- глагольные формы желательно использовать в одном времени (или глаголы настоящего времени во вневременном значении);
- стоит применять большое количество определительных характеристик.
Использование этих правил поможет правильно написать и затем так же правильно прочитать то, что было написано.
Вот такой у меня получился скучный и бесполезный абзац. Чтобы разбавить его чем-то хорошим, вот ещё одно стихотворение, " Принцесса Грёза":

"Ночь - хороводы вокруг головы.
  Снятся китайцы и белые львы.
  Она уже рядом, я знаю, - и вновь
  Из телевизора капает кровь.
  Нет никого, кто сравнился бы с ней, -
  Руки в рубинах, причёска из змей
  Платье, достойное знатных вельмож,
  И держит в руке окровавленый нож.

Оставьте, принцесса! Пожалуйста, прочь!
  Дайте спокойно поспать в эту ночь.
  Утром мне нужно вставать в семь часов.
  Вдруг марсиане - а я не готов!

Она не уходит: смеётся, поёт,
  Голову кружит, словно пейот,
  Режет глаза, как кокаин,
  Соседи стучат - но я не один.
  Мы прыгаем с ней, хохочем, поём,
  К утру мы уснём или может умрём,
  Только отключишься - время вставать.
  А значит, что завтра начнётся опять...

Пощады, принцесса! Я так не могу!
  Оставьте, прошу вас, в покое слугу,
  Который готов вас спасти от всего,
  Но если я сонный - что толку с того!"

Небольшой (сегодня действительно небольшой) итог.
Есть три функционально-смысловых типа текстов: повествование, описание и рассуждение.
Хорошее описание - это то, которое указывает объект и детализирует его, проходя в нужном автору порядке все частички картины, которые в итоге смогут сложиться в полное изображение.
Вот такие дела.

Обзор

Previous post Next post
Up