Вчера спам-бот прислал мне приглашение на сегодняшний концерт Тимати в Крокус-Сити-Холле. Судя по тому, что я сижу и пишу этот пост, на концерт я не пошёл. С чем себя и поздравляю. Впрочем, я не об этом.
Сегодня мы поговорим об одной достаточно логичной вещи. Такой же простой и естественной, как самозарождение Чака Норриса.
К слову о Чаке. ЧакМак: скоро на всех кухнях мира!
Речь сегодня пойдёт о сюжетной линии. Точнее - о том, зачем она нужна и можно ли обойтись без неё. А поможет нам в этом страница вКонтакте пользователя с загадочным ником "Заварнушка Булочкина". Итак, поехали!
Мне грустно оттого, что я редко занимаюсь обзорами. С обзором и жить веселее, особенно когда он по средам. Когда в любой другой день - тоже ничего, но вот по средам - это да... Как вы могли понять из предыдущей строчки, в ней ничего непонятно. Что откуда берётся? Из чего что вытекает? О чём я вообще говорю? Чтобы таких ситуаций не возникало, люди изобрели сюжетную линию повествовования. То есть, ту последовательность событий, которая раскрывает фабулу произведения.
К слову, между понятиями "фабула" и "сюжет" до сих пор не установлена точная граница, с которой были бы согласны все. Так, одни считают, что сюжет - это то, что происходит, причём в хронологическом порядке. А фабула - это то, как всю эту радость описывает автор. Другие , наоборот, говорят: фабула - это последовательность событий, а сюжет - это последовательность, выбранная автором. Чтобы окончательно вас запутать, я предложу отныне называть хронологический порядок событий фабулой (потому что это - сложное слово, и значит его надо употреблять пореже), а описанный автором порядок действий - сюжетом.
Строка на листок ложиться не хочет Передо мной пустыня жёлтой саванны А я сижу, жду небесной манны.
Что со мной? не отвечу - не знаю Всё мне кажется что вот-вот себя потеряю В этой муторной засухе полуденной спёки Раздавая другим лишь пинки и упрёки.
Спрячу лицо под капюшоном И, не задумавшись над старым законом, Пойду по удобной разъезженой трассе Не забывая проверять чеки на кассе... "
Сюжет - это то, что мы видим. Девушка пытается писать стихи, потом она сидит, страдает и ждёт. Затем происходит какая-то мутная штука, после чего она собирается гулять по обочинам да дорогам. Фабула текста несколько отличается. Вся мутная штука, включая страдание и ожидание, происходит перед попыткой написать стихи. Ну а желание уйти в дождь остаётся последним, с этим ничего не поделать.
Если не придираться к грамотности, то в данном случае всё хорошо и понятно. Во многом тут заслуга единой истории - то есть, весь сюжет крутится вокруг одного-единственного момента - написания стихотворения - и так или иначе с ним соприкасается. Другое дело - когда в тексте появляются несколько различных тем.
Я всегда предостерегаю неопытных авторов от написания стихов обо всём, что пришло в голову. Один текст - одна история. Для того, чтобы работать с большим количеством историй, нужны годы тренировок. Я, например, так этому и не научился. Хотя, я вообще ничего не умею, так что это не показатель. Однако до сих пор слишком часто бывает так, что автор пытается вместить в один несчастный сюжет всё, что придумалось за последний месяц. И получается что-то такое:
[О людях...] "Люди приходят и уходят.... Добрые и злые, весёлые и не очень, загадочные и открытые, легкомысленные и серьёзные.... Все мы похожи и все мы такие разные... В каждом кроется что-то своё. То, что не способен раскрыть ни один человек. У каждого своя тайна, своя загадка, свой тайный личный мир. И в этом мире кроется наш первый шаг и превый поцелуй, первая победа и первая прочитанная книга, наши мечты, страдания и самые сокровенные мысли. Каждый человек несёт в себе что-то особенное. Даже самый простой и незаметный человек уже интересен этой своей незаметностью.
А люди приходят и уходят. И каждый раз по разному. О ком-то мы и вспомним едва уже на следующий день. Боль о потере другого может долго бередить душу и даже оставить на сердце мучительный, непроходящий шрам, который будет кровоточить время от времени, как, бывает, ноет рука или нога после давней травмы. Кто-то оставит светлые и чистые воспоминания. Они будут греть твою душу до глубокой старости. А люди приходят и уходят... Приходят в твою жизнь и оставляют в твоей душе, в твоей голове, мыслях и сердце что-то, или остаются незамеченными. Некоторых из них ты потеряешь навсегда. А вместе с человеком ты потеряешь и тот огромный тайный внутренний мир, ту загадку, которыю он в себе кроет. А люди приходят и уходят... "
Из-за переизбытка тем и историй, такой рассказ вырождается в бессюжетный список. Списки никому неинтересны, даже зачастую их составителям. Список может быть полезен в научной работе, при походе в магазин или когда надо заполнить большое количество бумаги маленьким количеством текста. В любом другом случае список - это убийство для текста.
А ещё стоит помнить, что подобное бесплодное разнообразие тем в одном тексте бывает только в одном случае: когда автор сам не знает, что напишет в следующую секунду. Перед написанием чего угодно стоит хотя бы в общих чертах наметить сюжетную линию. С чего всё началось, чем закончится и что будет происходить в промежутке. Этот достаточно простой план даст огромное преимущество, потому что в любой момент времени автор будет знать, о чём надо писать. Он не станет тратить своё время на что-то лишнее и не будет часами сидеть, пытаясь связать два четверостишия между собой. Он уже заранее связал их сюжетной линией. Подробнее об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, а пока - вот маленький пример того, как надо и как не надо делать.
Я чумазая, словно суп без ложки Я нелепый бокал без ножки, не интригую яркой обложкой и посыпаю соль картошкой.
Я несущая чушь мормышка. Ставь меня на зеро - я твоя фишка, Я - дорогое вино с дыркой в пробке... Беззаботно чирикаю в железной коробке, Я фиолетовая синичка... Улыбнись! Сейчас вылетит "птичка"!
Можно чеснокодавилкой назвать, А можно просто чесночницей. Выбор непрост, что тут сказать... Тут уж как больше захочется. Можно сделать из мухи слона. Превратить слона в муху сложнее. Выбор не прост, на то жизнь нам дана Выбирать, А не плыть по течению. Можно сказать стакан полупуст, А можно сказать полуполон. Выбор непрост, у кого какой вкус. Может голубь, а может быть ворон. Можно жить правильно и без причуд Можно смеяться и плакать Выбор непрост, избежать пересуд Невозможно, что тут состряпать? *** От умных мыслей в голове опилки Пусть каждый делает, как хочется А для меня нет лучше чеснокодавилки, Хоть она и чесночница...
Естественно, что второе стихотворение интереснее первого. Однако из-за чего так? И первый и второй тексты заполнены образами и прочей игрой слов. И тот и другой не до конца грамотны. И тот и другой на первый взгляд странные, да и на второй взгляд тоже. Более того, второй, начинаясь интересно и красочно к середине теряет весь запал, а первый равномерный, к тому же недлинный. Однако первый текст - плохой, а второй - хороший. В чём же причина?
Да, всё дело именно в сюжетной линии. Первое стихтворение состоит из большого числа образов, не связанных друг с другом. Каждый по отдельности хорош, однако все вместе они превращаются в список. А списки - это плохо, понятненько? Во втором стихотворении каждый образ связан с основной сюжетообразующей темой - "выбор". Каждый по-своему раскрывает эту тему. Все они понятны, естественны и непротиворечивы. И поэтому такое стихотворение я бы с радостью прочитал ещё пару раз. А первое - уж извините.
Вкратце можно выделить три важных пункта. Во-первых, перед написанием любого текста стоит задуматься о том, с чего он начнётся, чем закончится и что будет связывать эти два места. Я об этом никогда не думаю - и посмотрите, как сложно читать мои посты. Во-вторых, не стоит забывать про правило "Один текст - одна история". Хотя бы для того, чтобы став гениальным поэтом с наслаждением это правило нарушить. В-третьих, фабула - это хронологический порядок событий, описанных в произведении. Сюжет - это порядок описания. Если вы придерживаетесь иного мнения - поменяйте эти два слова. Пост, впрочем, можно не перечитывать.