Любая теоретическая хитрость пропадёт бесследно если её не закрепить на практике. Так, я немного рассказал о мемах. Окей, замечательно. Но откуда они берутся? Как их использовать? Как они должны выглядеть? Пока на эти вопросы не будет ответа, вся эта красивая теория бесполезна. Тем более, что слишком часто происходит подмена понятий. Мемы - это лулзы и не луркморские шуточки. Они вполне могут быть несмешными и даже неоригинальными. Единственное, что в них важно - это значительный культурный фон. Ассоциации и эмоции, которые они вызывают.
Сегодня мы узнаем, как правильно применять мемы, чем они могут оказаться полезны и как их лучше использовать. А поможет нам в этом журнал пользователя halet. Мем позволяет запихнуть большое количество информации в одну строчку. То есть, работает прямо как нанотехнологии, если бы они не были фантастикой. Поэтому и требования к ним мы будем предъявлять те же, что и к нанотехнологиям.
Во-первых, мем должен быть небольшим и ёмким. Это логично: иначе зачем мы его используем? Он должен изображать известную всем картинку, по которой сразу становится понятно, что происходит и какое мы имеем настроение. Чтобы далеко не ходить, вот небольшое красочное стихотворение:
[Стая грачей ищет на клумбе покушать...] Стая грачей ищет на клумбе покушать. Сонные ели смотрят с презреньем на травку. Раннее утро пьет из сиреневой лужи, дышит весной, громко надрывно каркает. Двери закрыты - кошки различных окрасок дремлют в картонках - скоро хозяйка покормит Клумба изрыта - пахнет землицей чёрной; ветром с реки, рыже-зелёным дёрном.
Известная история. Раннее утро, все только разлепляют глаза. На улице стаи котов сидят каждый в своём уголке, дремлют или щурятся на рассветное солнце. И от их вида сразу становится уютно, сонно, а вокруг влажная утренняя дымка и в общем сегодня будет хороший день. Эту картинку до сих пор можно встретить в некрупных городах и даже иногда в Москве. И потому она выглядит довольно естественно и понятно. Такое настроение хорошо знакомо и не вызывает никаких вопросов. В результате третья строчка за счёт своей яркости (много цветастых кошек - это очень красочно), приятности (кто же не любит кошек?) и всеобщности (всем понятная картинка) захватывает внимание и становится ключевой. Обрастает дополнениями, новыми мотивами, запахами и эмоциями.
При том, что одна строчка занимает не так много места, она тащит за собой как паровоз все остальные, каждая со своим собственным значением. Утренние птицы, деревья, вороны каркают - недалеко река, природа, может быть даже дача - все детальки общей картины.
Из этого логично будет следовать: Во-вторых. Мем не должен резко выделяться из общей картины. Вообще не стоит писать так, чтобы одни части были виднее других. Но с метафорами и мемами это важно в первую очередь. И я сейчас вам покажу почему. Вот прочитайте стихотворение:
[Рождество. Погасли свечи...] Рождество. Погасли свечи. Восемь-сорок на часах. Вьюга снежный пласт калечит, звёзды жгутся в волосах. Прихожу домой ледышкой, пряно таю у печи Мама бойко месит пышки, лепит булки-калачи.
Вьюга бродит по оврагам, заметает целый свет, Режет утро, как бумагу: ничего острее нет. Нет острее? Спрячу в банку, летом вырежу туман. Я пойду пока на санках прямо с горки... Ах, шарман!
То есть, конечно, не только в мемах дело, весь этот текст - сборник неудачных образов. Так, искалеченный снежный пласт опечален своей участью, а острое редко кто прячет по банкам. Но мы сегодня не об этом. А о том, какие эмоции в среднестатистическом человеке вызывает "шарман". У меня ассоциации - Париж, милая сердцу Франция, багеты, дымка над Сеной, круассаны, береты, утреннее солнце, "парле ву франце, ву ле ву куше" или как там будет "подскажите, который час?" по французски? Для Яндекса это розы и нижнее бельё. Для гугла - машины и очки. Для кого-то шарманщик, для кого-то французские радости. Но в общем достаточно сложно ассоциировать со словом "charmant" покатушки с горки, тем более во время вьюги сразу после рождества. Вот и получается, что достаточно эмоцинальное слово, к тому же чужеродное по отношению к русскоязычному тексту, перетягивает акценты, на себя, но при этом ничего не предлагает взамен. Не делает текст более понятным, естественным, логичным или живым. Разве что рифмуется с туманом. Это можно назвать "неуместный мем". Прямо как жидомасоны вот в этом предложении.
Это, кстати, приводит нас к третьему требованию. Любой мем должен быть уместен. Особенно это касается неуёмного желания использовать их там, где и без них вполне можно обойтись. Прямо как нанотехнологии, которые тоже пытаются вставлять куда ни попадя. Вот к примеру два стихотворения:
Вот скоро наступит лето, и солнце уже на юг, Но снег заметает поле и снег заметает луг. Вот снега уже по пояс, местами даже по грудь Сажусь на гудящий поезд, к тебе начинаю путь.
Мой путь отчего-то лёгок, качается мерно чай, Ледок невозможно тонок, горит на столе свеча. Горит, обжигает пальцы, роится метелью сон Соседи достали яйца, картошку, в бадье бульон.
Обедают, пахнут луком, смеются и пьют кагор Я сплю в этом мерном стуке, мне снятся верхушки гор.
Здесь неплохо. Сосны шепчут, волны тихо ластятся. Звёзды жгутся, словно свечи, к горизонту катятся. Ночь радушно обнимает, дышит мятой дикою... Ах, июнь, наследник мая, звёзды земляникою!
При чтении сразу становится заметно, что второе выглядит более цельным, органичным по сравнению с первым. Это из-за того, что второе стихотворение полностью посвящено одной теме, а первое - двум. Первое рассказывает сразу о двух вещах, о снеге и о поезде. В каждой из этих тем есть по яркому мему, который заставляет читателя обратить внимание на текст и запомнить его как важный, мыслеобразующий элемент. Если мы говорим про "снега уже по пояс", то мы мыслим в категориях зимы и снега. Быть может, заснеженной России, нового года. Для нас важны сугробы и метель. Эта тема застолбила место в нашем мозгу и теперь её оттуда никак не сдвинуть. Если мы теперь упоминаем про поезд, про "яйца, картошку" - яркий и понятный для многих мем, то новый пытается занять место старого. У каждого из них свой мешок правды, каждый принёс свои идеи, настроения и ассоциации. И воспоминаниям о дальнем путешествии сложно ужиться с мыслью о сугробе. Они разрывают текст на две части, первая из которых говорит исключительно о снегах, а вторая - только о поезде. И переход между ними стирается из памяти, исчезает. Мы как будто наблюдаем два разных стихотворения.
А вот второй текст - наоборот. Он одинаково хорошо выглядит в каждой строчке и каждым словом говорит только об одном. В нём можно выделить три ярких приёма, три культурных узла, которые очень хорошо друг с другом увязаны и потому органично оплетают весь текст. Это мем, волны, которые "ластятся" - вспомните, какие ассоциации у вас возникают с этим словом. Это метафора, "радушно" обнимающая ночь - все эпитеты понятны. И это образ "звёзды как будто земляника". Всем понятно, что если всё это совместить вместе получится что-то радушное, тёплое, ласковое и приятно пахнущее. В том числе и "дикой мятой", которая не может считаться мемом только из-за того, что с ней не связана большая культурная традиция. Если одни средства художественной выразительности не противоречат другим, то стихотворение получается более целостным и органичным.
Кстати. Я собирался опубликать этот пост ещё в среду. Однако полтора дня пропали когда я открыл блог, начал искать материал, пролистал несколько десятков страниц и понял, что начало искать бессмысленно. У этого автора три с лишним тысячи записей в блоге (за 9 лет) и я уверен, что не менее двух с половиной тысяч из них - стихи. Вы только вдумайтесь в эту цифру: две с половиной тысячи. Я открывал любой месяц любого года и видел хотя бы десяток - а обычно даже больше - стихов. Так что я этот блог возьму как один из доводов в пользу правила " Ни дня без строчки". Может, там и не каждое стихотворение идеально, но как создателю мемов и всяких "цепляющих фразочек" ей нет равных.
И короткий итог. Во-первых, лучше меньше, но лучше. Мем должен быть коротким и ёмким, как афоризм или айфон. Во-вторых, мемы не должны резко выделяться из текста, не должен входить с ним в противоречие. Хотя, это можно сказать о любых средствах художественной выразительности. И в-третьих, как частный пример второго пункта. Если в тексте используется больше одного мема, то им желательно не заниматься перетягиванием одеяла а говорить об одном и том же. Лучше когда они посвящены одной теме и работают в связке.