«Острые» пирамиды с шаром наверху

Aug 15, 2016 22:53

Оригинал взят у nezvanov в «Острые» пирамиды с шаром наверху
Продолжение. Предыдущие части «пирамидного» цикла см. 1), 2), 3), 4).

В этой заметке я хочу поговорить об изображениях пирамид в классической европейской живописи, не связанных с «египетскими» сюжетами Библии. Основная трудность этой темы для меня в том, что неясно, по каким критериям искать такие изображения на бескрайних просторах Сети. Приходится ориентироваться на картины либо случайно попавшие в поле моего зрения, либо широко известные - такие, как, например, картины Тициана и Тинторетто на один и тот же сюжет - «Введение во храм Девы Марии». В ряде неканонических христианских источников ("Золотая легенда", протоевангелие Иакова) рассказывается о том, что родители Богоматери, Иоаким и Анна, привели трехлетнюю девочку Марию к Иерусалимскому храму и "посвятили в храм для служения".



Тициан. Введение во храм Девы Марии. 1534-38



Тинторетто. Введение во храм Девы Марии. 1553-56

Что за странная заостренная пирамида с навершием в виде шара изображена на обеих картинах?

Неизбежно вспоминается Ватиканский обелиск в Риме: он стоял недалеко от базилики Св. Петра с античных времен и был, согласно источникам, увенчан бронзовым шаром. Тут, правда, есть странность: Джорджо Вазари, который на своей фреске запечатлел строительство собора Св. Петра (на месте обветшавшей базилики), изобразил этот обелиск "непохожим на себя" и без шара наверху (см. правую часть фрески):



Джорджо Вазари. Павел III Фарнезе руководит строительством собора Св. Петра (фреска во Дворце Канцелярии в Риме). 1547

А вот как Ватиканский обелиск выглядит на самом деле:



Ватиканский обелиск

Причем, несложно найти картины того времени с довольно реалистичным изображением обелиска - например, у Париса Бордоне, который, кстати, некоторое время был учеником Тициана (я писал об этом художнике, см. http://nezvanov.livejournal.com/8685.html).

То есть, обелиск на фреске Вазари несколько похож на заостренные пирамиды у Тициана и Тинторетто, но без шара наверху. А, например, Бордоне рисовал обелиски с шаром наверху, но они похожи у него на реальный Ватиканский обелиск, и непохожи на заостренные пирамиды.

Отметим еще, что на картине Вазари «Мученичество Св. Стефана» изображены и заостренная пирамида, и обелиск:



Джорджо Вазари. Мученичество Св. Стефана. Ок. 1560

Я клоню к тому, что «острые» пирамиды - это особый элемент на некоторых картинах XVI века, отличный и от обелиска, и от тех пирамид, которые мы рассматривали ранее в заметках этого цикла.

Особо отмечу, что и сюжет «Введения во храм Девы Марии», и сюжет мученичества Св. Стефана имеют прямое отношение к Иерусалиму (в первом случае имеется ввиду Иерусалимский храм, а Св. Степана побили камнями возле Иерусалима по указанию Синедриона). То есть, возможно, что наличие «острой» пирамиды на картине - это указание на место действия, Иерусалим.

А вот еще любопытная картина Чиголи, малоизвестного художника XVI века (о его творчестве писал ув. tito0107):



Чиголи. Бегство в Египет. 1608

Видите на заднем плане «острые» пирамиды, увенчанные шарами? Я допускаю, что на картине изображен уход из Израиля Святого Семейства (в Египет), и позади показан именно Иерусалим.

Интересно, что островерхие пирамиды с шарами нашли свое воплощение и в архитектуре:



Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II

Строительство Эскориала было начато в 1563, а закончено в 1584 году. Хуан Баутиста де Толедо - главный архитектор проекта - был учеником Микеланджело, долгое время провел в Риме и, среди прочего, участвовал в работах по строительству собора Св. Петра.

Многие специалисты по истории архитектуры считают, что план первого этажа Эскориала, «похожий на решетку гриля», был создан на основе описаний храма Соломона Иосифом Флавием. Таким образом, мы здесь снова видим связку "островерхие пирамиды - Иерусалимский храм".

Приведем еще один архитектурный пример:



Церковь отцов-кармелитов в Генте, Бельгия

Церковь была инаугурирована в 1714 году. Отмечу, что кармелиты - это католический орден, названный так в память об отшельниках, некогда живших в горах Кармель в Израиле.

Таким образом, похоже, что сильно вытянутая вверх пирамида с навершием в форме шара - это символ, имеющий (или имевший) отношение к христианству, к Израилю и Иерусалиму, и ни обелиски, ни египетские пирамиды с ним по смыслу не связаны.

Мы еще вернемся к сильно вытянутым («острым») пирамидам в довольно неожиданном контексте.
Previous post Next post
Up