Я, как вы знаете, очень люблю разглядывать старые карты. Крайне любопытно по ним наблюдать, как менялось городское пространство, названия улиц, наличие "воды" в том или ином месте... Так вот, разглядываю я карту начала XX века (1901-1903 год примерно), и замечаю в самом центре города ужасную ошибку. Или всё-таки не ошибку? Проверьте себя, попробойте обнаружить несоответствие..
Речь, конечно же, про Троицкий мост. Обратите внимание на то, как странно изображен он на карте выше. От Петропавловской крепости и до Мраморного переулка за одноимённым дворцом, в то время как "настоящий" мост, который должен соединять Царицын Луг (сейчас - Марсово Поле) и Троицкую площадь почему-то отмечен пунктиром. В чём же дело?
Плашкоутный Троицкий мост
Дело, конечно же, в стройке. Во второй половине XIX века стало понятно, что существующий деревянный плашкоутный (опирающийся на плоскодонные суда) мост, во-первых, не очень подходит возрастающему статусу Петербургской стороны (которая через пару десятилетий станет чуть-ли не самым элитным районом города), а, во-вторых, эксплуатировать такой мост значительно сложнее, чем постоянный мост. В 1891 году решение строить новый, улучшенный мост было зафикировано на бумаге, а в следующем году начались конкурсы и прочая подготовительная работа.
Плашкоутный Троицкий мост
Право на строительство моста в итоге выиграла французская фирма "Батиньоль". Любопытно, что их проект даже не участвовал в конкурсе, так как был отклонён ранее по формальным причинам... Экспертной комиссии, он, однако, показался крайне удачным, так как засчет новаторских решений позволял сильно уменьшить количество необходимого на постройку металла (и, соответственно, снизить финальную стоимость). "Вопрос о том, какой проект выбрать и с кем заключить контракт на строительство долго обсуждался в Думе. Высказывались мнения, чтобы комиссия «выработала самостоятельный проект русскими силами и воздвигла бы его под наблюдением русских же инженеров, русскими рабочими и из русских материалов»". Последняя фраза особенно удачно ложиться на текущее состояние дел у нас, 120 лет прошло, а мысли в Думе всё те же :).
В общем, с первого раза ни до чего договориться не получилось, был объявлен ещё один конкурс, на котором упомянутый выше "Батиньоль" и победил. С условием, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими.
Мост был торжественно заложен 12 августа 1897 года. На церомонии присутствовала и императорская семья, и президент Франции (господин в цилиндре на фото ниже).
Строительство началось! А мы плавно подходим к причине того, почему на карте Троицкий мост изображён в неподобающем месте... Как несложно догадаться, на месте стройки плашкоутному мосту находиться было некстати, вот его и передвинули ниже по течению. Для организации движения пришлось засыпать давно уже ненужный ров между Петропавловской крепостью и Иоанновским равелином. И вот что интересно, в сети нашлось приличное количество фотографий стройки нового Троицкого моста (на всех этапах, см. ниже), но практически нет снимков моста старого, врменно воткнутого в Заячий остров!
Технический мост. А Троицкую площадт и окрестности не узнать!
Нашлась только единственная фотография временного моста (а за ним уже видно и почти готовый постоянный) со стороны Дворцовой набережной, на которой, однако, самого интересного, а именно того, как это всё было орагнизовано у Петропавловки, не видно :(
Ну да и ладно. Спишем на недостаток плёнки в те времена. А новенький мост, тем временем готов! Обратите внимание на крайний правый пролёт. Изначально он не поднимался вверх, а просто поворачивался вокруг своей оси. Пожалуй это, да отсутствие трамвайных проводов (и столбов для них в середине моста) - единственные внешние отличия Троицкого моста ver. 1903 от его нынешнего варианта, которому мост пришел в 2003.
Но вернёмся в прошлое. Мост торжественно открыли на 200-летие Петербурга.
Ну а дальше всё как на закладке моста. Официальные лица, освящение, подобающие случаю речи...
И последний снимок на сегодня. Прошло около 10 лет, конку заменили трамваем, облик моста максимально приблизился к современному... С этого ракурса так же можно разглядеть ось, на которой поворачивается мост.
Скажу ещё пару слов вместо заключения. Изначально хотел написать "гневный пост" про мудаков-фотографов, которые фиксирую на плёнку в тысячный раз одно и то же, но забывают заснять уникальные, но не сильно зрелищные явления. А потом выдохнул, успокоился, подумал... В конце концов, фотографии того же временного Троицкого моста наверняка были сделаны, в разных ракурсах и достаточных количествах. Но что-то могло потеряться, что-то сгореть вместе с одним из архивов, что-то до сих пор не оцифровали, да мало ли какие ещё причины помешали им появиться в сети! В любом случае, это не повод для гнева, это повод в очередной раз подумать, что и зачем мы снимаем. Наверное, нужно у себя в журнале метку соответствующую завести...
Спасибо сайту
pastvu.com за предоставленные фотографии
Продолжение, про судьбу моста в ХХ веке, вот
здесь А вот
тут отличное дополнение к этому посту, про материалы и технологию строительства.