Добрый день, дамы и господа, сегодня мы с вами продолжим знакомство с историей Троицкого моста города Санкт-Петербурга. Нет, не так. В контексте сегодняшнего поста мост правильнее называть Кировским, в город - Ленинградом. Именно так эти объяекты назывались в 1966-м году, в момент их съемки американским спутником-шпионом. Результат съемки - на карте ниже. Так же на ней видно, что с Троицким Кировским мостом опять что-то происходит. Как и с Литейным (в правой части снимка). Об этом сегодня и поговорим...
В
прошлый раз мы с вами посмотрели на то, как вместо старого плашкоутного моста построили велкиолепный постоянный мост с поворотным механизмом (опору, на которой крутился пролёт, видно на фото). А так же убедились, что в 1908 году устаревшую конку сменил нанотехнологичный трамвай...
Кстати, насчет поворотного механизма. Пытался найти более-менее внятную фотографию его работы, но максимум, что удалось обнаружить - это вот этот не очень внятный снимок. Странно, что за более чем 60 лет работы было сделано так мало снимков его работы (а до нас в электронном виде дошло ещё меньше)...
Впрочем, про мудаков фотографов всё было сказаоно ещё в прошлый раз. Возвращаемся к истории моста... Что же было после 1908 года? Мировая война, а сразу после неё - две революции. Флаги и праздничные растяжки по поводу первой годовщины октябрьской революции видим на фото ниже. С 1918 года изменилось и название моста, из Троицкого он превратился в мост Равенства.
Удивительно, кстати, как долго продержались символы старой власти. Двуглавых орлов и императорские короны сняли только в 1935 году. А сам мост нескольким месяцами ранее ещё раз переименовали, на этот раз в Кировский. Впрочем, тут всё понятно, случилось это в декабре 1934...
Перенесёмся теперь в следующее, блокадное десятилетие. Мосту за время блокады изрядно досталось, в него и бомба попадала, и сбитый самолёт чуть не врезался...
Но всего этого, естественно, на фото мы не увидим. В это раз даже фотографов мудаками не хочется обзывать, понимаю, что фотофиксация в осажденном городе явно была не самый проритетной задачей...
Но вот блокада и война позади, город вернулся к мирной жизни... А в архивах начали появляться первые цветные фотографии! На этом снимке хороши видно звёзды вместо двуглавых орлов. Так же хорошо видно небольшой искусственной островок с маленьким фонарем. Фонарь работал чем-то вроде маяка и помогал кораблям правильно проходить достаточно узкий проём, а "остров" служил ледоколом и защищал нежную конструкцию поворотного механизма от плывущих льдин. Кстати, "хрупкость" поворотного механизма, а так же трудности в эксплуатации стали одной из причин, по которой от этого типа развода мостов отказались...
"Отказывались" в процессе реконструкции 1965-1967 года. Но основной причиной сменить поворотный проем на почти в два раза более пропускной разводной стало обновление дороги из Варяг в Греки Волго-Балтийского водного пути. Узкие поворотные пролёты Литейного и Кировского мостов ограничивали возможности судоходства, поэтому их было решено заменить (что мы и видели на заглавном фото).
Процесс замены целого пролёта - штука весьма небыстрая, поэтому было решено сделать временный мост-обход. Он тоже разводился (Балки разводного пролета временного моста были установлены на катки, по которым они отъезжали в сторону во время разводки моста), но фотографий этого уникального явления у меня так же нет.
Реконструкции подверлись пролет моста и весь его левобережный устой. А всё остальное не трогали, оставили как есть (полностью мост ремонтировали уже в 2001-2003 годах).
Вместо двухрукавного поворотного разводного пролета были сооружены, с левого берега - постоянный пролет, перекрытый железобетонным пролетным строением балочно-разрезной системы и новый однокрылый разводной пролет, раскрывающейся системы с гидроприводом. С фасадов железобетонные балки левобережного постоянного пролета имеют арочное очертание, облицованы гранитом. Въезды на мост стали более плавными. Были расширены тротуары, вымощенные гранитными плитами. Вдоль парапетов устоя сооружены гранитные скамьи. По обеим сторонам вновь установлены гранитные обелиски с рострами и фонарями. Вместо узких лестниц построены новые монументальные спуски с гранитными площадками у воды.
В конце 60-х ремонтировались не только мосты. Вот и Аврора возвращается на место стоянки, предположительно после одного из ремонтов на Канонерском заводе.
Для движения мост открыли в 1967 году. До 2001 года на нем принципиально ничего не менялось...
И ещё одна ретрофотография моста и окрестностей напоследок. Кстати, обратите внимание на пешеходный переход, очень удобная и человечная штука для прогулок по набережной. На Троицком мосту он вроде бы до сих пор остался (на Янедкс.Панорамах точно есть, но когда проезжал на авто недавно, как-то не заметил), жаль, что на других мостах таких не практикуют :/.
А во время ремонта 2001-2003 на мост вернули исторический декор, заменив "коммунистические" звёзды на оригинальных орлов. Короны тоже вернули, а так же сделали мосту роскошную подсветку. Фотографий не будет, можете и сами посмотреть (а если ЖЖ ничего толкого не подкинет - вы только скажите, отправлюсь с камерой и сделаю :). Огорчает только то, что теперь трамвай на постоянной основе по мосту не ездит... Ну да ладно, главное рельсы оставили, а трамвай обязательно вернётся!
В очередной раз огромное спасибо сайту
pastvu.com за фотографии!
Первый мой пост про Троицкий мост вот
здесь.