Вчера купил в Лавре третье издание книги Э.А.Тайнова. К сожалению, она снова выходит мизерным тиражом (1000 экз.), видимо, опять за счет автора. На этот раз по крайней мере - без типографского брака (во 2-м были перепутаны листы). А главное - добавлены 2 главы: "Метафизика времени", "Время и действие".
Несколько лет назад Эдуард Александрович
(
Read more... )
Для нашего случая это означает, что в такой системе "естественного интеллекта" как человеческий мозг возможно аппаратно организовать генератор случайных чисел. Почему это важно, ведь свобода воли и случайность не суть одно и то же? Отмеченная Вами проблема ( ... )
Reply
Reply
Между тем проблема появления того самого "субъекта", перед которым встают какие-то "задачи" и который их САМ решает - так никуда и не делась. Да, физика давно знает, что существует принципиальная неопределенность. Что квантово-механические состояния нельзя спрогнозировать не просто "из-за недостатка информации", а в принципе. Да и на макроуровне детерменизм рулит далеко не всегда. Но какое отношение всё это имеет к той моей личности, которая - как Вы совершенно справедливо заметили - и есть единственный мой настоящий опыт (все остальные передаются лишь через этот ( ... )
Reply
Reply
Reply
> Вы же ссылаетесь на общие соображения о будущей, еще не ( ... )
Reply
Свою задачу в данной ветке обсуждения я вижу так: показать, что материалистическое "знание" о человеке тоже базируется на вере. Вере в то, что материальные объекты могут обладать подобным свойством, и когда-нибудь эта способность реализуется в железе...
Reply
Материалистическое знание о человеке, и не только о человеке, включает в себя, если угодно, элементы веры, но это вера совсем в другом смысле. В отличие от догматической религиозной веры, цель которой - убедить реципиента в том, что всё непонятное следует считать понятным ("Божий промысел") и вопросы тут неуместны, другая - чтобы не путаться, назовём её "вера-штрих" - означает выработку предположений, гипотез, моделей, которые затем подвергаются сомнению, экспериментальной проверке, перепроверке. Такие предположения так или иначе отталкиваются от уже имеющейся суммы знаний, а не апеллируют к "священным текстам". Такие предположения не имеют статуса догмы. Да, до окончательной реализации в железе их можно тоже называть верой и пытаться убедить себя, что принципиальной разницы с религией тут нет. И не обращать ( ... )
Reply
И главная разница с верой-штрих состоит именно в том, что наша вера работает. В той самой реальности, в которой к ней прибегают: в духовной. Все мы знаем массу примеров, когда в бедах и сомнениях обращались к духовникам и старцам, ездили к чудотворным иконам и мощам. Примеров духовной помощи ни от Ландау с Лифшицем, ни от их 8-томника, ни от созданных ими научных школ никто не знает. Не потому, что Ландау и Лифшиц были какими-то бездуховными личностями или бездушными тварями ( ... )
Reply
Reply
Я сужу о себе иначе. И никому не навязываю собственное суждение о себе в качестве универсального; моя задача в данном случае - лишь показать, что моя вера нисколько не ослабляет моих способностей к абстрактному мышлению, логике etc.
Reply
Мне представлялось, что у человека не воспитанного с детства в религиозной среде, а осознанно выбравшего для себя веру в зрелом возрасте могут быть какие-то особенно убедительные рациональные аргументы в пользу такого выбора. Увы, выясняется, что и в этом случае вера - первична.
Reply
Вы ведь пока так и не продемонстрировали тех самых "логических нестыковок". Что же до здравого смысла - так он тысячелетиями показывал и простецам, и мудрецам: Аристотель очевидным образом прав и равномерное движение требует приложения силы, совершения работы! Но потом появился Ньютон... в общем, здравый смысл - критерий пусть важный, но не универсальный.
Reply
Reply
Вот я вроде бы начитанный и образованный человек. Крестился взрослым, 29-летним, это была не дань моде, а осознанный выбор, приход к вере (отчасти, как я писал выше - из-за тех моих знаний себя и мира, которые не укладывались в мою прежнюю материалистическую парадигму). Естественно, много читал: и о других религиях, и о христианстве (которое в конце концов и выбрал). После крещения стал читать больше, затем начал и общаться (всё интенсивнее) с людьми, знающими православное богословие гораздо лучше меня.
И лишь теперь чувствую, что наконец-то начал приближаться к верному пониманию основных догматов! Потому ( ... )
Reply
Знакомясь - правда, по сравнению с Вами, наверное, не так уж досконально - с содержанием религиозных доктрин я и сам неоднократно приходил в недоумение. Недоумения специально не коллекционировал, оставалось скорее общее ощущение, так что сколь-нибудь полного их списка не приведу. Ну, навскидку: "не сотвори себе кумира" и поклонение рукотворным иконам, некоторые из них так прямо и признаются чудотворными... Что до нестыковок со здравым смыслом, то я имел в виду многочисленные фантастические истории вроде Ионы во чреве кита
З:
На самом деле догматы - и троичный, и о почитании икон, и остальные - выстроены со строжайшей логикой, там буквально нет ни одного лишнего или неточного слова. Они представляют собой единственное верное решение задачи, кажущейся принципиально неразрешимой: описание Абсолюта и Его отношений к неабсолютному миру, причем средствами языка, предназначенного для коммуникации разумных, но отнюдь не абсолютных по своим качествам существ.
Ну о-очень серьезный уровень аргументации. Что-то это мне напоминает... А! Вот " ( ... )
Reply
Leave a comment