"Трансцендентальное. Основы православной метафизики."

Sep 10, 2007 07:03

Вчера купил в Лавре третье издание книги Э.А.Тайнова. К сожалению, она снова выходит мизерным тиражом (1000 экз.), видимо, опять за счет автора. На этот раз по крайней мере - без типографского брака (во 2-м были перепутаны листы). А главное - добавлены 2 главы: "Метафизика времени", "Время и действие".

Несколько лет назад Эдуард Александрович ( Read more... )

Leave a comment

Re: О "Я" и "химии". Часть 2 yurivasilievich November 8 2007, 13:31:27 UTC
2. Я убеждён, что видимая детерминированность в естественных науках не есть отражение детерминированности материального мира, а не более чем следствие их (естественных наук) практической нацеленности: в результате ведь должно быть вычислено что-то конкретное. Другими словами, "детерминированность" - это не атрибут внешней по отношению к познающему субъекту реальности, а свойство способа её описания. В квантовой механике, как оказалось, прежний лапласов детерминизм и вовсе невозможен, там результатом вычислений оказывается вероятность . Интересно, что даже для классической механики построены примеры, показывающие что по-настоящему детерминизм невозможен даже там. Это системы, неустойчивые относительно сколь угодно малых флуктуаций начальных параметров (бильярд Синая, например).
Для нашего случая это означает, что в такой системе "естественного интеллекта" как человеческий мозг возможно аппаратно организовать генератор случайных чисел. Почему это важно, ведь свобода воли и случайность не суть одно и то же? Отмеченная Вами проблема ( ... )

Reply

Упомянутый "бильярд Синая" yurivasilievich November 8 2007, 13:56:43 UTC
Популярную иллюстрацию можно найти здесь: http://www.nkj.ru/archive/articles/photo/index.php?ID=5901&PHOTO_ID=6

Reply

Детерминизм и случайность. zyrianin November 15 2007, 13:54:46 UTC
Из этого прокрустова ложа Вам так и не удалось вырваться; такое впечатление, что Вы не очень-то и пытались.

Между тем проблема появления того самого "субъекта", перед которым встают какие-то "задачи" и который их САМ решает - так никуда и не делась. Да, физика давно знает, что существует принципиальная неопределенность. Что квантово-механические состояния нельзя спрогнозировать не просто "из-за недостатка информации", а в принципе. Да и на макроуровне детерменизм рулит далеко не всегда. Но какое отношение всё это имеет к той моей личности, которая - как Вы совершенно справедливо заметили - и есть единственный мой настоящий опыт (все остальные передаются лишь через этот ( ... )

Reply

Re: Детерминизм и случайность. yurivasilievich November 21 2007, 12:06:57 UTC
Z> Из этого прокрустова ложа Вам так и не удалось вырваться; такое впечатление, что Вы не очень-то и пытались. <...> Если же свобода (aka принципиальная неопределенность) где-то внутри меня все же реально существует - тогда пусть мне покажут ее механизм ( ... )

Reply

Re: Детерминизм и случайность. zyrianin November 22 2007, 05:16:36 UTC
Нет, Юрий Васильевич, боюсь, это Вы меня не поняли либо прочли невнимательно. Сказанное Вами о "недетерменизме", т.е. случайности, никак не опровергает моего тезиса: "все процессы, известные на сегодняшний день естественным наукам, являются либо детерминированными, либо случайными" (см. заголовок данной подтемы). А свободное поведение субъекта обладает принципиально иными признаками. Чем оно отличается от детерминированного процесса - объяснять, надеюсь, не нужно. А отличие от процесса стохастического состоит в том, что личность сама определяет принципы, по которым ее поведение будет "детерминировано" сильнее или слабее. Я говорю не о субъективных ощущениях самого субъекта, а именно о вполне объективных наблюдениях (и возможных прогнозах) "внешнего наблюдателя ( ... )

Reply

О снотворном действии мака yurivasilievich November 28 2007, 14:56:27 UTC
Я прекрасно понимаю, что свободное поведение субъекта отличается и от детерминированного и от стохастического процесса, собственно я об этом прямо писал в Re: О "Я" и "химии". Часть 2. Я прекрасно понимаю, что полным ответом на Ваши возражения было бы приведение примера решения задачи моделирования искусственного интеллекта. Мне известно, что вопросом этим занимаются, но пока задача в сколько-нибудь полном объёме не решена. Единственное, что я мог в этой ситуации сделать - это показать, что ситуация явно не тупиковая, и какие-то подходы к решению может предложить даже и неспециалист. В качестве демонстрации я там же привёл самодельный вариант схемы, сочетанием закономерности и случайности моделирующей феномен самостоятельного поведения личности. В том числе и самостоятельного определения степени собственной детерминированности, поскольку задача "самостоятельного определения степени собственной детерминированности" - это ведь тоже разновидность задачи на оптимизацию стратегии.
> Вы же ссылаетесь на общие соображения о будущей, еще не ( ... )

Reply

Re: О снотворном действии мака zyrianin December 1 2007, 10:00:08 UTC
Свобода Бога, в отличие от человеческой свободы, не нуждается в обосновании: для монотеиста такое качество Бога является одним из исходных пунктов его рассуждений. Мы верим в Бога и в то, что Он свободен - и ни от кого не скрываем, что наши взгляды установлены именно на фундаменте веры.

Свою задачу в данной ветке обсуждения я вижу так: показать, что материалистическое "знание" о человеке тоже базируется на вере. Вере в то, что материальные объекты могут обладать подобным свойством, и когда-нибудь эта способность реализуется в железе...

Reply

О вере и вере' yurivasilievich December 7 2007, 13:23:45 UTC
В предыдущем комментарии я пытался показать, что гипотеза Бога, в том числе и в проблеме свободы личности, ничего на самом деле не объясняет. Сославшись на то, что это - не более чем факт веры, Вы, в сущности, это подтверждаете.
Материалистическое знание о человеке, и не только о человеке, включает в себя, если угодно, элементы веры, но это вера совсем в другом смысле. В отличие от догматической религиозной веры, цель которой - убедить реципиента в том, что всё непонятное следует считать понятным ("Божий промысел") и вопросы тут неуместны, другая - чтобы не путаться, назовём её "вера-штрих" - означает выработку предположений, гипотез, моделей, которые затем подвергаются сомнению, экспериментальной проверке, перепроверке. Такие предположения так или иначе отталкиваются от уже имеющейся суммы знаний, а не апеллируют к "священным текстам". Такие предположения не имеют статуса догмы. Да, до окончательной реализации в железе их можно тоже называть верой и пытаться убедить себя, что принципиальной разницы с религией тут нет. И не обращать ( ... )

Reply

Re: О вере и вере' zyrianin December 7 2007, 13:38:11 UTC
Вы вряд ли приведете конкретные цитаты из серьезных богословских трудов, где Божий Промысел по степени "понятности" приравнивался бы к действительно понятным вещам. Но где Промысел, а где попущение (т.е. допущение совершаться вещам, Богу вовсе неугодным), как отличать одно от другого и как действовать в условиях такой духовной неопределенности - вот как раз об этом написано очень много. При том, что в трактовке авторов Промысел Божий остается принципиально неизвестным, неисповедимым. Правильно ли мы решаем свои проблемы или ошибаемся - точно узнаем лишь потом...

И главная разница с верой-штрих состоит именно в том, что наша вера работает. В той самой реальности, в которой к ней прибегают: в духовной. Все мы знаем массу примеров, когда в бедах и сомнениях обращались к духовникам и старцам, ездили к чудотворным иконам и мощам. Примеров духовной помощи ни от Ландау с Лифшицем, ни от их 8-томника, ни от созданных ими научных школ никто не знает. Не потому, что Ландау и Лифшиц были какими-то бездуховными личностями или бездушными тварями ( ... )

Reply

Re: О вере и вере' yurivasilievich December 25 2007, 10:24:14 UTC
Вы совершенно справедливо отделили реальность внешнюю от реальности духовной, относящейся к области субъективного. Как я уже неоднократно показывал, при рассмотрении "внешних" проблем обращение к потустороннему больших успехов не приносит. Что же касается духовной реальности, то там вера-без-штриха действительно работает. Как и другие варианты психотерапии. Как и эклектические обряды всяких там экстрасенсов или колдовство австралийских аборигенов. Есть тут только одна проблема - для меня существенная. Чтобы она (вера) работала, нужно для начала как-то исхитриться поверить. Реально поверить, что мир был каким-то образом создан Творцом за шесть дней, что женщину Он создал из ребра мужчины, что Иона провёл трое суток во чреве кита и т.п. Поверить в Воскресение, реально ждать второго пришествия и не удивляться тому, что оно как-то подозрительно затягивается - ведь ещё апостолы ждали его буквально со дня на день. Увы, видимо для меня такие варианты психотерапии остаются недоступными.

Reply

Re: О вере и вере' zyrianin January 6 2008, 08:19:52 UTC
Знаю весьма многих людей, спокойно утверждающих о себе: "моё внутреннее устройство таково, что напрочь исключает какую бы то ни было возможность религиозной веры". Сомневаюсь, чтобы это было возможно в принципе - но ведь всякий вправе судить по крайней мере о себе самом, не так ли?

Я сужу о себе иначе. И никому не навязываю собственное суждение о себе в качестве универсального; моя задача в данном случае - лишь показать, что моя вера нисколько не ослабляет моих способностей к абстрактному мышлению, логике etc.

Reply

Re: О вере и вере' yurivasilievich January 10 2008, 13:34:48 UTC
То, что вера сама по себе не ослабляет способностей к абстрактному мышлению, логике etc. понятно хотя бы на примерах Августина, Фомы Аквинского etc. Человеческий ум настолько изощрён, что позволяет обходить и логические нестыковки, и нестыковки с казалось бы элементарным здравым смыслом. Изобретательность в деле трактовки в нужном в данный момент направлении "священных текстов" воистину не знает пределов. Человеку невовлечённому, наблюдающему процесс со стороны это может быть даже интересно с чисто эстетической точки зрения, но вряд ли покажется реально убедительным.
Мне представлялось, что у человека не воспитанного с детства в религиозной среде, а осознанно выбравшего для себя веру в зрелом возрасте могут быть какие-то особенно убедительные рациональные аргументы в пользу такого выбора. Увы, выясняется, что и в этом случае вера - первична.

Reply

Re: О вере и вере' zyrianin January 10 2008, 20:58:52 UTC
Вера и должна быть первична. Если она вторична (а то и третична etc.) - значит, "что-то в консерватории не так".

Вы ведь пока так и не продемонстрировали тех самых "логических нестыковок". Что же до здравого смысла - так он тысячелетиями показывал и простецам, и мудрецам: Аристотель очевидным образом прав и равномерное движение требует приложения силы, совершения работы! Но потом появился Ньютон... в общем, здравый смысл - критерий пусть важный, но не универсальный.

Reply

Re: О вере и вере' yurivasilievich January 15 2008, 10:29:31 UTC
Ну, примеры логических нестыковок при желании в изобилии можно отыскать в издававшихся некогда богоборческих книжках. Знакомясь - правда, по сравнению с Вами, наверное, не так уж досконально - с содержанием религиозных доктрин я и сам неоднократно приходил в недоумение. Недоумения специально не коллекционировал, оставалось скорее общее ощущение, так что сколь-нибудь полного их списка не приведу. Ну, навскидку: "не сотвори себе кумира" и поклонение рукотворным иконам, некоторые из них так прямо и признаются чудотворными. Или: Иисус рождается в им же некогда ранее сотворённом мире, ибо единосущ Творцу. Вообще, по моему разумению, вся эта искусственная конструкция с Троицей придумана исключительно для того, чтобы как-то сшить логическую нестыковку между требованием единобожия и верой в то, что странствующий проповедник Иисус из Назарета - тоже Бог. Я думаю, что и Вам известно немало таких логически тёмных мест. Исторически по поводу, пожалуй, каждого такого логически сомнительного места в доктрине возникало альтернативное толкование. Те ( ... )

Reply

Re: О вере и вере' zyrianin January 16 2008, 10:45:03 UTC
На самом деле догматы - и троичный, и о почитании икон, и остальные - выстроены со строжайшей логикой, там буквально нет ни одного лишнего или неточного слова. Они представляют собой единственное верное решение задачи, кажущейся принципиально неразрешимой: описание Абсолюта и Его отношений к неабсолютному миру, причем средствами языка, предназначенного для коммуникации разумных, но отнюдь не абсолютных по своим качествам существ.

Вот я вроде бы начитанный и образованный человек. Крестился взрослым, 29-летним, это была не дань моде, а осознанный выбор, приход к вере (отчасти, как я писал выше - из-за тех моих знаний себя и мира, которые не укладывались в мою прежнюю материалистическую парадигму). Естественно, много читал: и о других религиях, и о христианстве (которое в конце концов и выбрал). После крещения стал читать больше, затем начал и общаться (всё интенсивнее) с людьми, знающими православное богословие гораздо лучше меня.

И лишь теперь чувствую, что наконец-то начал приближаться к верному пониманию основных догматов! Потому ( ... )

Reply

Re: О вере и вере' ukrfan January 16 2008, 13:20:54 UTC
ЮВ:
Знакомясь - правда, по сравнению с Вами, наверное, не так уж досконально - с содержанием религиозных доктрин я и сам неоднократно приходил в недоумение. Недоумения специально не коллекционировал, оставалось скорее общее ощущение, так что сколь-нибудь полного их списка не приведу. Ну, навскидку: "не сотвори себе кумира" и поклонение рукотворным иконам, некоторые из них так прямо и признаются чудотворными... Что до нестыковок со здравым смыслом, то я имел в виду многочисленные фантастические истории вроде Ионы во чреве кита

З:
На самом деле догматы - и троичный, и о почитании икон, и остальные - выстроены со строжайшей логикой, там буквально нет ни одного лишнего или неточного слова. Они представляют собой единственное верное решение задачи, кажущейся принципиально неразрешимой: описание Абсолюта и Его отношений к неабсолютному миру, причем средствами языка, предназначенного для коммуникации разумных, но отнюдь не абсолютных по своим качествам существ.

Ну о-очень серьезный уровень аргументации. Что-то это мне напоминает... А! Вот " ( ... )

Reply


Leave a comment

Up