"Трансцендентальное. Основы православной метафизики."

Sep 10, 2007 07:03

Вчера купил в Лавре третье издание книги Э.А.Тайнова. К сожалению, она снова выходит мизерным тиражом (1000 экз.), видимо, опять за счет автора. На этот раз по крайней мере - без типографского брака (во 2-м были перепутаны листы). А главное - добавлены 2 главы: "Метафизика времени", "Время и действие".

Несколько лет назад Эдуард Александрович ( Read more... )

Leave a comment

О рациональном и вере yurivasilievich October 4 2007, 12:37:48 UTC
Здравствуйте! К сожалению, не могу к Вам обратиться по имени-отчеству, а по сетевой кличке - как-то, извините, коробит ( ... )

Reply

Re: О сложности некоторых вопросов zyrianin December 7 2007, 13:45:05 UTC
Никто не знает; быль молодцу не укор.

Reply

Re: О совести и альтруизме. yurivasilievich December 24 2009, 19:31:42 UTC
Обнаружил интересный доклад "Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека", отчасти затрагивающий поставленные Вами вопросы.

Reply

Re: О совести и альтруизме. ukrfan December 24 2009, 21:22:14 UTC
Исключительно интересно.
Если задуматься, то то, что так должно быть, кажется чуть ли не очевидным - но никогда не задумывался.

Reply

Об "атеистической святости" и агиографии. zyrianin October 29 2007, 16:03:02 UTC
Разумеется, сами этические идеалы верующих и атеистов сильно различаются; соответственно, и носитель религиозной морали вовсе не обязательно воспринимается атеистами как "идеал ( ... )

Reply

Re: Об "атеистической святости" и агиографии. yurivasilievich November 8 2007, 13:41:34 UTC
Z> разве кто-нибудь из атеистов любит просто правильно, красиво, по-честному, по-доброму жить - и ничего больше?
Y> "И ничего больше" - для атеиста действительно, пожалуй, недостаточно. Для атеиста жизнь много шире, чем только её этическая сторона. Этика - одно из необходимых, но не достаточное условие существования. Для абсолютно подавляющего числа верующих вообще-то, думаю, тоже.
Z> Не живет человек вне религиозной веры таким вот образом: "раз этическая система, которой я придерживаюсь, описывает такие-то и такие-то моральные критерии, вот какие поступки считает допустимыми, а такие даже идеальными - я решаю посвятить всю свою жизнь именно такому, этически-безукоризненному поведению".
Y> Хочу обратить Ваше внимание на то, что из описанной Вами истории видно как названный вами "предельно религиозным" образ жизни привлёк Вас ещё до того как Вы обратились собственно к вере. Если я правильно понял, именно привлекательность такого жизненного примера стала для Вас - тогда атеиста - одним из толчков к вере, а не наоборот ( ... )

Reply

Так почему же все-таки атеистам претит святость? zyrianin November 15 2007, 14:31:18 UTC
Я никого не уговариваю становиться святым: сам не таков. Лишь отмечаю: феномен религиозной святости существовал всегда и хорошо известен; об атеистах же ничего подобного утверждать нельзя ( ... )

Reply

Re: Так почему же все-таки атеистам претит святость? yurivasilievich November 21 2007, 12:11:21 UTC
Ну, я не стал бы категорически утверждать, что атеизм как-то "мешает быть мономаном" в этике. Никаких "атеистических" запретов на этот счёт я не встречал. Скорее, в рамках атеистического мировоззрения недостаточно стимулов для такого рода подвига - ведь это тяжёлая ноша, требующая сносить порой немалые лишения, а награды на небесах атеизм не обещает. Ну да, в гору лезть - тоже нелегко. Но там тяготы ограничены во времени.
И я не согласился бы с тем, что "атеистическая мораль непохожа на религиозные". Никакой такой пропасти между ними нет. Поведение порядочного человека-атеиста вряд ли вызовет категорическое отторжение у порядочного верующего человека и наоборот. Разве что многие его (атеиста) занятия будут восприняты как "суета".

Reply

Re: Так почему же все-таки атеистам претит святость? zyrianin November 22 2007, 05:25:49 UTC
Что касается "непохожести": уничижительное словечко христосик, как характеристика слабости, трусливого непротивления злу и т.д. - было в советские времена вполне общеупотребительно, в т.ч. и среди людей (атеистов) вполне моральных. Нет, китайской стены между "нашими" моралями, разумеется, нет (и христианское объяснение этого сходства лежит на поверхности). Однако и различия очевидны.

Объяснения же указанного мною явления: "бывают у атеистов самые разные увлечения и даже мании; но вот этической мономании мы у них не наблюдаем" - могут быть различны. Однако самой закономерности Вы ведь не отрицаете? Я не считаю ее "строгим доказательством" чего бы то ни было; однако размышления на эту тему в итоге подвигли меня к религиозному выбору. Не только они - но и они тоже.

Reply

О достижении взаимопонимания yurivasilievich November 28 2007, 14:59:48 UTC
Упомянутое Вами уничижительное словечко - дань тогдашней моде. Я не припомню, чтобы оно кем-то использовалось сейчас или в недавнем прошлом.
Мне кажется, что в этой ветви дискуссии (атеизм vs святость) мы уже пришли к определённому взаимопониманию.

Reply

Re: О достижении взаимопонимания zyrianin December 1 2007, 09:53:14 UTC
Пожалуй. :)

Reply

Re: Так почему же все-таки атеистам претит святость? ukrfan January 11 2008, 09:48:33 UTC
Есть и атеистическая мораль. Непохожая на религиозные. Мораль - есть, а вот людей, которые жили бы только ею - почему-то нет.

Есть,и немало (см. ветку о педагогах/врачах).

Reply

Re: Так почему же все-таки атеистам претит святость? zyrianin January 11 2008, 15:05:16 UTC
Приведите пример атеиста - педагога или врача, который целиком посвящает свою жизнь любимому делу, людям (ученикам, пациентам), не идя на какие-либо этические компромиссы с кем бы то ни было.

Reply

Ну почему же. ukrfan January 11 2008, 00:39:04 UTC
Возьмем, например, Макаренко.
Человек - согласно его описаниям в коммунистических источниках - всецело и самоотверженно посвятил себя служению детям. То есть делу сугубо моральному.

Вы можете сказать, что Макаренко вовсе не был так уж свят? возможно. Но Вы об этом знаете - ЕСЛИ знаете, потому что история тоже имеет определенную степень достоверности - только потому, что он жил сравнительно недавно, и кроме "канонических" воспоминаний сохранились и иные. О. Сергий Радонежский же жил давно, и его образ, вероятно, подвергся некой идеализации. Но сути дела это ведь не меняет.

Reply

Re: Ну почему же. zyrianin January 11 2008, 03:52:01 UTC
Антон Семенович был профессиональным педагогом. Какое отношение это имеет к обсуждаемому предмету: сознательному исключению из своей жизни всего, кроме того, что человек считает (в рамках собственной этики) "деланием добра"? То, что считаю добром - делаю, а больше ничего не делаю: просто потому, что неинтересно.

Наркомпросовцу (а в конце жизни энкаведешнику) Макаренко приходилось заниматься многим, что ему было "неинтересно": просто в силу своего чиновного положения. Этак Вы любого педагога, врача и прочих представителей "гуманных профессий" в атеистические святые запишите: просто по должности!

Reply

Re: Ну почему же. ukrfan January 11 2008, 09:47:02 UTC
Антон Семенович был профессиональным педагогом. Какое отношение это имеет к обсуждаемому предмету: сознательному исключению из своей жизни всего, кроме того, что человек считает (в рамках собственной этики) "деланием добра"? То, что считаю добром - делаю, а больше ничего не делаю: просто потому, что неинтересно.

Подождите. Здесь начинается игра словами. Воспитание детей - добро. Антон Семенович посвятил ему свою жизнь, он занимался - опять-таки , согласно мифу о нем - ТОЛЬКО этим от заката до рассвета. Просто потому, что ему было интересно.
Профессиональных педагогов - много, но одни, как бухгалтера или слесаря, работают "с 8 до 5", другие же - все время, пока не спят. Потому что им "интересно", и потому, что они считают, что "это хорошо". И далеко не все из них верующие. То же можно сказать и о врачах, скажем.

Этак Вы любого педагога, врача и прочих представителей "гуманных профессий" в атеистические святые запишите: просто по должности!Нет, не по должности, и не любого. Чем отличается о.Сергий от священника-мздоимца, которых - не ( ... )

Reply


Leave a comment

Up