Вчера купил в Лавре третье издание книги Э.А.Тайнова. К сожалению, она снова выходит мизерным тиражом (1000 экз.), видимо, опять за счет автора. На этот раз по крайней мере - без типографского брака (во 2-м были перепутаны листы). А главное - добавлены 2 главы: "Метафизика времени", "Время и действие".
Несколько лет назад Эдуард Александрович
(
Read more... )
Reply
Reply
Т.е. метафизика тут такая: постулируется, что "свободное действие" в принципе не может быть организовано как комбинация детерминированных и случайных составляющих, его следует вводить как отдельную сущность и Тайнов это делает уже на квантовом уровне. А как при этом насчёт физики? Приводятся ли какие-либо экспериментальные факты из области квантового поведения, не поддающиеся качественному либо количественному описанию без привлечения подобных сущностей? Попросту говоря, есть ли свидетельства именно что свободного, а не случайного поведения квантовых объектов? Мне, например, такие свидетельства неизвестны.
Что до неизбежности априорных допущений на любом пути познания, с этим трудно спорить. Но возникает соблазн отрефлексировать и их и тогда неизбежность принятия принципа Оккама, уже как некоей метаэпистемы, становится очевидной. Станислав Лем остроумно проиллюстрировал это своим "Мир создан Множественной Друмой из первичной кашвы". Я уже касался этой темы в заметке " О логике догматов, агностике и атеизме".
Reply
Недетерминированность "поведения" квантов есть важнейший принцип современной физики; а то, что оно НЕ случайно - на мой взгляд, прямо следует из существования наблюдаемой Вселенной. Если бы волновая функция каждого кванта Вселенной действительно принимала совершенно произвольные значения - imho, даже атомы были бы нестабильны, не говоря уж о материи как таковой.
Reply
Reply
То, что это на сегодняшний день не доказано - по-моему, Вы признаете. Вопрос состоит в том, можно ли это доказать в принципе? иди даже более того: верно ли это в принципе? Мне кажется, если это утверждение истинно (пусть даже принципиально недоказуемо: такое бывает) - вся человеческая этика летит к чертям. Потому что истинность утверждения "что-то в человеке закономерно, что-то случайно, третьего не дано" - уничтожает самого субъекта, делает его мнимым. Как бывает мнимой случайность: вроде бы настоящая - но на самом деле существует скрытая закономерность. А тут наоборот: вроде бы ведет себя человек - а на самом деле в нем просто невидимые ( ... )
Reply
С мнением, что если свобода воли организована исключительно на "материальной базе", то "вся человеческая этика летит к чертям" согласиться не могу. Уж если свобода воли действительно осуществляется, то уже не важно, как она организована - материальным или иным способом. Понятие ответственности при этом в любом случае становится уместным. В качестве примера сошлюсь в который уже раз на приведённую мною ранее пусть даже и несовершенную самодельную модель организации "ведения себя". "Что-то в человеке закономерно, что-то случайно, третьего не дано"? Третье возникает при достаточно сложной организации управления в схеме искусственного или "естественного" интеллекта. Так бывает. Я уже как-то приводил пример: ни у одной молекулы газа нет ни давления, ни температуры, а у ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А соображения о "пользе популяции", разумеется, возникают периодически: как только кто-нибудь всерьез задумается о невыгодности твердых этических принципов (и, соответственно, выгоде гибкой "морали") для их носителя.
Но в таком случае каков механизм действия этого примата социума над индивидуумом? Это не инстинкт, поскольку личность сохраняет свою свободу, в т.ч. и свободу выбора. Механизм, очевидно, социальный. Но как ему удается действовать НЕ на отбор сильных, умных, беспринципных личностей, сумевших сговориться друг с другом и подчинивших себе всех остальных (в т.ч. и навязав этим остальным "обязательную мораль")? Как я ни моделировал - исход у меня получался именно таким. А в жизни наблюдаем иное: надо быть добрым, чутким, не делать другим того, чего себе не хочешь - и всё тут. Добро и чуткость понимаются в разных культурах весьма по-разному - но сам этот нравственный императив - "надо", и всё тут! - присутствует везде.
Откуда он берется? Как "популяция" ухитрилась заставить своих ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment