И.Большаков || «
Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года
Работники литературы и искусства! Прославьте в своих творениях великий советский народ, народ героев! Пусть ваши произведения явятся достойным памятником доблестным бойцам Красной Армии, освобождающим от врага нашу священную землю.
# Все статьи за
14 марта 1942 года.
Click to view
В дни великой отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами вся наша страна работает по-военному. Рабочие многих предприятий во время войны удвоили производительность труда. Страна знает много примеров трудового героизма, когда отдельные рабочие и мастера работали непрерывно по двое-трое суток для выполнения срочных военных заказов. Каждый патриот нашей родины, откликаясь на призыв великого Сталина работать по-военному, старается максимально повысить темпы, чтобы своим интенсивным трудом помогать нашей доблестной Красной Армии громить врага.
Работники советского искусства должны в суровые дни отечественной войны также овладеть военными темпами. Что значит работать военными темпами в области искусства? Применительно к кинематографии - это значит снимать кинокартины минимум в два раза быстрее, чем до войны.
Если в довоенное время полнометражная художественная кинокартина делалась в течение 10-12 месяцев, то теперь, в военное время, картина должна делаться значительно быстрее - максимум в шесть месяцев.
Возможно ли в короткие сроки снимать полнометражные кинокартины, сохраняя при этом их высокое художественное качество? Опыт работы отдельных режиссеров в дни войны - И.Пырьева над картиной «Свинарка и пастух», Г.Рошаля над картиной «Дело Артамоновых», В.Пудовкина над короткометражной картиной «Пир в Жирмунке» - позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.
Творческие коллективы этих режиссеров перевыполняли установленные дневные нормы с’емок в два с лишним раза. Картины были закончены в сравнительно короткие сроки.
Такие темпы с’емок требуют, во-первых, тщательного проведения всех подготовительных работ: репетиций с актерами, подготовки с’емочной и осветительной аппаратуры; во-вторых, четкой работы подсобных цехов: постановочного, декоративного, лаборатории и др.
Есть ли сейчас, в связи с переводом некоторых киностудий в глубь страны, необходимые производственно-технические условия для быстрых темпов с’емок? Да, безусловно, они имеются. В Алма-Ата (куда переведены Мосфильм и частично Ленфильм) закончены первоочередные строительно-монтажные работы по оборудованию павильонов, лаборатории, цеха звукозаписи; в Ташкенте также закончены работы по организации лаборатории и цеха звукозаписи - этих наиболее важных узлов кинематографической техники. К концу подходят строительно-монтажные работы по созданию технической базы в Сталинабаде для студии Союздетфильм. Значительно расширяется техническая база наших старых киностудий в Ашхабаде, Баку, Ереване и Тбилиси - за счет пополнения новым оборудованием и аппаратурой.
Таким образом, техническая база киностудий обеспечивает их нормальную работу. Вместе с тем появился новый, очень важный фактор для ускорения с’емочного процесса. Это - обеспеченность студий актерами. Если раньше актеры, работая в театре, значительно лимитировали возможности с’емок, то теперь многие из театральных актеров целиком перешли на работу в кинематографию и могут сниматься в любое, удобное для студии время.
Вот почему сейчас имеются основания поставить перед всеми работниками киностудий и в первую очередь перед кинорежиссерами задачу делать полнометражные кинокартины не более шести месяцев (2-3 месяца на подготовительный период и 3-4 месяца на с’емки) и короткометражные фильмы - в один-два месяца.
Запланированные на 1942 год по некоторым студиям - в частности, по Центральной об’единенной киностудии в Алма-Ата - сроки производства кинокартин явно не отвечают требованиям военного времени и должны быть пересмотрены в сторону сокращения. Например, окончание картины «Котовский» (режиссер А.Файнциммер) планируется на август, картины «Парень из нашего города» (режиссеры А.Столпер и Б.Иванов) - на май, хотя обе эти картины начаты производством в октябре прошлого года. Очень медленно работает и коллектив Тбилисской киностудии, где кинокартины снимаются, как правило, не менее года. Это можно об’яснить только тем, что коллективы этих студий недостаточно мобилизованы для работы по-военному.
То же самое следует сказать и в отношении темпов работы наших кинодраматургов. Если до войны сценарий для полнометражной художественной картины обычно делался в течение полугода, то теперь эти сроки явно неприемлемы. Наша повседневная жизнь в военное время богата яркими и интересными явлениями, которые требуют быстрого воплощения в художественных произведениях.
Сейчас в кинодраматургии начинают широко применяться новые формы и методы работы, позволяющие также ускорить процесс создания высокохудожественных киносценариев. Это - коллективная работа нескольких авторов над произведением. Одна группа авторов дает сюжеты, краткие либретто, а другая группа авторов на основе этих материалов отрабатывает диалог и создает законченную композицию произведения.
Такая форма работы особенно важна для наших писателей-фронтовиков. В условиях фронтовой обстановки они часто не в состоянии отделывать свое произведение во всех деталях, с учетом специфики кинематографического производства. Но писатели-фронтовики могут дать интересные материалы, сюжеты, вытекающие из их непосредственных наблюдений, а писатели, работающие в сценарной студии, на основе этих материалов должны делать законченные сценарии и сдавать их для производства киностудиям. Такая система работы значительно сокращает сроки создания полноценных сценариев. Задача состоит в том, чтобы правильно и четко, по-военному, организовать работу писателей.
Нужно ликвидировать укоренившуюся за последнее время в отдельных киностудиях практику переделок и поправок принятых к постановке литературных сценариев. Все эти поправки и переделки направлены якобы к улучшению сценария, а на самом деле в большинстве случаев ведут только к затяжке сроков производства.
Работать по-военному, военными темпами! Это должно стать законом нашей кинематографии.
Сейчас, когда начинается запуск в производство значительного количества новых кинокартин и многие с’емочные коллективы готовятся к летним натурным с’емкам, необходимо всем киностудиям перейти на ускоренные темпы с’емок. Надо организовать работу таким образом, чтобы с‘емочные коллективы перевыполняли довоенные дневные нормы с’емок минимум в два раза.
Работники советской кинематографии должны дать нашей стране в самые короткие сроки высокохудожественные произведения, прославляющие героизм наших людей в их борьбе с подлым и кровожадным врагом, - фильмы, зовущие к борьбе за полный разгром и уничтожение немецких оккупантов, вероломно напавших на нашу родину. // И.Большаков.
**********************************************************************************************************************
На линии огня
Осенью прошлого года в Москве была создана база кинопередвижек для обслуживания фронта и прифронтовых войсковых частей.
Многие киномеханики побывали на фронте со своими передвижками. Они проводили сеансы для воинских частей, которые давали отпор фашистским полчищам на дальних подступах к столице.
Командование энской части высоко оценило работу механика Анны Прокопенко. В письме-отзыве сообщается, что «киномеханик т. Прокопенко, несмотря на все трудности, сумела обеспечить хорошую и бесперебойную демонстрацию картин».
Ниже мы приводим рассказ Анны Прокопенко о ее работе на фронте.
Ранним зимним утром на немецкой трофейной машине мы выехали из Москвы.
Первый сеанс состоялся в тот же день в селе Р., неподалеку от линии фронта. В помещении дивизионного клуба собрались командиры, работники штаба и бойцы.
И вот на экране появляются первые кадры фильма «Речь товарища Сталина на Красной площади 7 ноября 1941 года». Я и раньше понимала мобилизующую роль кино. Но особенно ясной она стала для меня именно здесь, на фронте.
Другой сеанс устроили часа в три, в большом сарае. Бойцов собралось так много, что некоторые смотрели, забравшись на стропила («на галерку» - шутили они). В углу сарая стояли кони, которые пугливо косились на мою кинопередвижку.
С горящими от волнения глазами расходились зрители с просмотра. «Такие картины зовут в бой», - говорили они.
Так мы двигались к передовой линии фронта. Все ближе слышался гул артиллерийской стрельбы. Наконец, в’ехали на окраину большого города, откуда наши части только что выбили немцев.
По обе стороны улицы чернели разрушенные дома, над городом клубился дым пожаров.
На рассвете командир приказал мне готовить киносеанс. «Потом, - говорил он, - будет некогда». Пока я устанавливала аппаратуру, собралось очень много бойцов. Веселые все, шутят, интересуются кино…
Я показывала сборник «Новые рассказы бравого солдата Швейка». Очень смеялись, глядя картину «Элексир бодрости» - о том, как немцев подпаивают перед атакой.
Но только я заложила следующую картину, снаружи послышался какой-то странный шум. Это неподалеку рвались вражеские мины. Раздались отрывистые слова команды. Бойцы спокойно и организованно покидали зал.
Заметив мою тревогу, кто-то из бойцов сказал, проходя мимо:
- Не бойся, товарищ, мы не дадим тебя в обиду… Сейчас подсыплем фашистам жару. // А.Прокопенко.
**********************************************************************************************************************
ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ФУРМАНОВА
Шестнадцать лет тому назад, 15 марта 1926 г., умер Дмитрий Андреевич Фурманов - замечательный писатель, боец-большевик. Фурманов создал в своей знаменитой повести обаятельный образ Чапаева - подлинного сына народа, талантливого военного руководителя и организатора, рожденного эпохой гражданской войны. Военный талант Чапаева - важнейшая сторона того оригинального характера, который возникает из фурмановского произведения.
Образ Чапаева был бы не завершен, если бы рядом с ним не стояла фигура комиссара Клычкова замечательного политического руководителя и воспитателя бойцов чапаевской дивизии.
Федор Клычков - это автобиографический образ самого Дмитрия Фурманова.
Традиции Фурманова, писателя-бойца, приобретают огромное значение сейчас, в дни великой отечественной войны. Для того, чтобы стать художником беспримерной исторической эпохи, переживаемой нашей родиной, нужно быть вместе с народом, нужно быть там, где творится история. Фурмановская традиция жива в советской литературе наших дней.
______________________________________________
Путь на запад ("Литература и искусство", СССР)
Р.Кармен: Ленинградские кинохроникеры* ("Правда", СССР)
Л.Варламов, И.Копалин: Как возникал фильм ("Правда", СССР)**
Кинодокументы великой войны ("Литература и искусство", СССР)
М.Ильин:
Студия у подножия Ала-Тау || «Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года
«Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года