Ленинградские кинохроникеры

Sep 22, 2018 09:47


Р.Кармен || « Правда» №192, 11 июля 1942 года

Фашистские разбойники остервенело рвутся вперед, любой ценой хотят они захватить, разграбить наши города и села. Советские воины! Ненависть, жгучая ненависть к врагу должна еще более усилить отпор вражескому натиску. Смерть врагу!

Трудящиеся советского тыла! Ненависть должна удвоить, утроить вашу помощь фронту. Еще больше самолетов, танков, оружия и боеприпасов, еще больше продовольствия для Красной Армии! Все для фронта, все для победы!

# Все статьи за 11 июля 1942 года.




Пройдут тяжелые времена войны. Враг будет уничтожен. Кровавая банда гитлеровских мерзавцев будет сметена с лица земли, - и на развалинах, еще хранящих терпкий запах гари и крови, мы начнем строить новые города, села, разбивать цветущие скверы, заливать асфальтом глубокие воронки от снарядов и авиабомб, выкорчевывать из пахотной земли обугленную, ржавую сталь сгоревших немецких танков.

Генералы и красноармейцы, краснофлотцы, седые партизаны и возмужавшие юноши будут рассказывать женам, невестам, братьям, сестрам и детям, как сражались славные советские города и села, будут рассказывать о подвигах бессмертного Севастополя и мужественного Ленинграда.

Тогда извлекут из стальных несгораемых сейфов рулоны кинопленки, сотни километров ленты - бесценной летописи великих наших дней, которую мы сейчас называем простым словом - кинохроника. И притихнет погруженный в темноту зрительный зал, где будут наши дети.

Наши дети увидят окутанную морозной дымкой, опоясанную баррикадами ноябрьскую Москву и виселицу Волоколамска. Пронесется на коне в черной крылатой бурке Доватор. Они увидят бастионы Севастополя, окровавленные тельняшки славных его защитников-черноморцев. Увидят они скованный льдом город Ленина - стойкий город, не сдавшийся врагу в дни тяжелых боев и суровые месяцы голодной блокады.

Нет такого участка фронта, где бы не находился сегодня человек с киноаппаратом. Ежедневно - на самолетах, поездах и запыленных фронтовых машинах - стекаются в Москву коробки со снятой пленкой. Это лаконичные сюжеты, в которых запечатлены сражения, люди и быт наших фронтов.

Так, с первых дней войны начали свою работу хроникеры Ленинграда. Они тогда еще не думали о создании большого документального фильма. Они снимали на дальних рубежах, где войска Северо-Западного направления вели кровопролитные боя с наступающими немецкими дивизиями. Снимали на Карельском перешейке, на кораблях Краснознаменного Балтийского флота.

Фронт приближался к городу Ленина. Грозная опасность нависла над Ленинградом. В эти дни все операторы-ленинградцы были на посту. Регулярно выходил киножурнал, в котором демонстрировались с’емки операторов Богорова, Дементьева, Изаксона, Лейбовича, Паллея. Славина, Страдина, Печула, Симонова, Трофимова, Учителя, Шулягина и других, снимавших бои, варварские бомбежки города, строительство баррикад и укреплений, самоотверженную работу ленинградских рабочих, которые не оставляли своих цехов в часы воздушных тревог и бомбежек. Операторы Фомин и Сумкин снимали на кораблях Балтфлота.

Работали все они храбро, неутомимо, зачастую глядя смерти в глаза.




С небольшим отрядом бойцов оператор Филипп Печул, лауреат Сталинской премии, вклинился в расположение противника. Отложив в сторону киноаппарат, он взялся за оружие. С винтовкой и гранатой в руках он громил гитлеровцев. Враг был отброшен. В этом бою отважный кинохроникер пал смертью храбрых.

Оператор Сергей Фомин снимал на борту транспорта, выполнявшего в Финском заливе ответственное боевое задание. Транспорт был потоплен, оператор больше часа провел в ледяной воде, был спасен, принят на борт военного корабля и вскоре возобновил свою работу.

Продолжал снимать и оператор Яков Славин, раненный осколком авиационной бомбы в бою на подступах к Ленинграду. Впоследствии он был ранен вторично.

Наступили месяцы суровой зимы. Как непоколебимый утес, стоял героический город, могущественный в своей непреклонной воле к борьбе. У самых ворот Ленинграда захлебнулось наступление Гитлера. Ленинградцы остановили немецкие полчища землей и бетоном, огнем фортов и верой в победу, героизмом и любовью к чудесному своему городу.

Тогда Гитлер попытался взять город голодной блокадой. Вместе с населением Ленинграда, вместе с его героическими защитниками в кольце осады были и кинооператоры. В эти тяжелые два они поняли, что каждый метр пленки, снятой в осажденном городе, станет неоценимым сокровищем, каждый эпизод стойкой обороны Ленинграда будет достоянием истории. Ленинградские хроникеры знали, что не простит им страна, если они не запечатлеют небывалые в истории человечества подвиги, эпизоды чести, мужества и доблести русских людей - защитников города Ленина.

С каждым днем осады городу становилось все труднее. Остановился городской транспорт, нехватало продовольствия и электроэнергии, замерз водопровод. Немцы били по Ленинграду из тяжелых орудий. Каждый ленинградец прожил эту зиму на линии огня. На боевом посту были и ленинградские кинохроникеры. Они снимали. Кадр за кадром, эпизод за эпизодом создавался фильм « Ленинград в борьбе».

Иногда говорят, что в документальном фильме, лишенном сюжета и фабулы, не может быть элементов драматургии. Фильм о героической борьбе ленинградцев, который будут с волнением смотреть миллионы советских зрителей, опровергает это ложное мнение. Но драматургия его - не надуманная, ее нельзя было предусмотреть заранее, ее определял исторический ход событий и утверждала сама жизнь и борьба сплоченного коллектива, преградившего врагу путь к Ленинграду. Кульминационным драматургическим центром картины явилась та часть ее, в которой операторы показали нам Ленинград в тяжелые месяцы блокады. Они засняли город и людей именно в борьбе, правдиво и реалистически отразив все небывалые трудности, которые преодолевали ленинградцы, находясь в осаде, сдерживая натиск злобного и подлого врага.

Работать было очень тяжело. Наравне со всем населением операторы получали скудный хлебный паек. Стояли жестокие морозы. Утром с Каменного острова, где помещалась студия кинохроники, взвалив на плечи аппарат и запас пленки, уходил в город оператор Ефим Учитель. Вместе с ним уходили по другому маршруту операторы Фомин, Страдин, Лейбович, Дементьев. Они шли по улицам города, окутанного ледяным дыханием суровой зимы, и снимали кадр за кадром, отогревая мерзнувший аппарат на своей груди. Нелегко голодному, усталому человеку пройти с грузом на плечах больше десятка километров. Но не было дня, когда бы они не снимали.

Когда мы с огромным волнением смотрим на эти с’емки, нельзя не поблагодарить ленинградских операторов за блестящее качество заснятого материала, за стойкость, выносливость и упорство в работе, за то, что, несмотря на истощение а усталость, ни на минуту не прекратили они свою самоотверженную работу и сохранили для поколений мужественный облик города-героя.

Они не просто снимали, что попадалось им на глаза. Они упорно искали и находили в эти тяжелые дни в осажденном городе волнующие события и факты, которые обязательно надо было зафиксировать. Они шли на далекие окраины, на заводы, пробирались на передний край обороны, снимали на боевых кораблях. Снимали бойцов и домохозяек, рабочих и профессоров, снимали на крышах домов, на берегах Невы.

Многие кадры, помимо их большой документальной ценности, сняты на высоком уровне изобразительного искусства. Делая с'емки в труднейших условиях осажденного Ленинграда, операторы-хроникеры мобилизовали все возможности, которыми владеет подлинный кинопублицист и художник. Операторы не забывали о графической и тональной композиции каждого кадра, улавливали много таких выразительных деталей, которые в минуту крайней утомленности можно было бы и не заметить, пройти мимо них.

В дни войны коллектив ленинградских хроникеров пополнился операторами, пришедшими из художественно-игровой кинематографии. Оператор А.Погорелый вместе с хроникерами Лейбовичем и Симоновым талантливо и ярко отобразил все этапы создания и работы ледовой трассы через Ладожское озеро, люди которой самоотверженно снабжали город Ленина продовольствием и боеприпасами.

Разделяя все лишения и трудности с бойцами Ленинградского фронта, снимали операторы боевые действия. Приходилось работать в морозы и пургу, под огнем вражеской артиллерии и под бомбежками, совершать большие переходы пешком и на лыжах с грузом аппаратуры и пленки на плечах. Операторы Симонов, Славин, Богоров, Голод и другие запечатлели для фильма мощь нашей боевой техники, массовость стремительных атак советской пехоты, выбивающей врага из населенных пунктов. В кадрах, где сняты захваченные в боях пленные немцы, оператор Славин показал всю мерзость и ничтожество гитлеровских вояк - этих ковыляющих на отмороженных ногах дегенератов, которые мечтали пройти парадным шагом по ленинградским проспектам еще осенью прошлого года.

Оператор Учитель несколько раз на борту пикирующего бомбардировщика летал на бомбежку.

Оператор Борис Шер два с половиной месяца провел в немецком тылу, в одном из партизанских отрядов Ленинградской области. Отважный молодой хроникер вместе с партизанами совершал боевые походы, участвовал в нескольких рискованных и смелых операциях. Ему удалось заснять редкостные кадры партизанской борьбы, которые, как золотой фонд, войдут в летопись великой отечественной войны и которые в фильме смотрятся с большим интересом.

image Click to view



Так создавался фильм «Ленинград в борьбе». Это труд боевого коллектива ленинградских хроникеров. Операторы ни на минуту не выпускали из рук киноаппарата. В холодных, нетопленных помещениях студии работали лаборанты, ассистенты, редакторы. Каждый метр пленки проходил через заботливые руки ассистентов-режиссеров - Лидии Киказ, Клавдии Козыревой, которые до последнего момента работали над фильмом. Режиссеры Соловцов и Комаревцев вместе с операторами ходили на с’емки, помогали операторам. Никто не жаловался на усталость, никто не прерывал работы. Помощник оператора Галина Захарова в месяцы блокады ежедневно ходила пешком с аппаратурой по 15-20 километров. Осветители Федулов и Пирогов до изнеможения таскали по заводским цехам прожекторы и работали зачастую из последних сил, понимая важность и ценность каждого снятого кадра.

Композитор Д.Астраханцев еще задолго до начала монтажа фильма начал работу над его музыкальной композицией. Немало труда и творческой энергии вложил он в эту картину.

Фильм готов. И сейчас, когда миллионы людей в нашей стране и во всем мире будут видеть на экране великие подвиги героических защитников славного города, хочется горячо пожать руки отважным операторам-ленинградцам, создавшим эти бесценные для истории кинодокументы и продолжающим сегодня свою неутомимую боевую работу. // Р.Кармен.

**************************************************************************************************************************************************
ПОДАРОК ВЕНГЕРСКИМ МОЛОДЫМ ХОЗЯЙКАМ
МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Внимание! Говорит берлинская радиостанция «Донау». Специальная 15-минутная передача для молодых венгерок.

Слушайте внимательно! Время военное. Не надо много слов. Можно и за 15 минут наболтать уйму пошлостей.

Венгерские женщины! Немецкий диктор расскажет вам... Нет, не о гитлеровских холуях, засевших в «правительстве» Будапешта. Не о сотнях тысяч убитых и искалеченных венгров на русском фронте.

Нет, не об этом. Красавец Геббельс приготовил другой подарок молодым венгерским хозяйкам. «Тема сегодняшней передачи, - весело об'являет диктор, - заключение брака».

Речь идет о заочном браке. О браке на расстоянии. Венгерские девушки, вступайте в почтово-телеграфную связь с вашими женихами! Немки уже приступили к этому. «Новый порядок» в области супружеских отношений должен быть подхвачен всеми вассальными странами. «Брак на расстоянии начал распространяться в Италии». Теперь очередь за Венгрией.

Диктор подробно раз'ясняет:

«В Германии появился новый вид брака - брак на расстоянии. Его заключают в том случае, когда жених находится на фронте. Тогда невеста одна является в отдел регистрации брака, а место жениха занимает стул, на котором лежат каска и шашка. В отсутствие жениха заведующий отделом регистрации брака пред’являет невесте его письменное согласие на брачное сожительство».

Невесте больше ничего и не требуется. Эрзац, так эрзац! Она нежно смотрит на пустой деревянный стул. После этого молодую фрау горячо поздравляют родные и завистливые подруги.

Весело! Но можно еще веселее. Можно по почте выйти замуж за покойника.

«Бывают случаи, - продолжает диктор, - когда в момент заключения «брака на расстоянии» жениха уже нет в живых - он пал на фронте. Его письменное согласие на заключение брака, присланное в отдел регистрации, сохраняет свою силу, и невеста имеет право принять его имя.

Одним махом двух побивахом - Гретхен и невеста. Гретхен и вдова. Невеста стула и вдова стула.

Так фашисты пытаются своими кривляниями утешить невест, потерявших на фронте женихов. Весь этот зловещий фарс еще раз подтверждает огромные размеры потерь, которые несут немцы и их прихвостни на советско-германском фронте.

Эти потери растут с каждым днем. И c каждым днем будет увеличиваться количество «браков на расстоянии». Пустой деревянный стул и пустая железная каска все чаще будут напоминать немецким женщинам о новых десятках и сотнях тысяч гитлеровских солдат, истребляемых Красной Армией в упорных и жестоких боях. // Г.Рыклин.

☆ ☆ ☆

НОРВЕЖСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ПЕРЕПОЛНЕНЫ РАНЕНЫМИ НЕМЦАМИ

ЛОНДОН, 10 июля. (ТАСС). Как передает английское министерство информации, все больницы в Норвегии переполнены ранеными немцами, прибывшими с советско-германского фронта. В норвежской печати помещено об'явление, в котором говорится, что гражданское население не будет приниматься в больницы до конца июля. В связи с огромным притоком раненых еще острее ощущается нехватка врачей. Она усугублена тем, что гитлеровцы казнили много врачей. Обязанности врачей часто выполняют малоподготовленные студенты германских медицинских институтов.

☆ ☆ ☆

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС В ФИНЛЯНДИИ

СТОКГОЛЬМ, 10 июля. (ТАСС). Шведская газета «Арбетарен» пишет, что в Финляндии ощущаются исключительно острый продовольственный кризис и недостаток в рабочей силе. Потребность в рабочей силе покрывается главным образом за счет подростков и даже детей. Школьников заставляют выполнять тяжелую работу, которая серьезно угрожает их здоровью.

______________________________________________
А.Толстой: "Сталинград"* ("Правда", СССР)
К.Симонов: "Сталинград"* ("Красная звезда", СССР)
Битва за нашу Советскую Украину* ("Красная звезда", СССР)
Р.Моран: Подвиг великого города* ("Красная звезда", СССР)
Е.Кригер: "Разгром немецких войск под Москвой"* ("Известия", СССР)
А.Каплер: Бессмертное сражение за Москву* ("Красная звезда", СССР)
Р.Кацман, И.Копалин: В горах Кавказа*("Литература и искусство", СССР)

Газета «Правда» №192 (8963), 11 июля 1942 года

Р.Кармен, 1942, лето 1942, июль 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up