«Разгром немецких войск под Москвой»

Feb 11, 2016 23:58


Е.Кригер || « Известия» №38, 15 февраля 1942 года

Самоотверженный труд всех граждан нашего государства - одно из главных условий победы над врагом.

Товарищи рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, советская интеллигенция! Подымайте производительность вашей работы, изо дня в день повышайте выпуск продукции! Дадим Красной Армии и стране все необходимое для разгрома гитлеровской Германии!

# Все статьи за 15 февраля 1942 года.

Наше оружие

Этот фильм мы смотрели в ночь после возвращения с фронта, и снова перед нами были фронт и стужа, и снег, и пробитые в снегу дороги, по которым война уходила от Москвы на запад, оставляя за собой обломки немецких танков и машин, трупы немецких солдат и офицеров, немецкие чемоданы с фраками, приготовленными для банкетов «по случаю победы германского оружия». Оружие стынет в снегу, фраки оказались ненужными, но переодеться офицерам все же пришлось - соломенные чуни поверх сапог, украденные женские платки на голове и ночные сорочки взамен маскировочных халатов. Об этом много писалось, но это нужно видеть, чтобы понять по-настоящему, что произошло под Москвой на пороге 1942 года и в январские, вьюжные дни. То, для чего мы мучительно искали и не всегда находили слова, теперь дополнила кинопленка. Как будто переместились на экран и ожили страницы декабрьских записных книжек, - вернулись тревога и боль, и надежда, и гордость людей, видевших, как защищалась Москва.




Мы снова узнали Москву тех дней, когда она стала грандиозным военным лагерем и узлом фронтовых дорог и через площади, мимо новых дворцов и театров двигались обозы и пушки, колхозники гнали по бульварам уводимый от немцев скот и кнутами и криком останавливали стада перед красными семафорами на перекрестках, а навстречу шли танки, грузовики со снарядами, кавалерийские эскадроны, и на заставах их провожали на фронт строители баррикад.




То были трудные дни. Многие наши друзья во всем мире готовы были оплакивать судьбу Москвы, обреченной, как им казалось, на поругание. Немцы подошли к городу на расстояние орудийного выстрела и уже тянули тяжелые пушки для первой канонады. Но Москва верила в силу фронта, и фронт верил в силы Москвы, и они победили - армия, столица, народ.




Теперь они увидят себя в этом фильме.

Их увидит весь мир.




Можно поздравить кинооператоров, которые в самые тяжелые дни, когда решалась судьба столицы и немецкие квартирьеры готовили планы размещения войск в черте города, продолжали снимать свой фильм, охваченные общей для всех нас уверенностью в победе.




Операторы работали над фильмом на полях сражения. Мы встречали их на всех участках фронта. Они шли вперед рядом с красноармейцами. Они хотели показать народу то, перед чем с уважением обнажит голову история, - подвиг бойцов, сумевших остановить лавину немецких танков, волю и разум советских генералов, сумевших по сталинскому плану подготовить силы для наступления, такого неожиданного и стремительного…

Операторы шли вслед за наступающей Красной Армией. Киноаппарат слабо трещал в громе и вое рвущихся снарядов. С этим оружием, с легкой, портативной кинамой, операторы вступили в бой с ложью Геббельса, заверявшего, что армия Гитлера организованно отходит на зимние квартиры. Силу этого оружия гитлеровцы испытают, когда запечатленная на пленке правда о боях под Москвой вспыхнет на экранах всего мира и наши друзья поймут, как добывалась под Москвой победа, и ужаснутся чудовищным преступлениям немцев, мстивших нам сожженными городами, спаленными до последней избы деревнями, расстрелами невинных людей, виселицами на площадях, беспощадной войной с женщинами, детьми, стариками.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Мы увидим плач народа над телами убитых отцов и сестер. Мы увидим старуху, которая крестит бойцов, идущих продолжать бой, наступление. Мы увидим испуганный и все еще злобный взгляд пойманного зверя - пленного немца. Армия Гитлера отступает. Ее погнали из наших городов и селений в снега, на мороз. Крышей для немецких солдат стало холодное небо, а стонами - сизые тучи на горизонте.

Наша армия, наш народ имеют много отличного оружия. Самое сильное наше оружие - правда.

Эта правда есть в фильме. Она станет достоянием всего мира. // Евгений Кригер.
_____________________________________________________
Д.Фибих: Гитлеровский солдат ("Известия", СССР)*
М.Рузов: Гитлеровец без маски* ("Известия", СССР)**

************************************************************************************************************
Как снимался фильм

На долю советских кинохроникеров выпала честь запечатлеть на пленке осуществление сталинского плана разгрома немецких войск под Москвой.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» снимали 15 кинооператоров. Первая часть фильма посвящена суровым октябрьским дням в Москве. Операторы - москвичи Макасеев, Щекутьев, ассистент оператора Сухова вместе с актерами, слесарями и инженерами строили баррикады. Одновременно они снимали родной город, готовившийся дать отпор врагу.

Когда началось контрнаступление наших войск, операторы двинулись вперед. Их видели рядом с собой и генералы, командовавшие армиями, и бойцы, шедшие в атаку. Их хорошо знали в лицо, потому что они не раз участвовали в боевых делах наших частей. Операторы Бунимович и Касаткин, совершив несколько боевых вылетов на бомбардировщиках, сняли бомбежку колонн врага.

Во время боя одно немецкое орудие было захвачено нашими бойцами и повернуто в сторону врага. Красноармейцы расстреливали бегущих немцев из их же орудия. В этот момент операторы Бунимович и Касаткин были рядом, снимали.

Быть в боевой обстановке, быть вместе с частями - закон для каждого фронтового кинооператора. Ибо, только испытав всю тяжесть походов, можно правдиво рассказать кинозрителю о героических подвигах Красной Армии. Только входя вместе с передовой частью в оставленный немцами город, можно документально запечатлеть следы немецких зверств, радостные переживания жителей освобожденных сел.

Кармену удалось так правдиво показать колхозницу, которая, крестясь, встречает бойцов, потому, что он вошел в село буквально через несколько минут после ухода немцев. Когда операторы Шнейдеров и Крылов вслед за отступающими немцами прибыли на станцию Маклец, перед ними предстала потрясающая картина: тысячи колхозников тушили пожар в элеваторе, спасая хлеб, подожженный немцами. И сразу же операторы начали снимать.

Когда Эльберт вошел в одно из сел, встретившиеся жители повели его к дому, в котором были сожжены немцами пленные красноармейцы. Эльберт снимал тела погибших, когда они еще пылали. Так снимал оператор Бобров момент взятия в плен немецких солдат, спрятавшихся в избу, так снимали операторы взятие Можайского вокзала.

Когда оператор Небылицкий прибыл в Клин, он увидел бесчисленные трофеи: машины, танки, снаряды, орудия, брошенные немцами при бегстве. Никакое панорамирование с'емочного аппарата не могло дать возможность передать весь масштаб захваченных нами трофеев. По военному проводу Небылицкий сообщил в Москву в штаб хроники - на Центральную студию о важности с'емки с самолета. Через два часа после взятия Калинина и через несколько часов после взятия Клина оператор Беляков снимал с самолета дорогу от Калинина к Москве, усеянную немецкими машинами, орудиями, пушками.

С особенной любовью снимали кинооператоры технику - самолеты, танки, артиллерию, наших парашютистов-десантников, замечательных лыжников. Операторы стремились использовать все имеющиеся в их распоряжении технические возможности для точного изображения нашей боевой техники, ее силы.




Вместе с операторами, создателями картины являются режиссеры Копалин и Варламов. Они собрали в единую, стройную композицию фильма заснятые кадры. Вместе с операторами и режиссерами много работал над фильмом весь коллектив Центральной студии кинохроники. Люди жили на студии более десяти суток, не выходя из цехов.

И, наконец, фильм создан. Это лишь первый опыт. Придет время, и мы будем снимать разгром немцев под Ленинградом, на Украине, в Белоруссии. Это будут фильмы об окончательном освобождении советской земли от немецких захватчиков. // Р.Кацман.

_______________________________________________
Битва за Москву ("Известия", СССР)
И.Эренбург: Заврались ("Красная звезда", СССР)*
Славная победа в боях за Москву ("Правда", СССР)
А.Кузнецов: Черные дни германских дивизий ("Известия", СССР)**
А.Каплер: Бессмертное сражение за Москву ("Красная звезда", СССР)
Л.Варламов, И.Копалин: Как возникал фильм || «Правда» №50, 19 февраля 1942 года

Газета «Известия» №38 (7724), 15 февраля 1942 года

газета «Известия», битва за Москву, февраль 1942, Евгений Кригер, 1942

Previous post Next post
Up