Гарольд Кэллендер (Harold Callender), «
The New York Times», США.
# Все статьи за
31 января 1943 года.
В тылу только и говорят о мощи русских и немецком героизме. Под лозунгом «тотальной войны»
Вашингтон, 30 января. - Ни сегодняшнее воззвание фюрера, ни вторившие ему речи Геббельса и
Геринга не смогли развеять мрачную и пессимистичную атмосферу, царящую в Германии стараниями нацистской пропаганды, которая, по всей видимости, стремится укрепить волю немцев в преддверии новых поражений и невзгод. Никто из этой троицы не сказал ничего такого, чего немцы не слышали бы уже сотни раз, а Геббельс, говоря о «хорошо известной коалиции, воюющей против нас», допустил, по мнению многих, пропагандистский промах, когда заявил, что немцы сейчас сражаются с теми же самыми врагами, что нанесли им поражение в 1918 году.
Был признан тот факт, что немецкие части, окруженные в Сталинграде, обречены. Успехи русских на новых участках фронта не подвергались сомнению, а
мощь и выносливость советских солдат даже были приукрашены. Последнее, по всей видимости, является частью информационной кампании, нацеленной на подготовку немецкого населения к новым потерям. Драматизируя отчаянное сопротивление немецких солдат перед лицом
безжалостного и неутомимого врага, пропаганда стремится пробудить в гражданском населении спартанский дух.
На пике эмоций
Нацисты нарисовали немецкому народу мрачную картину «битвы за выживание нации», призывая граждан совершать во благо страны все новые жертвы вдобавок к уже принесенным в ходе последних трех лет войны, в то время как надежда на победу маячит лишь где-то в отдаленном будущем.
На этой неделе нацистская пропаганда, работающая на внутреннюю аудиторию, нагнетала пессимистические настроения по поводу настоящего, но в то же время старалась вселить уверенность в будущем. Примером тому могут служить полные холодного реализма обращения генерала Курта Дитмара, считающегося
самым правдивым из всех немецких военных комментаторов, и проповеди пропагандиста Ганса Фриче или «политического» обозревателя доктора Клауса.
Если ранее упор делался на эффективность немецкой военной машины, то теперь внимание уделяется героизму немецкого солдата, который сражается, будучи загнанным в угол. Нацистские пропагандисты, прежде уверявшие своих слушателей в слабости и разобщенности врага, сегодня буквально захлебываются, живописуя численное превосходство,
мощь и упорство русских. На смену спокойной уверенности в легкой победе пришли объяснения неудач в ходе кампании, которая должна была завершиться в октябре 1941 года. Вместо восхваления национал-социализма немцы теперь слышат лишь речи о том, что судьба Германии, и даже всей Европы, висит на волоске.
Сомнения в тылу
Немецкая пропаганда, судя по всему, демонстрирует нам новые сомнения в прочности тыла, который Гитлер еще с 1918 года считал самым уязвимым местом в немецкой обороне, будучи уверенным, что именно там Германия проиграла Первую мировую войну. К гражданскому населению обращаются с призывами идти на все большие жертвы и активнее содействовать мобилизации национальных ресурсов. При этом подразумевается, что усилия, которые прикладывает тыл, не соответствуют отчаянному положению на фронте.
Нацистские пропагандисты утверждают, что лишь «тотальная мобилизация» поможет сдержать натиск Советов. Они настаивают на том, что лозунг «тотальная война» должен стать частью повседневной жизни. Один нацистский радиокомментатор на этой неделе привел США, Великобританию и Россию в качестве примеров «тотальной мобилизации», которые немцам следует взять за образец для подражания.
Скрытые резервы
Пропаганда в немецком тылу действует по двум направлениям: она живописует с одной стороны
выносливость и мощь русских врагов, а с другой -
ужасы, ожидающие Германию, да и всю Европу в целом, в случае поражения. Потому ко всем европейцам, включая покоренные немцами народы (а также, возможно, и к тем, кто живет за пределами Европы), обращаются с призывом исполнить свой долг и помочь Германии отстоять Европу.
Этому способствует тот факт, что Германия обладает, как утверждает доктор Вальтер Функ, огромными скрытыми резервами сил. Немецкие пропагандисты также находят утешение в том обстоятельстве, что
премьер Иосиф Сталин «отказался» от встречи с лидерами западных демократических стран, и что Великобритания и Соединенные Штаты не выработали план совместных действий.
Таким образом, картина, которую нацисты нарисовали для немцев и для всего остального мира, не демонстрирует нам чего-то принципиально нового. Однако выполнена она в гораздо более мрачных тонах, нежели ранее, ибо военные неудачи, по всей видимости, заставили самих нацистов усомниться в своей окончательной победе, и наполнили их риторику новым пылом и, в определенной мере, искренностью.
Образ угрозы, созданный ими для того, чтобы разбудить в немцах невиданную доселе боевую ярость, породил в умах пропагандистов реальность, о существовании которой они ранее и помыслить не могли.
Перебор с мрачными красками
Некоторые специалисты, занимающиеся изучением немецкой пропаганды, полагают, что нацисты слишком злоупотребляют мрачными красками, изображая текущее положение вещей более тяжелым, чем оно есть на самом деле, и что в своем ежегодном обращении рейхсфюреру следует успокоить своих граждан, дабы скрасить негативный эффект.
Недавно нацисты начали активно критиковать деятельность президента Рузвельта, рассчитывая на то, что его политика натолкнется на противодействие со стороны Конгресса, а заодно распространять сомнительные слухи о беспокойстве нейтральных стран, вызванном растущей мощью России. Все это выглядит попыткой вновь сыграть на
страхе перед большевизмом, существующим в каждой стране и долгое время обеспечивавшим поддержку нацизма и фашизма не только в Германии и Италии, но и в ряде других государств.
В Касабланке Рузвельт и
Черчилль объявили, что война со странами Оси будет окончена лишь после безоговорочной капитуляции последних. Это должно исключить любую возможность переговоров с нацистами и фашистами, подчеркнул президент, и, по всей видимости, является ответом на ожидаемые попытки с их стороны прощупать почву на предмет мирного урегулирования. Однако не похоже, что нацисты расстались с надеждой вызвать симпатию к себе со стороны демократических стран, продолжая утверждать, что Германия оберегает Европу от большевизма.
Нацисты могут полагать, что раз с нами невозможно наладить мирные переговоры из-за нашего страха перед русскими, то можно попытаться убедить нас в том, что основные интересы США сосредоточены на тихоокеанском фронте, и что именно туда, а не на европейский театр военных действий, надо направлять все усилия. С этой целью они могут пытаться убедить нас в том, что Россия и так обладает достаточной мощью и не нуждается в нашей помощи, или что внутренние противоречия среди французов в Северной Африке демонстрируют собой всю бесплодность наших попыток спасти Европу и принести туда мир.
Природа нацистских страхов
Вне всякого сомнения, нацисты боятся России и англо-американской коалиции, которая накапливает силы на западе и юге. Они ощущают, что кольцо окружения смыкается, знают, что это чувствуют - и этого боятся - остальные немцы. Гитлер заявил, что, в отличие от кайзера, он в состоянии прорвать любое окружение, и будет стремиться сделать это в любой ситуации, пытаясь, насколько это возможно, заключить перемирие на одном из фронтов, одновременно заставляя немцев держаться более стойко, нежели в 1918 году.
Перед его пропагандой стоят следующие задачи:
укреплять немецкие тылы при помощи страха и надежды, прививая одновременно недоверие к пропаганде союзников, и бить по слабым, как предполагается, местам в психологии членов антигитлеровской коалиции. Самыми уязвимыми точками в ней являются, по мнению нацистов, взаимное недоверие между Россией и великими демократиями с одной стороны и между Великобританией и Соединенными Штатами с другой, а также изоляционистские настроения, которые, как они полагают, до сих пор существуют в Америке.
__________________________________________________________
Й.Геббельс:
О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
И.Эренбург:
Душа народа ("Красная звезда", СССР)
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)
Солдат, который не сдается ("The New York Times", США)
Спасти рядового Ивана ("The Guardian", Великобритания)
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Немцы не знают, что они разбиты ("The New York Times", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
Самопожертвование русских - в чем причина? ("The Times", Великобритания)
Н.Дэвис:
Война, которую выиграли не мы, а русские ("The Sunday Times", Великобритания)
Н.Дэвис:
Россия - недостающее звено в британской мифологии Победы ("The Times", Великобритания)
Психология «гибели богов»: сможет ли Геббельс вновь овладеть умами немцев? ("The New York Times", США)