Год работы фронтовых бригад

Dec 01, 2019 06:44

В.Сурин || « Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 годаf

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Всеми средствами искусства - вдохновлять к победе. Ф.Никитин. Тысячный концерт. Н.Рыленков. Моим ровесникам (стихи). Информация. Литературные лекции на фронте. Охрана и восстановление памятников архитектуры. Эстонские художественные ансамбли. 2 стр. Ральф Паркер. В испытаниях войны. В.Сурин. Год работы фронтовых бригад. П.Соколов-Скаля. Заметки с выставки. В. Захарченко. Стихи. Информация. У писателей Башкирии. В Ростове-на-Дону. 3 стр. П.Марков. М.М.Климов. К.Борисов. Пьеса о советском народе «Русские люди» К.Симонова в театре Ленсовета. Е.Северин. Повторение пройденного. Вл.Николаев. Стихи первого полугодия. Информация. Новые книги. Памятник генералу Панфилову. 4. стр. Д.Рабинович. «Поговорим о песне». Б.Вальбе. Пьер-Жан Беранже. Информация. Совещание о прозе. По Советской стране. Московская хроника.

# Все статьи за 18 июля 1942 года.

image Click to view



С каждым месяцем деятельность концертных фронтовых бригад принимает все больший размах. За год отечественной войны на фронте побывало 250 бригад, давших в общей сложности свыше 12.000 концертов. Наряду с этим ведется интенсивная работа и в тылу - в местных гарнизонах, в госпиталях, для трудящихся оборонных предприятий. По одной только Москве за 12 месяцев войны дано до 10.000 концертов.

«Дорогие товарищи артисты. Вы своим искусством окрылили нас на новые боевые подвиги в борьбе с кровавым фашизмом. Гитлер и его банда хотят поработить наш народ, уничтожить советскую науку, культуру и искусство. Мы, бойцы, командиры и политработники, заверяем вас, дорогие актеры, что после выздоровления с новой силой будем громить немецких оккупантов. Не дадим коричневой чуме погасить яркий факел советского искусства», - пишут артистам раненые бойцы.

В художественном обслуживании фронтовой аудитории участвуют певцы и инструменталисты, артисты эстрады и драматические актеры со всех концов советской страны. На фронте побывали артисты Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана и других республик.

От актера-фронтовика требуется не только профессиональное умение, но и проявление высоких гражданских чувств. Начиная с первых дней войны, постоянно работают на фронте бригады во главе с Гаркави, Шапиро, Веревкиным, Пищиком, Андросовым, Малаховым, Лапшиным, Немеровским, Мильдоном, Прагиным. Участники этих бригад - наши лучшие артисты. Мы видим среди них заслуженных артистов республики Русланову, Орленева и Балашова; лауреатов всесоюзных конкурсов Эфроса, Ярославцева, Лукавихина, Редель и Хрусталева; артистов Всесоюзного гастрольно-концертного об’единения Мирова, Дарского, Спевак, Донскую, Плинера, Орлова, Васильева, Соловьева, Раскатова, Симановскую, Назарову, Глек, Лаврентьевых, В.Иванову; артистов Московской филармонии Королева, Николаева; артистов Театра эстрады и миниатюр Тоддес и Домогацкую и многих других.

Наряду с артистами эстрады все чаще в фронтовых концертах выступают и работники театров. Можно указать ряд театров, особо отличившихся в деле подготовки фронтовых бригад. К таким театрам относится Московский театр сатиры, Малый театр, ленинградские театры им. Кирова, Малый оперный и Большой драматический им. Горького. В составе концертных бригад выезжали на фронт народный артист СССР Садовский, лауреаты Сталинской премии Ильинский и Федорова, народные артисты РСФСР Межинский и Мельтцер, заслуженные артисты Лисициан, Юницкий, Поль и Межерауп, артисты московского Театра оперетты Гедройц, Калашникова, Степанова и Кулаков, артист Театра сатиры Любезнов.

Успехи работы фронтовых бригад во многом зависят от композиторов. Своим творчеством и непосредственным личным общением с людьми фронта композиторы внесли немалый вклад в дело художественного обслуживания армии. С глубоким удовлетворением встретили наши артисты и слушатели награждение Сталинской премией А.В.Александрова за его мужественную, эпически-строгую песню «Священная война» (на слова Лебедева-Кумача). Другой лауреат Сталинской премии В.Захаров также написал за время войны ряд произведений, исполненных горячего патриотизма и близких народу. Хорошие лирические песни создают Седой и Блантер. Над созданием массовой народной песни работают братья Покрасс, Белый, Милютин, Кабалевский, Листов, Кац, Кручинин, Хренников и др.

Громадное значение имеет все укрепляющаяся связь композиторов с фронтом. Оказывая помощь красноармейской самодеятельности, они получают возможность на собственной практике проверять действительные запросы фронтовой аудитории. Они возвращаются с фронта обогащенные новыми впечатлениями. В военной обстановке родилась лирическая песня Фрадкина о Днепре, песня, ставшая любимой на Юго-Западном фронте. Тесная связь с нашими славными гвардейцами помогла композитору Мурадели создать его песню о Доваторе.

За год войны, советские артисты и композиторы сделали немало. Но потребность в искусстве исключительно велика и удовлетворена она далеко не полностью.

Дело, разумеется, не только в дальнейшем количественном расширении деятельности фронтовых бригад. Практика показывает, что наряду с очень хорошими, высококвалифицированными и по исполнительскому составу и по репертуару бригадами на передовые линии нередко попадают посредственные исполнители, со случайно подобранными программами. Наши концертные организации и исполнители не всегда понимают, что подготовка нового актуального, политически-злободневного художественно-полноценного репертуара - основная задача и ссылки на отсутствие репертуара, которые обычно приводятся в оправдание бедности программ, - несостоятельны.

Опыт отдельных бригад, например, той, где работают артист Дыховичный - автор и чтец одновременно, артисты бригады Миров и Дарский, или бригады, где работает Гаркави, ясно показывает, что новые произведения, отвечающие требованиям дня, связанные с живым фронтовым материалом, могут создаваться на месте, - там, где выступают бригады. Так, во время пребывания на Северо-Морском флоте Дыховичный, Миров и Дарский написали ряд произведений, пользовавшихся успехом у моряков и вскоре вошедших в специально изданный сборник для самодеятельности.

Особенное значение местный материал имеет для конферанса. Факты из жизни воинской части, где в данный момент выступает бригада, - неоценимый источник творчества для умного и инициативного конферансье, способствуют созданию дружеской атмосферы между исполнителем и аудиторией, делают концерт живым и интересным.

Как часто, однако, политически острое слово, едкая насмешка, публицистический памфлет - все то, что придает концерту агитационно-политический смысл и на что особенно охотно отзывается красноармейская масса, - подменяется в конферансе пустозвонством на отвлеченные темы. Концертные бригады должны понять, что без хорошего конферанса даже превосходно подобранная программа может оказаться выстрелом вхолостую.

Однотонность - серьезный недостаток в работе фронтовых бригад. Коллективы, выезжающие на передовые линии, как правило, не используют средства и возможности театрального представления - одноактные пьесы и монтажи драматических произведений. Слабо представлены в программах концертов музыкальная и литературная классика, особенно та ее часть, которая связана с темами и образами борьбы русского народа за свою независимость.

Бойцы часто именуют артистов, выступающих на фронте, артистами-воинами. Это обязывает ко многому. Вместе с отдыхом, который дарит художественная работа мужественным сынам Красной Армии, каждый фронтовой концерт должен звучать призывом к самоотверженной борьбе, должен рождать у бойцов священное чувство ненависти, без которого нельзя победить. // В.Сурин.

***********************************************************************************************
Моим ровесникам

Мы в дни войны подумали о многом
И вспомнили о многом заодно.
Нам от рожденья было все дано,
И мир, открытый настежь за порогом,
Ждал появленья нашего: иди,
Не меря расстояний впереди,
Куда тебя влечет - по всем дорогам
В чередованьи лета и зимы...
И этому не удивлялись мы.
Мы в дни войны подумали о многом.

Теперь, привыкнув к воинским тревогам
И к беспокойству путевых квартир,
Мы заново увидели тот мир,
Где было все для нас любви залогом,
Куда не раз любой из нас глядел
Сквозь замыслы незавершенных дел
И говорил себе в раздумьи строгом:
Мы не ценили времени, пока
Была от нас тревога далека.
Мы в дни войны подумали о многом.

Не как старик бухгалтер над итогом
Конторских цифр - склонились мы теперь.
Когда грядущее стучится в дверь.
По вражьим бронированным берлогам
Ведя огонь, - мы помним об одном,
Как много дела нам в краю родном.
За каждым буераком, каждым логом
Мечта - увидеть близких поскорей -
Усиливает ярость батарей.
Мы в дни войны подумали о многом.

Ник. Рыленков.

______________________________________________
А.Сурков: Окопная быль* ("Красная звезда", СССР)
А.Попов: Концерт в блиндаже ("Красная звезда", СССР)
Л.Русланова: Три встречи ("Литература и искусство", СССР)
С.Преображенский: Фронтовые бригады* ("Литература и искусство", СССР)

«Литература и искусство» №29, 18 июля 1942 года

«Литература и искусство», 1942, лето 1942, июль 1942

Previous post Next post
Up