Л.Славин || «
Красная звезда» №213, 10 сентября 1941 года
Отважными и умелыми действиями на фронте каждый воин Красной армии приближает гибель фашизма - злейшего врага народов Советского Союза и всего человечества
# Все статьи за
10 сентября 1941 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Таран - специальность советских летчиков. Они его изобрели и они одни во всем мире его применяют. В ударе тараном несравненная смелость сочетается с высоким летным искусством и точнейшим расчетом.
В нынешней войне честь первого применения тарана принадлежит молодому летчику младшему лейтенанту Петру Харитонову. 28 июня он
обрубил винтом хвостовое оперение самолета «Юнкерс-88».
25 августа в боях на подступах к Ленинграду Харитонов совершил свой второй таран. На этот раз внес в него новинку: таранил крылом. И снова таран привел к гибели фашистский самолет.
Когда Харитонов 28 июня встретился с врагом, это был первый в его жизни воздушный бой. Огромный, черный с желтыми кончиками крыльев, «Юнкерс-88» встретил Харитонова жестоким огнем.
В первые же минуты боя Харитонов почувствовал, что враг опытен. У Харитонова никакого боевого опыта еще не было. Он слишком щедро расходовал свои огневые средства, и вскоре они исчерпались. У него не осталось боеприпасов.
- К этому времени на моем самолете, - вспоминает Харитонов, - были перебиты бензопровод и маслопровод. Всю кабину залило маслом. Только наша советская машина
может летать после таких тяжелых повреждений.
Однако и на поврежденном самолете безоружный Харитонов продолжал атаки. Наседая на врага и прижимая его к земле, он еще не представлял себе точно, что будет делать дальше, но знал одно: не упустить фашиста, не дать ему уйти живым, уничтожить его!
И он не выпускал немца из-под себя, жал и жал его сверху, пока до земли осталось не более 50 метров. И тут родилось молниеносное решение: таранить!
Между этой мыслью и ее выполнением прошло не более секунды.
А если свой самолет не выдержит и тоже рухнет? Прыгать с парашютом на высоте в 50 метров, конечно, невозможно. Но Харитонов об этом не думал. Он подобрался к хвосту фашиста, взял чуть влево и ударил винтом по его хвостовому оперению.
- Я ощутил такой силы удар, - говорит Харитонов, - что мне показалось: мой самолет разлетается вдребезги.
Все же он сначала постарался разглядеть, что с врагом. И увидел пожар. Удовлетворенный Харитонов только тут подумал о себе. Его самолет трясло, как в лихорадке. А самое удивительное то, что самолет летел и слушался руля. Харитонов осторожно развернул машину, довел ее до расположения наших войск и благополучно приземлился.
За свой замечательный подвиг Харитонов получил звание Героя Советского Союза. Награждение его несказанно обрадовало. Он был счастлив, горд и... немного смущен. Ему все казалось, что он слишком мало сделал для высокой награды.
Харитонов продолжал вести обычную боевую жизнь летчика-истребителя: сопровождал бомбардировщики, патрулировал над об'ектами, отражал налеты.
Пришлось заглянуть в полетную книжку Харитонова, чтобы узнать, что за этот период он сбил два фашистских «Мессершмитта».
25 августа погода была плохая. Небо застилали дождевые облака. Харитонов патрулировал на подступах к Ленинграду. Все было спокойно. Летчик приземлился, пообедал, прилег отдохнуть. Вдруг - тревога: появились три фашистских бомбардировщика. Тотчас им навстречу вылетели Харитонов и лейтенант Иозица. Харитонов любит летать в паре с Иозицей.
- Мы с ним спелись в воздухе, - говорит Харитонов. - Он мне только кивнет, я уж все понимаю.
- Вскоре мы увидели фашистов, - продолжает он свой рассказ, - увидели и они нас. Не принимая боя, они свернули в большое дождевое облако. Мы прицепились к этому облаку. Сидели на нем довольно долго. Фашисты не вылазили. Наконец, выскочили два. Одного из них, того, что поближе, я выбрал своей целью. За другого принялся Иозица.
Ввязываюсь в бой и чувствую - старая история: передо мной опытный, крепкий враг. Но уж и я был не тот, что прежде. После ряда атак, пулеметной очередью поджег самолет. Вижу, он горит, а хода не теряет. Удирает во-всю. А у меня кончаются боеприпасы. Не упускать же фашиста!
Решил таранить. Захожу немцу в хвост, прибавляю скорость, подлезаю к самому хвостовому оперению. Ближе некуда, фашистский стрелок даже стрелять не мог, чтобы не разбить собственный хвост.
Click to view
Стал я прилаживаться, чтоб ударить врага винтом. Но тут случилась неприятность: сильным воздушным потоком меня отбрасывает вправо, и я проскакиваю вперед. Вот история! Опасно ведь - можно попасть под смертельный огонь.
Тогда я решаю таранить из любого положения, таранить тем, что есть под руками. Я бросаю свою машину на правое крыло фашиста. Удар! Своей левой плоскостью рублю его по концу правого крыла. Кусок его крыла сразу отваливается.
Я вижу, фашистский самолет кренится, падает и в воздухе разваливается на куски. Что и требовалось доказать!
Мой самолет потерял управление и перешел в пике. Я жму изо всех сил, а он падает. Жаль мне машину, но я подумал: у меня истребитель, и я один, а у врага гибнет бомбардировщик с экипажем в четыре человека. Счет все-таки в мою пользу. Можно прыгать.
С трудом отодравшись от сиденья, я прыгнул. Смотрю: я в воздухе не один. Рядом опускаются четыре фашиста. Эге! - думаю, компания неподходящая, тем более, что пистолет я оставил в машине.
И что же вы думаете! На земле один из них с автоматом погнался за мной. Но спасибо Иозице: он с воздуха следил, спикировал и подстрелил фашистов. Мой друг Иозица спас мне жизнь.
Такова история двух таранов младшего лейтенанта Харитонова. //
Л.Славин. Ленинград. (По телефону).
________________________________________________________
А.Толстой:
Таран* ("Красная звезда", СССР)
Л.Соболев:
Таранный удар* ("Правда", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
Герой Советского Союза младший лейтенант ХАРИТОНОВ П.Т.
"Красная звезда", 9 июля 1941 года
**************************************************************************************************************************************************
Наш отпор врагу растет и крепнет. Фашисты несут огромные потери. Сильнее удар по врагу, воины Красной армии!
☆ ☆ ☆
ВНЕЗАПНЫЙ НАЛЕТ НА ВРАЖЕСКИЙ АЭРОДРОМ
С утра летчики части полковника Трифонова вели разведку. Удалось обнаружить вражеский аэродром. Вскоре в воздух поднялись советские бомбардировщики. Они быстро отыскали фашистский аэродром и подвергли его интенсивной бомбардировке. Уничтожено 15 бомбардировщиков и 2 истребителя.
В тот же день летчики этой части, выследив неприятельскую мотоколонну, атаковали и разбили ее. Уничтожено 30 танков и 50 автомашин.
☆ ☆ ☆
ЛЕТЧИК ГРУНИН ПРОТАРАНИЛ ФАШИСТСКИЙ САМОЛЕТ
Вчера днем на подступах к Москве постами воздушного наблюдения был обнаружен фашистский самолет-разведчик «Ю-88». Навстречу врагу вылетел младший лейтенант Грунин.
Фашистский стервятник пытался ускользнуть, но Грунин догнал его и заставил принять бой. После ряда атак советского истребителя немецкий самолет задымился и пошел на снижение. Но это был маневр. Вражеский разведчик хотел уйти. К этому времени младший лейтенант Грунин израсходовал все свои боеприпасы. Оставался один выход -
таранить врага.
Всей тяжестью своей машины Грунин обрушился на фашистского стервятника, проломил ему плоскость, повредил мотор, и немецкий разведчик рухнул на землю. Четверо фашистских бандитов выбросились на парашютах, но, приземлившись, были тут же задержаны местными колхозниками.
Младший лейтенант Грунин остался невредим.
Вчера же на подступах к Москве летчиками Московской зоны ПВО был сбит еще один фашистский самолет «Ю-88».
☆ ☆ ☆
Неудачный налет немецких самолетов на Москву
Небольшая группа немецких самолетов в ночь с 9 на 10 сентября пыталась совершить налет на Москву. Огнем зенитных батарей и ночными истребителями вражеские самолеты были рассеяны. Ни один из самолетов к Москве не прорвался. На подступах к Москве
сбит один немецкий самолет.
☆ ☆ ☆
Митинги на авиационном заводе имени Сталина
Сообщение о высокой награде, которой Президиум Верховного Совета СССР удостоил авиационный завод №1 и его работников, пришло поздно ночью. Радостная весть передавалась от станка к станку: заводу присвоено имя товарища Сталина!
Рано утром, когда окончилась ночная смена, в сборочном цехе состоялся первый митинг.
В обеденный перерыв состоялись митинги и в других цехах завода.
С огромным под'емом коллектив завода послал приветственное письмо товарищу Сталину.
________________________________________________________
А.Толстой:
Бессмертие* ("Красная звезда", СССР)
Крылатые герои отечественной войны ("Красная звезда", СССР)**
Бессмертный подвиг трех русских воинов** ("Красная звезда", СССР)*
Уничтожать фашистскую авиацию на ее аэродромах* ("Красная звезда", СССР)
Сталинские соколы, крепче удар по ненавистному врагу!* ("Красная звезда", СССР)***
Сталинские соколы, с честью выполняйте долг перед родиной!* ("Красная звезда", СССР)*
Газета «Красная Звезда» №213 (4968), 10 сентября 1941 года