М.Шур || «
Правда» №236, 24 августа 1942 года
Командиры Красной Армии! Пусть вдохновляют вас в ожесточенной борьбе с врагом мужественные образы Суворова, Кутузова, Александра Невского.
Под великим знаменем Ленина-Сталина вперед, к победе!
# Все статьи за
24 августа 1942 года.
(От специального военного корреспондента «Правды»)
Кажется, это было еще совсем недавно: веселые летные дни в осоавиахимовских аэроклубах, увлекательный воздушный спорт после трудового дня у заводских станков. Красноярский слесарь Анатолий Тимошенко, инженер Леонид Кузнецов, планерист-любитель Иван Бурцев - все они из тех, кто почти с детства фанатически был влюблен в авиационное дело.
Началась война, и красноярские осоавиахимовцы прибыли на фронт. На многое они не претендовали. Но им поручили еще меньше того: возить почту из одного соединения в другое, доставлять из штаба в штаб офицеров связи.
Маленькие, гражданского типа машины взлетали с опушки леса, с озера, со льда реки, шли бреющим полетом, избегая встреч с вражеским истребителем. Едва приметные, они сливались с местностью и в любую минуту могли сесть, замаскироваться. Была какая-то тайная зависть у инженеров и слесарей, ставших летчиками: их товарищи-профессионалы летали на новеньких военных самолетах, ходили в воздушные атаки, сбивали «Мессершмитты» и «Юнкерсы», летали на бомбежки немецких тылов. Хотелось такой же работы - смелой и опасной. Но им изо дня в день давали скромные задания по различным перевозкам. И все они - Кузнецов, Тимошенко, Бурцев, Петрик, Корчагин, Таратайко и сам командир эскадрильи старший лейтенант Волков втайне мечтали перейти в те части, которые базировались на соседних аэродромах и где счастливцы вели настоящую боевую работу.
Однако красноярские осоавиахимовцы вскоре поняли, что их маленькие машины несут на фронте большую службу. Там, где нет никаких дорог или есть дороги, на которых даже автомобиль-вездеход рискует застрять на сутки, там выручали пассажирские самолеты. Они летали в любую погоду, днем и ночью, и благодаря им никакое бездорожье не нарушало связи между фронтовыми штабами необозримого севера.
Однажды зимой понадобилось быстро перебросить несколько человек через линию фронта к партизанам.
Маленький самолет «У-2» благополучно проник в немецкий тыл, высадил людей, вернулся и через некоторое время повторил рейс. Вскоре было открыто регулярное воздушное сообщение к партизанам, перевозились люди, почта, ящики с продовольствием, медикаменты.
Когда наши войска вели наступление в одном из районов Заполярья, летчики бомбардировочной авиации сокрушили несколько ДОТ’ов, уничтожили много орудийных батарей, землянок и блиндажей. Но два посланных тяжелых самолета никак не могли попасть в маленький мост через реку, по которому непрерывно текли вражеские подкрепления. И тогда подумали: не поручить ли это дело летчикам старшего лейтенанта Волкова? Нельзя ли подвесить к этому домашнему самолету несколько фугасок? И точно: самолет, имеющий малую скорость, мог «повиснуть» прямо над целью, чтобы бомбу не отнесло ни ветром, ни инерцией скорости.
Младший лейтенант Петрик и сержант Мельников повезли к мосту через реку две фугаски-полусотки. Ночью пересекли они фронт, миновав вражеские зенитные установки, и на первом же заходе аккуратно положили бомбы в самый мост. А затем еще покружились над «бывшей целью», пока сквозь редеющий дым не проступили очертания обломков.
Недавно мы побывали на аэродроме, где, замаскированные зелеными ветвями, стоят машины старшего лейтенанта Волкова. Аэродром близок к фронту. Отсюда слышны орудийные раскаты и видно, как по вечерам вражеские зенитки выпускают по нашим самолетам, идущим на бомбежку, ленты трассирующих пуль и снарядов. В тот вечер старший лейтенант Волков, показывая вспышки на горизонте, сказал нам:
- Мы тоже идем бомбить.
На автозаправщике подкатили к аэродрому летчики, одетые в меховые комбинезоны. Лапшов и Корчагин, Петрик и Мельников, Тимошенко и Острейко, Кузнецов и Таратайко парами разбежались по самолетам. По очереди взлетев, машины набирали высоту и уходили. Через несколько минут мы могли наблюдать, как за линией фронта над немецкими зенитными батареями поднимались фейерверки трассирующих пуль. Они то вспыхивали, то исчезали. И когда взлетела последняя машина, над аэродромом уже кружила, дожидаясь приглашения на посадку, та, что вылетела первой. Следом за ней подходила к аэродрому вторая, а когда возвратилась последняя, старший лейтенант скомандовал:
- По второму разу!
И снова одна за другой машины поднимались в воздух. В блиндаже летчики докладывали, показывая на карте, куда легли бомбы.
- Были обстреляны?
- Были, попаданий нет.
Так отвечали все. Все вернулись благополучно.
- Отчаянные ребята, - говорит о своих летчиках командир эскадрильи. - Лапшов и Тимошенко даже встречались с истребителями, но уходили от них, маневрируя скоростью и высотой, прячась в облаках.
Летчик Петрик, тот, что разбомбил мост через реку, сказал нам:
- Сегодня я прилетел в деревню, a там уже воздушная тревога. Гитлеровцы попрятались в щели. Я отыскал две щели покрупнее, повисел над ними и спустил туда мои полусотки. А потом добавил две маленькие осколочные...
Есть, стало быть, свои преимущества и у маленьких машин. Есть, значит, и применение пилотскому мастерству осоавиахимовцев. Эти молодые ребята, как бы шутя вылетающие на ночную бомбежку ближнего тыла врага, все еще уверены, что им мало работы на войне. Наработавшись за день, они вечером выходят на завалинку с гитарами и сидят в ожидании темноты, очень удобной для бомбежки, напевая под цыганскую мелодию: «была бы только ночка, да ночка потемней...». //
М.Шур. Карельский фронт.
***********************************************************************************************
ГЕРОЙСКАЯ ВЫДЕРЖКА 24 БРОНЕБОЙЩИКОВ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23 августа. (Спец. воен. корр. «Правды»). Громкая слава разнеслась по Кубани o подвиге двадцати четырех советских бронебойщиков, возглавляемых командиром взвода тов. Зайченко, Командование поручило им охрану моста. С беззаветным мужеством выполнили они свою задачу.
Против
горстки бронебойщиков немцы бросили свыше двухсот автоматчиков. Фашисты скрытно пробирались к мосту. Огнем из винтовок, автоматов и бронебойных ружей вся группа автоматчиков была уничтожена.
Тогда появились вражеские самолеты. Они обрушили вниз смертоносный груз. Но защитники моста не тронулись с места. Едва затихала бомбежка, как снова гремели залпы храбрых патриотов родины. Парторг тов. Гончар и боец тов. Осипов уничтожили мчавшихся к мосту фашистских мотоциклистов. Бойцы тт. Надзибадзе и Ситкевич подавили огонь двух немецких пулеметов. Вражеский натиск опять был сломлен. Немцы предприняли психическую атаку, но и она успехом не увенчалась. Повторные налеты вражеских самолетов были встречены с непоколебимой стойкостью. Свыше ста бомб сбросили гитлеровцы на оборонительный рубеж, но ни один из его защитников не дрогнул.
Все меньше оставалось наших бойцов. Под огнем врага погибли бесстрашный политрук тов. Домарев и парторг тов. Гончар, упали бойцы Осипов, Биданов, братья A. и Г. Королесовы, комсомолец тов. Сташ.
Но оставшиеся продолжали вести огонь. Верные сыны родины пали в бою смертью героев, но выполнили боевой приказ. Прекрасный пример их богатырского мужества вдохновляет защитников Кубани на новые подвиги. //Старший батальонный комиссар B.Верховский.
***********************************************************************************************
Действующая армия. Расчет противотанкового орудия, которым командует сержант В.И.Аввакумов, готовится к отражению фашистской атаки.
Фото М.Калашникова.
_______________________________________
К.Симонов:
Русское сердце || «Красная звезда» №117, 21 мая 1942 года
С.Дангулов:
Душа горца || «Красная звезда» №249, 22 октября 1942 года
С.Дангулов:
Горные орлы || «Красная звезда» №223, 22 сентября 1942 года
К.Симонов:
Русс-фанер "У-2" || «Красная звезда» №238, 9 октября 1942 года
К.Симонов:
Полярной ночью || «Красная звезда» №298, 20 декабря 1942 года
А.Довженко:
Стой, смерть, остановись! || «Правда» №146, 26 мая 1942 года
Газета «Правда» №236 (9007), 24 августа 1942 года