«
Правда» №209, 1 сентября 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Постановление СНК СССР о присвоении звания генерал-полковника Маландину Г.К. (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении многодетным матерям почётного звания «Мать-героиня» (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 31 августа (1 стр.). Хлеб - государству (1 стр.). В честь 10-летия стахановского движения (1 стр.). В президиуме ВЦСПС. Всемерно улучшить условия труда, бытовое и культурное обслуживание трудящихся (1 стр.). Со всех концов страны (1 стр.). Акад. Т.Д.Лысенко. - За развитие сырьевой базы натурального каучука (2 стр.). Н.Болкунов. - Пора иметь собственные семена (2 стр.). Н.Родионов. - Страда в передовом колхозе (2 стр.). ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: К.Граудин. - Актив - большая сила (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: Неудачные номера (3 стр.). Я.Рохлин. - Сегодня начинается радиоматч шахматистов СССР и США (3 стр.). М.Белкина. - Болгарские женщины (3 стр.). А.Ростков. - Альбом самурая (3 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН: Д.Беляев. - Чашка чая (3 стр.). Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу (4 стр.). Сообщение Государственного департамента США о восстановлении дипломатических отношений между США и Финляндией (4 стр.). Демонстрация членов профсоюзов в Нью-Йорке (4 стр.). Декларация ЦК болгарской рабочей партии (4 стр.).
# Все статьи за
1 сентября 1945 года Советская школа начинает сегодня новый учебный год - первый учебный год после войны, после великой Победы нашей Родины, в обстановке мирного созидательного труда. Какие широкие горизонты открываются перед школой, пережившей много трудностей в военные годы. И дети, и учителя с особой радостью и вдохновением приступают к работе.
Серьезные и ответственные задачи стоят перед начальной и средней школой в новом учебном году. Несмотря на все трудности военного времени, школа неуклонно двигалась вперед, повысилось качество обучения и воспитания детей. Это - результат внимания и заботы, которые партия и правительство уделяли школе даже в самый тяжелый и напряженный период войны. Но было бы неправильным удовлетворяться достигнутыми успехами. В работе наших школ есть еще много серьезных недостатков, и сейчас, начиная новый учебный год, необходимо со всей резкостью поставить перед нашим учительством, перед органами народного образования, перед местными партийными и советскими организациями вопрос о быстрейшей ликвидации этих недостатков.
Последние экзамены и переводные испытания показали более прочные, чем в прошлые годы, знания учащимися основ наук, повышение общего уровня культурного развития. Все это - бесспорно. Однако при всем этом в школах много еще второгодников, много переэкзаменовок, не все учащиеся оказались достойными получить аттестаты зрелости. На экзаменах наблюдались отдельные случаи либерализма и очковтирательства. Жив еще вреднейший формализм в преподавании. Слабо поставлена внеклассная и внешкольная работа.
Недавно состоялось Всероссийское совещание по народному образованию. Из выступлений работников Наркомпроса и его местных органов было видно, что они ясно представляют себе недостатки в учебной работе школ. Надо, следовательно, энергичнее, с полным сознанием своей ответственности взяться за устранение этих недостатков, ликвидировать элементы формализма в преподавании, насытить интересным, доходчивым материалом учебные программы, всемерно расширять кругозор учащихся, готовить из них грамотных, сознательных работников для всех отраслей народного хозяйства и культуры - вот ответственные задачи, стоящие перед советской школой.
Успех учебной работы определяет учитель. Именно от него, в первую очередь, зависит осуществление задач, поставленных перед советской школой. Повысить качество обучения - это значит прежде всего систематически повышать идейно-политический и культурный уровень и квалификацию учителя, его научную и методическую подготовку.
Партия и правительство всегда проявляли и проявляют большую заботу об учителе - об его творческом росте, об улучшении его материально-бытового положения. Эта забота - источник вдохновенного и самоотверженного труда советского учительства, она обязывает его к высокой и взыскательной требовательности к себе, к своей работе. Сегодня, в первый день нового учебного года, особенно уместно напомнить слова М.И.Калинина, обращенные к советскому учительству: «...если сегодня, завтра, послезавтра вы будете отдавать все, что у вас есть, и не будете при этом снова и снова пополнять свои знания, силы, энергию, так ведь у вас ничего не останется... Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдает детям».
Высокая требовательность учительства к своему труду должна сочетаться с твердым, повседневным контролем над учебной работой школ со стороны органов народного образования. В новом году необходимо претворить в жизнь важнейшее решение правительства об инспекторах, выделить для этого дела лучших людей, создать условия для их работы, коренным образом улучшить контроль над учебным процессом. Квалифицированный контроль - один из важнейших видов помощи учителю, без него повысить качество учебной и воспитательной работы невозможно.
Следует отметить, что не все местные партийные и советские организации чутко относятся к нуждам учителей. Есть жалобы, что в ряде мест педагоги не обеспечены квартирами, топливом, не получают газет, журналов, новинок политической, художественной и педагогической литературы, не имеют возможности серьезно заниматься самообразованием. Забота об учителе - прямой долг Наркомпроса, каждой партийной и советской организации.
Преподавание должно быть наглядным - это общеизвестная истина. Наши издательства и книготорговые организации должны обеспечить школы учебниками, тетрадями, учебными пособиями. Совнарком СССР обязал Наркоматы вооружения, авиапромышленности, электропромышленности и местной промышленности заняться производством учебных пособий для школ. Надо позаботиться, чтобы оборудование для школьных кабинетов действительно изготовлялось на предприятиях, причем в нужном количестве и ассортименте. Пора покончить с кустарщиной и в работе Главучтехпрома Наркомпроса.
Одна из важнейших задач нового учебного года - охват обучением всех детей школьного возраста. Во время войны закон о всеобуче не всюду выполнялся полностью. Но сейчас с таким положением мириться нельзя. Здесь на помощь органам народного образования должны притти все местные организации. Это - дело первостепенной государственной важности. Ибо речь идет о будущем нашей страны, о воспитании нового поколения - образованного, трудолюбивого, проникнутого чувством горячего советского патриотизма, способного еще выше поднять могущество и славу нашей великой Родины, нашего героического народа. Нельзя мириться с таким положением, какое существует, например, в Татарской АССР, в Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Новосибирской областях, где советские органы не уделяют должного внимания закону о всеобуче.
Опыт показывает, какой большой и действенной силой является общественная помощь школе. Наглядным тому примером может служить Горьковская область, где удалось полностью осуществить всеобщее обучение именно потому, что этим делом занимаются не только облоно, а и областной комитет партии, облисполком, все партийные и советские организации. В Житомирской области на помощь школе поднялись все колхозы. Они провели массовые воскресники, своими силами отремонтировали все школы, привезли топливо, построили много квартир для учителей, обеспечили школьников обувью, одеждой и горячими завтраками. Такую же большую работу провели некоторые предприятия Москвы, Горького, Куйбышева, ряд районов Московской, Ленинградской, Курской, Сталинградской и других областей. Депутаты и активисты Покровского сельсовета, Истринского района, Московской области, обошли все дома жителей, выяснили материальное положение каждого семейства, а затем колхозы снабдили нуждающихся детей обувью, одеждой, - словом, всем, что требуется для нормальной учебы. В Тербунском районе, Курской области, еще полтора месяца назад все школы были готовы к занятиям и приняты районной комиссией. Из 43 школ, имеющихся в районе, 23 были капитально отремонтированы, да две школы вновь отстроены. В помощь детям фронтовиков и сиротам колхозы района собрали 172 тысячи рублей деньгами, 204 центнера картофеля, 25 центнеров зерна, обувь, одежду, шерсть.
Все это доступно для каждого района, для каждой области. Нужно лишь, чтобы местные партийные и советские организации возглавили инициативу трудящихся, повседневно вникали в нужды школ и считали практическую помощь им одной из важнейших своих задач. Внимание и помощь отнюдь не заканчиваются с началом учебного года - они должны сопутствовать школе постоянно, в течение всего учебного года. В этом - залог такого повышения качества учебной работы школ, которое отвечает задачам, поставленным партией, правительством, товарищем Сталиным. В этом - залог успешного осуществления важнейшего государственного дела - обучения и воспитания будущих граждан нашей великой Родины - стойких и умелых ее защитников и строителей.
Поздравим родную советскую школу с новым годом ее жизни и пожелаем ей дальнейших успехов.
☆ ☆ ☆
01.09.45: А.Ростков:
Альбом самурая || «Правда» №209, 1 сентября 1945 года
01.09.45:
Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу ("Правда", СССР)
Август 1945:
30.08.45:
Пятилетний план послевоенного развития ("Известия", СССР)
30.08.45: Н.Вдовин:
Народы обвиняют || «Известия» №204, 30 августа 1945 года
30.08.45:
Преступники войны на скамье подсудимых || «Правда» №207, 30 августа 1945 года
28.08.45:
Документы советско-китайской дружбы ("Известия", СССР)
27.08.45:
Важный этап в развитии советско-китайских отношений ("Правда", СССР)
26.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма* ("Известия", СССР)
26.08.45: И.Эренбург:
Величие и ничтожество ("Известия", СССР)
25.08.45:
Пусть живут и здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской флот! ("Известия", СССР)
25.08.45: Н.Погодин:
Счастье поколений || «Известия» №200, 25 августа 1945 года
22.08.45: Е.Кригер:
На допросе ("Известия", СССР)
22.08.45: В.Антонов:
«Самураи» || «Известия» №197, 22 августа 1945 года
21.08.45: Эдвин С. Смит:
Два месяца в СССР ("Известия", СССР)
19.08.45: Г.Ворожейкин:
Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
19.08.45: Л.Кудреватых:
Иван Кожедуб || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
19.08.45: А.Булгаков:
В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
17.08.45:
Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)
15.08.45: Г.Болдырев:
Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45:
Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45:
Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года
14.08.45:
Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс:
Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач:
Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)
12.08.45: В.Аварин:
Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)
10.08.45:
До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин:
Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45:
Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)
09.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Под водительством Сталина - к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
05.08.45:
Сталинский День железнодорожника ("Известия", СССР)
05.08.45: Б.Арутюнов:
Железнодорожный транспорт на новом под’еме ("Известия", СССР)
Июль 1945:
31.07.45:
Подвиг советских железнодорожников ("Известия", СССР)
27.07.45: Эль-Регистан, Н.Рыбак:
В сердце Европы ("Известия", СССР)
Газета «Правда» №209 (9980), 1 сентября 1945 года