Г.Ворожейкин || «
Известия» №195, 19 августа 1945 года
Сегодня - Всесоюзный День авиации. Советский народ, народ-победитель законно гордится боевой славой своих лётчиков.
# Все статьи за
19 августа 1945 года Славный путь прошла за годы Великой Отечественной войны советская авиация. Летопись героических боев и сражений Красной Армии по разгрому немецко-фашистской армии содержит много прекрасных страниц, повествующих о доблести и мастерстве гордых соколов нашей страны.
Опыт Отечественной войны показал, что роль военно-воздушных сил сейчас настолько возросла, что ни одна армейская и фронтовая операция не может быть успешно проведена без участия авиации.
Главнейшими преимуществами авиации перед всеми другими родами войск являются ее высокая подвижность и маневренность.
В продолжение всей войны наша авиация в основном решала две задачи: вела борьбу за господство в воздухе, уничтожая вражеские самолеты, и помогала Красной Армии и Военно-Морскому Флоту громить фашистских захватчиков, напавших на нашу священную родину.
★
Опыт войны показал, что, когда господство в воздухе завоевано, тогда и на земле, и на море боевые действия развиваются более успешно.
С первых дней вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз борьба за господство в воздухе приняла ожесточенный и затяжной характер. Немцы принимали все меры к тому, чтобы мощными и непрерывными ударами своей авиации быстро достигнуть победы над нашей авиацией, а затем уже обрушиться всеми силами своего воздушного флота на наши войска, города, заводы. Насколько велик был нажим на нас с воздуха в те дни, свидетельствуют такие факты: из пяти воздушных флотов, имевшихся у гитлеровской Германии, четыре воздушных флота действовали против нас. Кроме того, мощь немецкой авиации усиливали воздушные силы ее сателлитов - Румынии, Венгрии, Финляндии, имевших в общей сложности до тысячи боевых самолетов.
На стороне немцев было не только количественное превосходство, но и опыт войны на Западе.
Тяжесть положения для нас усугублялась еще и тем, что в результате первоначальных территориальных успехов немцев мы вынуждены были эвакуировать большую часть своих авиационных заводов в глубь страны и это на первых порах, естественно, ограничивало возможности нашей авиационной промышленности. Однако благодаря постоянной заботе
великого Сталина, Центрального Комитета нашей партии, энергии и под’ему со стороны авиационных конструкторов, рабочих, инженеров и техников, твердо верящих в наше правое дело и нашу победу, мы в кратчайший срок стали получать все больше и больше самых лучших, самых современных самолетов.
Потери вражеской авиации в первые же дни войны показали немцам, что на сей раз они столкнулись с более сильным, более мощным и организованным противником, чем приходилось им иметь дело в 1939 и 1940 г.г. на Западе, и что здесь господство в воздухе в два-три дня не завоюешь.
Сталинские соколы, превосходя немцев в летном мастерстве, смело и отважно вступали в бой с врагом и наносили ему серьезный урон. Под их стремительными ударами падали лучшие германские асы...
С начала войны вплоть до Сталинградской битвы, несмотря на исключительный героизм и отвагу наших летчиков, превосходство в воздухе принадлежало противнику. Он подавлял нас числом своих самолетов. Исключением являлась лишь зимняя кампания 1941-1942 г.г., когда наше Верховное Командование на Московском направлении сосредоточило до тысячи двухсот самолетов против шестисот вражеских.
Весной 1942 года вновь развернулась ожесточенная борьба в воздухе. На этот раз главные усилия немцев были сосредоточены на Сталинградском направлении. Здесь они пытались достигнуть решающего успеха. На вооружение нашей истребительной авиации в ту пору уже поступили самолеты «Яковлев-1» и «Лавочкин-5». Однако численное превосходство все еще оставалось на стороне противника.
С ноября 1942 года по июль 1943 года в результате упорной, напряженной борьбы наши летчики измотали и обескровили авиацию противника. К тому же времени по приказанию товарища Сталина было сформировано и подготовлено много новых авиационных частей. 19 ноября 1942 года Красная Армия перешла от обороны к наступлению и нанесла решающий удар по германским войскам у Сталинграда.
В течение всей зимы 1942-1943 г.г. наша авиация на громадном фронте от Воронежа до Кавказа владела широкой инициативой в воздухе.
Последнюю активную попытку в борьбе за господство в воздухе немецкое командование предприняло в июле 1943 года в районе так называемой Курской дуги. Немцы на этом участке сосредоточили до четырех тысяч самолетов. С началом наступления немцев в воздухе происходило ежедневно по двести и более воздушных боев, перераставших часто в воздушные сражения. В грандиозной воздушной битве наша авиация разбила сильную немецкую авиационную группировку.
Начиная с июля 1943 года наша авиация завоевала
безраздельное господство в воздухе и прочно удерживала его на всех участках советско-германского фронта.
За годы Великой Отечественной войны наши летчики уничтожили на земле и в воздухе десятки тысяч вражеских самолетов, окончательно добили немецкую авиацию, стали хозяевами в воздухе, обеспечив свободу действий для наземных частей Красной Армии и избавив города нашей родины от вражеских бомбардировок.
Борьба за господство в воздухе шла не только на фронте, но и в конструкторских бюро и на авиационных заводах. Благодаря героическим усилиям тружеников тыла неблагоприятное для нас соотношение в числе самолетов было ликвидировано еще осенью 1942 года. В ходе войны у нас появились первоклассные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Мы сумели вооружить нашу авиацию многими тысячами прекрасных боевых самолетов.
★
Наряду с борьбой за господство в воздухе сталинская авиация на протяжении всей войны, взаимодействуя с наземными войсками, принимала непосредственное участие в боевых действиях на земле, наносила сокрушающие удары по частям противника. Они нередко оказывали решающее влияние на исход отдельных боев и целых операций.
В Московском сражении зимой 1941-1942 г.г. авиация сосредоточенными и эшелонированными ударами по вражеским войскам и скоплениям его техники содействовала частям Красной Армии в нанесении мощного контрудара по зарвавшемуся врагу. Здесь впервые в качестве ночных бомбардировщиков широко были применены самолеты «Поликарпов-2», изнурявшие своими действиями войска противника.
Летом 1942 года наши штурмовики, дневные и легкие ночные бомбардировщики наносили непрерывные удары по вражеским колоннам, рвавшимся к Сталинграду. Тяжелая ночная бомбардировочная авиация, как правило, била по глубоким тылам, по железнодорожным узлам и промышленным об’ектам Германии. Такие удары намного замедлили темпы продвижения немцев и дали возможность нашему командованию организовать ряд промежуточных оборонительных рубежей на подступах к Сталинграду.
В боях за Сталинград авиация помогла нашим войскам отстоять город-герой. Когда наши войска перешли в решительное наступление, советская авиация играла роль мощного молота, дробя германскую оборону. После окружения немцев под Сталинградом наша авиация накрепко накрыла Сталинградский «котел» с воздуха.
В июльских оборонительных боях Красной Армии в 1943 году на Курской дуге советская авиация в тесном взаимодействии с наземными войсками добилась решающих успехов. Наши самолеты производили большие разрушения и опустошения в стане врага, уничтожая немецкую живую силу, артиллерию, «
тигры» и «
фердинанды».
Наиболее ярко свое могущество сталинская авиация показала при разгроме немцев на их собственной территории и особенно в последнем, завершающем этапе - при
штурме Берлина. Во время прорыва немецкой обороны на Одере и в боях на подступах к столице Германии наша авиация делала до пятнадцати тысяч самолетовылетов в один день, а на всем фронте число ее полетов достигало семнадцати тысяч.
С первых дней боев против японских агрессоров советские летчики захватили инициативу в свои руки и добившись полного господства в воздухе, они активно поддерживают действия наземных войск.
★
В ходе Отечественной войны шло непрерывное совершенствование не только самолетного парка и мастерства нашего летного состава, но и совершенствование искусства управления авиацией. Мы научились в кратчайший срок массировать усилия авиации на любом направлении, об’екте или участке обороны противника. Мы научились гибко управлять воздушными силами, быстро переходить от авиационной подготовки атаки к непосредственному обеспечению с воздуха действий пехоты и танков, от поддержки своих наступающих войск на поле боя к авиационному преследованию противника в оперативной глубине его обороны.
В Великой Отечественной войне сталинская авиация продемонстрировала не только рост своей технической мощи, но и зрелость ее командиров, научившихся искусно управлять, умело использовать армады краснозвездных машин.
Сталинские соколы честно выполнили свой долг перед родиной и в летопись освободительной борьбы советского народа вписали немеркнущие страницы. Советский народ высоко оценил их ратный труд и подвиги. Более тысячи летчиков получили за годы войны высокое звание Героя Советского Союза.
Воздушные силы Красной Армии выросли и закалились в боях, представляя собою к концу войны самую мощную и грозную силу для врага. Мы никогда не были в авиационном отношении столь подготовленными и столь сильными, как сейчас. На протяжении всей войны нами
руководил великий Сталин, лично он направлял наши воздушные силы туда, где должен быть нанесен основной и главный удар. Лично он нас учил, как нужно организовывать беспрерывные и массированные удары, как нужно завоевывать господство в воздухе.
Великий Сталин направлял творческую мысль наших прославленных авиационных конструкторов на создание таких машин, каких у противника нет. Такие машины мы получили, и столько, сколько нужно.
Сегодня воздушные силы Красной Армии, отмечая свой традиционный праздник, все свои взоры и все свои мысли обращают к вождю и полководцу - создателю Красной Армии и ее Воздушного Флота - великому Сталину, который привел нас к победе.
Слава великому Сталину! //Маршал авиации Г.Ворожейкин.
***********************************************************************************************
Крылатому победителю
Победителю - слава! Ты вышел к блестящим вершинам.
Отгремела земля. И размахом стального крыла
Перечеркнуто небо. Твоя боевая машина,
Словно конь, в нетерпенье дрожит, закусив удила.
Где бы ты ни бывал и какие б просторы ни мерил,
В фиолетовых тучах, в смертельном огне батарей,
Ты всем сердцем своим, всей душой победителя верил
В неизбывную силу земли богатырской своей.
Сколько громов и молний в стремительном воздухе пело,
И плясала огнями под крыльями злая пурга.
Это ненависть наша, как бомба, рвалась и летела
Вихрем яростным смерти на черные гнезда врага.
Ночь ослепла. Зловещий огонь пересветка
Стал над пеплом и гарью чужих перерытых равнин,
Над просторами Балтики глохнет пожар Кенигсберга,
И двадцатым заходом машины идут на Берлин.
Между жизнью и смертью твоя простиралась дорога,
Только ветры охрипшие рвались навстречу, трубя.
И в крови захлебнулась проклятая миром берлога.
И высокие песни навеки прославят тебя.
Победителю - слава! Ты вышел к блестящим вершинам.
Ты свершил свое дело, и равного нет на земле.
Над Кремлем пролетела твоя боевая машина,
И звезда, словно кровь, - на ее опаленном крыле.
М.Дудин. г. ЛЕНИНГРАД.
***********************************************************************************************
Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза И.СТАЛИН.
☆ ☆ ☆
19.08.45: Л.Кудреватых:
Иван Кожедуб ("Известия", СССР)
19.08.45: А.Булгаков:
В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
17.08.45:
Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)
15.08.45: Г.Болдырев:
Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45:
Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45:
Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года
15.08.45: И.Осипов:
На Сахалине || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
14.08.45:
Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс:
Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач:
Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)
12.08.45: В.Аварин:
Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)
12.08.45: Д.Шмель:
Герои боёв || «Правда» №192, 12 августа 1945 года
10.08.45:
До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин:
Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45:
Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)
09.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Под водительством Сталина - к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
05.08.45:
Сталинский День железнодорожника ("Известия", СССР)
05.08.45: Б.Арутюнов:
Железнодорожный транспорт на новом под’еме ("Известия", СССР)
Июль 1945:
31.07.45:
Подвиг советских железнодорожников ("Известия", СССР)
27.07.45: Эль-Регистан, Н.Рыбак:
В сердце Европы ("Известия", СССР)
24.07.45: В.Полторацкий:
Поезд идёт домой ("Известия", СССР)
24.07.45: И.Эренбург:
Первый изменник ("Известия", СССР)
22.07.45:
Доблестный флот могучей Советской державы ("Известия", СССР)
22.07.45: В.Беликов:
Москва встречает героев боев за Берлин ("Известия", СССР)
22.07.45: Л.Галлер:
Верный страж морских границ нашей Родины ("Известия", СССР)
21.07.45:
Под знаменем сталинской дружбы народов ("Известия", СССР)
20.07.45: П.Кабанов:
Самоотверженный труд железнодорожников-восстановителей ("Известия", СССР)
20.07.45: М.Никитин:
В море после войны || «Известия» №169, 20 июля 1945 года
18.07.45: В.Полторацкий:
Встреча в Москве ("Известия", СССР)
17.07.45: Н.Погодин:
Парад Победы ("Известия", СССР)
16.07.45:
Новые стройки года Победы ("Правда", СССР)
16.07.45: Н.Козев:
Парад Победы на экране ("Правда", СССР)
Газета «Известия» №195 (8805), 19 августа 1945 года