В.Костров || «
Красная звезда» №198, 23 августа 1941 года
Героически сражаясь против коварного и жестокого врага, Красная Армия развеяла легенду о непобедимости германских войск и опрокинула все расчеты германского командования. Красная Армия и далее преисполнена неукротимой готовностью и волей к упорной борьбе с врагом до полного его уничтожения.
# Все статьи за
23 августа 1941 года.
Героическая Красная армия стойко и самоотверженно отражает натиск немецко-фашистских полчищ. В этой борьбе, невиданной по размаху и по насыщенности техникой, чрезвычайно большую роль играют наши военно-воздушные силы. История не знала еще таких грандиозных воздушных битв, какие развернулись на фронтах отечественной войны. Здесь с особенной полнотой раскрылись огромные оперативные и тактические возможности современной авиации. Сильный и коварный враг изощряется в средствах, пытаясь сокрушить наш военно-воздушный флот. Это ему не удалось.
В
вечернем сообщении Советского Информбюро за 22 августа говорится: «Еще в первые дни войны германская пропаганда об'явила уничтоженной всю советскую авиацию. Однако наши летчики рассеяли и эту легенду, ежедневно сбивая многие десятки немецких самолетов, уничтожая тысячи германских солдат и систематически подвергая бомбардировке Берлин и ряд других германских городов».
За два месяца войны уничтожено свыше 7.200 немецких самолетов.
Результаты упорных боев между советским военно-воздушным флотом и фашистской авиацией заслуживают самого пристального внимания и изучения.
Документы, захваченные в боях, неопровержимо свидетельствуют о том, что, готовясь к нападению на СССР, немцы сосредоточили на западных рубежах нашей страны по существу всю свою авиацию. На многочисленных аэродромах Восточной Пруссии фашисты сконцентрировали отборные свои силы из Франции, Норвегии, Греции и даже Северной Африки. Сюда были выдвинуты наиболее современные немецкие бомбардировщики - «Дорнье-217» и пикировщик «Юнкерс-88» с истребителями - «Мессершмитт-109» и «Мессершмитт-110».
Весь гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР в значительной мере строился на том, чтобы первым же ударом покончить с советской авиацией. В этот удар, нанесенный внезапно, со свойственным фашистам вероломством, они вложили максимум своих сил. Он подготовлялся давно и тщательно.
Но как ни старались немцы, расчеты их потерпели крах. Враг столкнулся с героическим и стойким сопротивлением советской авиации. Советские летчики ответили на удар врага могучим контрударом. Уже в первые дни войны соединения наших воздушных кораблей решительными действиями пресекли движение 39-го танкового корпуса немцев. Наземные части завершили дело. В итоге танковый корпус был разгромлен, 300 танков уничтожены. Двумя днями позже полки скоростных советских бомбардировщиков начали громить германскую мотомехдивизию с входящими в нее 39-м и 118-м полками и много других полков и дивизий.
Не сумев уничтожить в один прием технической базы советской авиации, немцы решили изменить свою тактику. Быстро перенося свои удары с одного участка фронта на другой, фашисты хотели терроризировать наши воздушные силы, вымотать их. Однако врагу не удалось этого сделать, как не удался ему и молниеносный удар. В беспрерывных воздушных боях наши люди проявили высокие воинские качества - неустрашимость, выдержку, упорство в достижении цели и высокое воинское мастерство. Советские летчики-истребители пошли на врага, используя самые смелые приемы борьбы: атакуя его в лоб, прижимая к земле, идя на таран.
В этих боях хорошо показали себя наши самолеты-истребители. Испытав на своем хребте грозную силу этих машин, немцы стали всячески избегать их,
принимая бой лишь при большом материальном преимуществе. Советские истребители обладают достаточно высокими данными, чтобы в руках наших искусных летчиков с успехом противостоять новейшей техника немецко-фашистской авиации. На ряду с новейшими самолетами хорошо показали себя в боях истребители, сконструированные несколько лет назад. Интересно, что, используя именно эти машины, наши летчики нанесли смертельный таранный удар многим фашистским бомбардировщикам. В частности, Герой Советского Союза тов. Талалихин, протаранивший недавно под Москвой «Хейнкель-111», летал на такой машине. По свидетельству тов. Талалихина, преследуя вражескую машину, он все время имел значительный запас скорости.
Огромной важности боевую работу осуществили соединения советских бомбардировщиков. Во взаимодействии с нашими наземными частями они были призваны приостановить атаки мотомехчастей врага, дать возможность нашим войскам перегруппироваться и подготовить контрудар. Эту сложную задачу летчики бомбардировочной авиации выполняли двумя методами: уничтожая моторизованные и танковые колонны по пути их следования и разрушая мосты, переправы, дороги, тоннели, железнодорожные переезды.
Высокие летные данные советского пикирующего бомбардировщика, в частности хорошая скорость, позволяют ему выходить победителем из единоборства с новейшими германскими истребителями. Так, например, в полку пикирующих бомбардировщиков, которым командует полковник А.Кабанов, имеются экипажи, которые сбили по нескольку германских истребителей каждый. В частности, экипаж капитана Дудкина сбил за один полет два истребителя, в том числе новейший «Хейнкель-113». За месяц этот полк уничтожил 50 вражеских самолетов.
Другие типы бомбардировщиков, отличающиеся значительной грузопод'емностью и высотностью, были использованы для ударов по важнейшим об'ектам в тылах врага. Соединения этих кораблей осуществили налеты на важнейшие военные и нефтяные базы. Во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками эскадрильи тяжелых машин разрушили Черноводский мост.
Иначе говоря, на попытки немцев терроризировать наш воздушный флот советская авиация ответила интенсивными ударами по вражеским базам. Недаром же иностранные авиационные обозреватели не без основания расценили это как признак все возрастающей боеспособности советской авиации.
Click to view
«Наше восхищение советской авиацией растет с каждым днем, - сообщал авиационный обозреватель лондонского радио О.Стюарт. - Русская авиация борется со все большим успехом и все большим искусством. Создалось впечатление, что число ее высококачественных в техническом отношении машин постепенно растет. Тут уже немцам пришлось самим расписаться в том, что их прежние сообщения были неверны и что русская авиация продолжает существовать и сражаться упорнее, чем когда-либо».
Обозреватель делает следующий вывод: «Вот те моменты, которые надо подчеркнуть, говоря о советской авиации: 1) По мере расширения войны она количественно увеличивается и технически совершенствуется. 2) Руководство ею осуществляется с большим искусством, она оснащена на самый современный лад, использует самый последний опыт дневного и ночного боя, ее надо считать выдающейся».
Обогатившись боевым опытом, наша бомбардировочная авиация с каждым днем увеличивала масштабы своей деятельности. Характерными операциями были, конечно, бои в районе Смоленска. Действия наших воздушных сил начались с налетов на прифронтовые аэродромы врага, причем для первых атак были использованы самолеты всех типов - от тяжелых бомбардировщиков до истребителей. Хорошо показали себя в этих операциях наши штурмовые самолеты. Проносясь над самой землей, эскадрильи этих машин беспощадно громили врага. Фашисты понесли большие потери и в людях, и в технике. Уцелевшие самолеты они поспешно перебросили в тыл.
Не оставляя в покое вражеской авиации, наши воздушные силы, действующие в этом районе, одновременно обрушивали свои удары на крупное скопление фашистских танков, оставшихся без горючего и зарытых в землю. Точно установив расположение вражеских машин, мы били по ним всей мощью наших огневых средств. В течение 15 суток, не прекращая своих налетов ни днем, ни ночью, наши самолеты сбрасывали на танки тонны бомб среднего и крупного калибров. Удар, который мы нанесли танковым соединениям, оказался чрезвычайно чувствителен для немцев. В одной из телеграмм штаба окопавшегося немецко-фашистского танкового соединения говорится: «Отсутствует горючее. Беспрерывно бомбардируют советские самолеты. Требуется срочная помощь».
Явно встревоженные активностью нашей авиации под Смоленском, немцы перебросили сюда и авиационные соединения с других фронтов. Однако первые же воздушные схватки показали фашистам, что чем дольше длится война, тем труднее становится драться с советскими летчиками. Об этом, кстати, свидетельствуют и цифры потерь вражеской авиации на отдельных участках Смоленского направления. Советские летчики во взаимодействии с зенитной артиллерией только за два дня сбили на линии Могилев-Орша 162 фашистских самолета.
Предпринимая нападение на СССР, фашисты считали качество действующих в строю германских самолетов настолько высоким, что при операциях против СССР вряд ли потребуются им новые, наиболее современные типы. Однако первые же дни войны показали, что многие из немецких самолетов не выдерживают сравнения с аналогичными советскими машинами.
Потери самолетами у немцев растут настолько быстро, что действующие авиационные предприятия не успевают их восполнить. Это вынуждает немцев перебрасывать на фронт старые машины, давно снятые с вооружения. Так, например, на различных участках фронта, наши летчики сбили несколько машин, представляющих собой устаревшие конструкции фирмы «Юнкерс».
Причины своих неудач немцы ищут в несовершенстве тактических приемов своей авиации и в конструктивных недостатках действующих самолетов. В ходе военных действий они пытаются менять тактику, модернизировать машины. Убедившись, в частности, что истребители «Мессершмитт-109» против советских пикирующих бомбардировщиков бессильны, фашисты на отдельных участках фронта заменяют их новейшими истребителями «Хейнкель-113». Что касается устаревших конструкций своих самолетов, то немцы, не имея времени основательно модернизировать, бронируют их, заменяют пулеметы пушками.
Потерпев ряд неудач на фронте, командование немецко-фашистской авиации, следуя своей авантюристической тактике, предприняло бомбардировки Москвы и мобилизовало для этой цели лучшие свои кадры. Во главе экипажей бомбардировщиков, летавших на Москву, был поставлен старший командный состав гитлеровской авиации: полковники, майоры, почти сплошь отмеченные орденами. Несмотря на это, фашистам не удалось нанести значительного ущерба нашей столице. Жертвами немецких налетов явились не военные об'екты, а жилые здания, больницы и несколько мелких предприятий местной промышленности. В воздушных боях над Москвой советские летчики показали свое значительное превосходство над врагом.
На воздушных подступах к Москве фашисты потерпели тяжелый урон, потеряв за месяц боев
свыше сотни своих бомбардировщиков и около 400 летчиков убитыми, ранеными, взятыми в плен.
О новых, значительно возросших масштабах операций советской авиации свидетельствуют и неоднократные налеты наших бомбардировщиков на Берлин.
Наши воздушные силы имели полную возможность бомбить Берлин в начале и ходе войны. Однако командование Красной армии избегало этого, не желая наносить ущерб столичному городу с большим количеством трудящихся. Лишь в ответ на зверские налеты немцев на Москву советская авиация предприняла систематические бомбардировки военных и промышленных об'ектов Берлина и других городов Германии. Боевые налеты советской авиации на Берлин являются показателем замечательного летного мастерства и доблести командиров советской авиации. Это широко отмечает вся иностранная печать.
В свете всех этих фактов смехотворными выглядят крикливые разглагольствования фашистской пропаганды о «гибели советской авиации». Успешные действия советских соколов-летчиков развеяли по ветру эту очередную фашистскую ложь. Наша авиация живет, здравствует и все более крепнет в боях. Мощь ее ударов по врагу непрерывно возрастает. В ее активе много тысяч уничтоженных фашистских самолетов, тысячи вражеских танков и автомашин, орудий, сотни колонн фашистской пехоты.
Наш военно-воздушный флот, обогатившись боевым опытом, все с большей эффективностью продолжает борьбу, исполненный непоколебимой воли к победе.
Война еще только разгорается. Предстоят еще немалые испытания и трудности. Наша авиация готова к ним. // Майор В.Костров.
______________________________________
К.Федин:
Рабы Гитлера* ("Литературная газета", СССР)
Б.Лавренев:
У обломков фашистского самолета* ("Ленинградская правда", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
ГЕРОЙСТВО ЛЕТЧИКА ДЕМЕНЧУКА
Воздушный бой на подступах к Москве
Вчера в сводке Советского Информбюро сообщалось, что днем 20 августа на подступах к Москве нашими истребителями было сбито не 3 немецких самолета-разведчика, а 5. Последние два фашистских стервятника, как сейчас стало известно, были уничтожены лейтенантом Павлом Деменчуком.
Во второй половине дня лейтенант Деменчук поднялся со своего аэродрома для патрулирования в зоне.
Примерно в 18 часов лейтенант Деменчук заметил на высоте 7000 метров группу фашистских самолетов, направлявшихся к Москве. Лейтенант бросился им вдогонку. Вскоре над районом И. он настиг один вражеский бомбардировщик «Ю-88», шедший к столице с разведывательной целью. Завязался воздушный бой. Несколько удачных заходов, и фашистский разведчик, об'ятый пламенем, рухнул на землю. Покончив с одним стервятником, он бросился вслед «Хейнкелю-111». Догонять его пришлось недолго. Настигнув стервятника, Деменчук атаковал его. Но тут только Деменчук обнаружил, что у него нет ни одного патрона. Пулеметы молчали. Лейтенант решил таранить врага. Отскочив от него на небольшое расстояние, Деменчук стремительно понесся вперед. В это время вражеская пуля ударила в грудь летчика. Собрав последние силы, Деменчук направил свою машину на самолет врага и отрубил ему винтом хвост. «Хейнкель» рухнул на землю.
☆ ☆ ☆
Старший лейтенант Власов протаранил вражеский самолет
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 августа. (По телефону). 20 августа летчик-истребитель старший лейтенант Власов протаранил в воздушном бою вражеский самолет. - Я сидел в кабине своего истребителя и внимательно следил за воздухом, - рассказывает тов. Власов. - Немецкий самолет выскочил неожиданно. Через минуту я уже был в воздухе.
Заметив меня, враг - это был пикирующий бомбардировщик «Ю-88» - открыл интенсивный огонь и повернул в сторону фронта. Но расстояние было очень велико, и я не отвечал. В районе села Т. я подошел к стервятнику на дистанцию в 200 метров и обрушил на него ливень пуль. Фашист продолжал рваться в сторону фронта. Дистанция сокращалась. Когда нас разделяло не более 50 метров, мои пулеметы замолчали - иссяк запас патронов. «Все равно не уйдешь, гад!» - подумал я и повел машину на таран.
Я подходил к фашисту слева, несколько ниже его. Это лишало врага возможности расстреливать меня из пулемета. Винтом я срезал противнику рули глубины и поворота. В следующее мгновение мой самолет бросило в сторону и развернуло под углом 90°. Винт падающей неприятельской машины ударил по моему фюзеляжу.
Бой происходил на высоте 4500 метров. Очнулся же я, когда до земли было 1000-1500 метров. Попробовал управление - все в порядке, машина слушается. Выравняв самолет, осмотрелся и пошел на снижение. Мотор не работал, винт был погнут, козырька не было. Болела левая рука, со лба сочилась кровь, закрывался правый глаз, а левым было трудно смотреть, так как из очков вырвало стекло.
Садился, не выпуская шасси. Когда самолет остановился, я потерял сознание. Очнулся в госпитале. Теперь думаю об одном: поскорей бы вернуться в строй.
☆ ☆ ☆
ГЕРОИ ЛЕТЧИКИ ВСТУПАЮТ В ПАРТИЮ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 августа. (По телефону). С каждым днем отечественной войны ряды армейских парторганизаций пополняются лучшими бойцами и командирами. За время боевых действий в N авиачасти принято в члены и кандидаты ВКП(б) 25 передовых летчиков.
Летчик Боровков имеет до 70 боевых вылетов. В воздушных боях он сбил два фашистских самолета. На-днях Боровков принят в кандидаты ВКП(б).
Принят в кандидаты партии командир эскадрильи Позица, зарекомендовавший себя прекрасным летчиком и умелым боевым руководителем. Отважным действиям командира подражает весь летный состав части. В эскадрилье Позицы выросли Герои Советского Союза
командир звена Здоровцев, старшина Тотмин, летчик Жуков. Комсомолец Жуков также недавно принят в ряды большевистской партии.
Герой Советского Союза летчик Харитонов в своем заявлении в парторганизацию пишет: «Хочу итти в бой коммунистом, обещаю бить врага до полного его уничтожения. Не щадя своей жизни, буду выполнять любые боевые задания командования».
____________________________________________________________
П.Ролин:
Первые итоги боев с фашистской авиацией ("Красная звезда", СССР)
М.Сувинский:
Разговор с немецкими пленными летчиками* ("Известия", СССР)
В.Шевченко:
Чему учит первый месяц воздушных боев* ("Красная звезда", СССР)
М.Громадин:
Провал налетов фашистской авиации на Москву* ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский:
На подступах к воздушным рубежам Москвы* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №198 (4953), 23 августа 1941 года