1. Благие намерения. Ученые из Колледжа Баруха Городского университета Нью-Йорка заинтересовались странной статистикой в Макдональдсе: продажи бигмаков значительно выросли после того, как в меню появилась более здоровая пища. Исследователи провели эксперимент и сымитировали ситуацию ресторанного заказа в психологическом эксперименте. Странная статистика снова подтвердилась - как только в меню появлялся салат, участники начинали чаще выбирать гамбургеры.
Это происходит потому, что
человеческий разум склонен принимать будущее решение (или даже возможность такого решения) за уже совершенное действие. Поэтому само появление опции «съесть салат» фактически приравнивается к выбору полезного блюда. После чего посетитель подсознательно считает, что раз он уже позаботился о своем здоровье, теперь можно и расслабиться.
2. Нехватка глюкозы. Исследователи из Университета Южной Дакоты предположили, что мозг периодически ослабляет самоконтроль из соображений экономии: он тратит энергию, когда ее запасы высоки, но бережет, если ресурсы истощаются. Чтобы проверить эту теорию, ученые провели эксперимент. Участникам предложили выбрать между двумя призами: 120 $, которые можно получить сегодня или 450 $, которые можно забрать лишь через неделю (классическое испытание для силы воли - выбор между меньшим моментальным вознаграждением и более благоприятными отсроченными последствиями). Перед началом эксперимента исследователи измерили уровень сахара в крови испытуемых, а после первого тура участникам дали выпить либо обыкновенную сладкую колу, либо диетическую. Те участники, которые получили «сахарную подпитку», чаще проявляли выдержку во втором туре и решали дождаться 450 $.
3. Чрезмерные усилия. Сила воли в чем-то похожа на мышцу: она тоже способна уставать и восстанавливаться после отдыха. Такой вывод сделал американский психолог Рой Баумайстер, понаблюдав за людьми, которым приходилось контролировать себя в разных ситуациях. Оказалось, что ресурсы силы воли ограничены и на все действия их не хватает: если потратить все силы на самоконтроль в одной сфере, придется проявить слабость в другой. Например, курильщики, отказавшись от своей вредной привычки, могут налечь на сладкое, а людям, постоянно сдерживающим свои эмоции, сложнее контролировать финансовые расходы.
4. Рассеянность. Решение, требующее волевых усилий, нельзя принимать на автопилоте - мозг по умолчанию выберет наименее утомительный (а значит, неправильный) вариант. Поэтому в момент выбора важно быть сосредоточенным, иначе можно незаметно для себя поддаться соблазну. Баба Шив, профессор маркетинга из Стэнфордской высшей школы бизнеса, доказал, что, когда люди отвлекаются, они более склонны поддаваться искушениям. Например, студенты, которые пытаются запомнить телефонный номер, на 50% чаще выбирают для перекуса не фрукты, а шоколадный кекс, а рассеянные покупатели более восприимчивы к магазинной рекламе.
5. Чувство вины и страх. Пытаясь помочь человеку взять себя в руки, окружающие часто пытаются надавить на его чувство вины. Но это не самый удачный подход. Ведь чувство вины вызывает стресс, а мозг, чтобы справиться с неприятными ощущениями, начинает искать источник приятных эмоций. Поэтому, чувствуя себя виноватыми, люди начинают больше есть, пить, делать покупки и играть в видеоигры. Подобную реакцию вызывает и страх. Психологи провели довольно неприятный эксперимент в продуктовых магазинах - просили посетителей подумать о собственной смерти. Оказалось, что после такого испытания люди начинают тратить больше денег на еду, чтобы «заесть стресс». (с)
источник *
5 ошибок тех, кто ставит себе цели на год *
12 типов прокрастинаторов и толкование этого слова*
4 ресурса для полноценной жизнедеятельности *
8 качеств выдающихся сотрудников*
10 советов 30-тилетним от тех, кому за 40 *
5 топ сожалений умирающих. EN-RU