Другие записи:
Налоговые и бухгалтерские аспекты хеджирования. |
Управление рисками: решения для России. |
UNIT-ONLINE - Новая онлайн игра в стиле Fallout2! |
Репресии по отношению к антифастистам Розничная торговля сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Общее улучшение экономической ситуации в стране привело к росту доходов населения. В первую очередь от этого выиграли компании-ритейлеры. Об основных тенденциях в отрасли и перспективах развития мы спросили сотрудников инвестиционных компаний.
1. Насколько удачно сложился 2007 г. для компаний-ритейлеров?
2. Как вы оцениваете конкурентоспособность российских сетей в условиях экспансии зарубежных компаний?
3. Насколько привлекательны российские компании розничной торговли для инвестиционного капитала?
4. Какой сегмент розничной торговли развивается сегодня наиболее динамично?
5. Каков ваш прогноз развития отрасли в 2008 г.?
Константин Гуляев заместитель начальника управления аналитических исследований ГК "Регион".
1. Прошедший год ознаменовался активной экспансией ритейлеров в регионы, что привело к снижению рентабельности деятельности. Лучшие показатели у компании "Магнит", так как она позиционирует себя в качестве дискаунтера, работая с низкой торговой наценкой. Это позволяет компании успешно конкурировать на новых рынках с низким платежеспособным спросом без ущерба для выручки.
Рост оптовых цен и снижение темпов открытия новых магазинов привели к тому, что рентабельность деятельности некоторых компаний снизилась, а рост финансовых показателей замедлился.
В 2007 г. произошло увеличение стоимости заемных средств при дальнейшем росте и без того высокой долговой нагрузки. Заемные средства - основной источник развития компаний сферы торговли, их удорожание привело к замедлению темпов открытия новых магазинов. Наглядным примером служит "Aптечная сеть 36,6", которая была вынуждена продать часть своих точек одному из инвестфондов. Причем компания собирается арендовать эти помещения по рыночным ставкам, что окажет негативное давление на ее операционную рентабельность.
2. На наш взгляд, как таковой экспансии со стороны западных ритейлеров не наблюдается. Существующие международные игроки, такие как "Ашан", "Метро" и др., работают в определенных нишах без агрессивной экспансии в регионы. В случае масштабных действий со стороны зарубежных компаний, скорее всего, отечественные ритейлеры пострадают, поскольку эффективность работы отечественных торговых сетей ниже. Это наглядно доказывает такой показатель, как выручка за год с 1 кв.м. торговой площади: западные компании - 10-11 тыс. долл., российские - 6-7 тыс. долл.
3. На текущий момент акции компаний ритейлеров торгуются по показателю EV/EBITDA по МСФО за 2007 г. на уровне 20,1х. Среди прочих выделяются бумаги "Магнита" со значением 24,2х.
На наш взгляд, при замедлении темпов роста открытия новых магазинов как основного фактора увеличения финансовых результатов компаний сферы торговли, инвесторы менее оптимистично будут смотреть на перспективы компаний.
Среди компаний отрасли следует отметить бумаги "Магнита" и X5 Retail, поскольку компании имеют сравнительное преимущество перед остальными как в плане роста открытия новых магазинов, так и с учетом финансовых возможностей.
4. Наибольшую динамику в сфере розничной торговли показывают компании, торгующие бытовой электроникой и одеждой среднеценового сегмента. Это связано прежде всего с повышением уровня жизни населения. Из-за роста предпочтений потребителей к качественным товарам за достойную плату большинство продаваемых товаров приходится не на низкий, а на среднеценовой сегмент.
5. На наш взгляд, в 2008 г. сохранятся основные тенденции развития отрасли (замедление темпов открытия новых магазинов, рост стоимости заемного капитала, аренда помещений и пр.). Следует также учитывать, что зачастую в регионах, которые стремятся осваивать крупные операторы, преобладающее положение занимает система продаж продукции розничного сектора через "рынок". Также дополнительным сдерживающим моментом роста является низкий уровень сервиса. Однако приход на российский рынок крупных мировых ритейлеров Wal-Mart, Tesco и др. с целью реализации самостоятельных проектов либо участия в капитале и управлении крупными отечественными сетями, возможно, придаст новый стимул росту сектора.
Сергей Фильченков аналитик ИК "Финам".
1. В целом 2007 г. был достаточно удачным для ритейлеров. Сохранение темпов роста рынка в среднем на уровне 30-40%, рост доходов населения и, соответственно, потребительских расходов, экспансия в регионы, а также расширение формата отдельных сетей свидетельствуют о сохранении привлекательности сектора.
2. Выход крупных западных операторов сетевой розницы ужесточит конкуренцию на рынке. Тем не менее российские компании в полной мере конкурентоспособны и вряд ли потеряют значительную долю рынка с выходом на него западных ритейлеров. Однако в крупных регионах конкуренция в настоящий момент уже находится на достаточно высоком уровне. Кроме того, доля сетевой розницы в объеме розничной торговли (топ-10 компаний составляет не более 15% рынка) существенно уступает уровню таковой в европейских странах, сохраняя высокий потенциал для расширения деятельности сетей и большего их проникновения на региональные рынки, где российские игроки уже имеют значительный опыт ведения бизнеса.
3. С учетом высоких темпов роста выручки, а также значительного расширения регионального присутствия, которое нередко является некой точкой роста для операторов розничной торговли, можно утверждать, что российские компании характеризуются высокой инвестиционной привлекательностью. Среди перспективных операторов ритейла мы отмечаем розничную сеть "Магнит", X5 Retail Group и "Дикси".
4. Наиболее активными темпами на рынке развивается формат гипермаркетов и дискаунтеров.
5. Мы полагаем, что темпы роста отрасли будут находиться на достаточно высоком уровне. Значительные темпы роста выручки будут демонстрировать и игроки, хорошо представленные в регионах в перспективных форматах - гипермаркета и дискаунтера. Мы не исключаем приход на рынок продуктовой розницы крупных западных операторов уже в 2008 г., что будет осуществлено, вероятнее всего, путем покупки крупных игроков российской розницы.
Александр Баранов генеральный директор УК "Норд-Капитал".
1. Год 2007-й для компаний отрасли сложился весьма удачно. Финансовые показатели многих компаний данного сектора, акции которых котируются в РТС и на ММВБ, оказались существенно лучше средних результатов российских корпораций. Индекс РТС - потребительские товары и розничная торговля (RTScr) - вырос в 2007 г. на 31,7%, в то время как рост РТС составил только 19,2%.
2. В целом российские компании потребительского сектора и не думают терять своей доли на рынке. В отдельных подсекторах, например пищевой промышленности, конкуренция со стороны иностранных компаний минимальная.
3. Российские ритейловые компании, безусловно, привлекательны для инвестиционного капитала. Среди инвестиций в этот сектор российской экономики значительную долю составляют прямые инвестиции. Такие вложения не являются публичными и носят точечный характер. В то же время данный сектор представляет интерес и для портфельных инвесторов.
4. Развитие компаний отрасли с точки зрения общей экономической статистики и с позиций инвестора - не одно и то же. Сегодня можно говорить об интересе инвесторов к пищевой промышленности (АО "ПАВА", АО "Лебедянский") и розничным торговым сетям (АО "Магнит"). Вообще-то данный сектор российской экономики очень велик, а публичных компаний, акции которых обращаются на биржах, немного, поэтому надо оставлять место и для новых инвестиционных идей.
5. В 2008 г. темпы роста отрасли будут выше темпов роста российского ВВП. Компании отрасли в целом продемонстрируют опережающий рост финансовых показателей, и на фондовом рынке появится больше публичных компаний из данного сектора. В то же время на отечественный рынок акций ритейловых компаний могут негативно повлиять внешние факторы: так называемый ипотечный кризис в США затронул смежные секторы американской экономки, в том числе сектор потребительского кредитования.
rcb.ru