С Именем Аллаха, Милостивого ко всем на Этом Свете и лишь к уверовавшим на Том.
Хвала Аллаху - Господу миров. Милость и благословение лучшему из творений и самому благородному из посланников - Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.
Мы начинаем цикл уроков о причинах разобщенности мусульман и отсутствия любви между братьями и сестрами по вере.
«Это Аллах так соединил их сердца любовью к тебе после разногласий и вражды, что они предались тебе, жертвуя своей жизнью и отдавая своё имущество за победу твоей (о Мухаммад!) веры. Если бы ты истратил всё то, что есть на земле из имущества, чтобы соединить их сердца, ты бы не смог этого сделать. Поистине, сердца людей в руках Аллаха, и Аллах скрепил их воедино Своим руководством к вере, любви и братству. Аллах Всевышний силён и велик. Он мудр, и распоряжается делами людей так, чтобы они шли им только на пользу» (сура Анфаль, аят 63).
Поистине, сплоченность мусульманам дает лишь Аллах, в зависимости от их деяний и отношения к религии.
Если мы хотим узнать, какая сплоченность у мусульман Дагестана, мы должны посмотреть, есть ли у них любовь друг к другу и теплые отношения.
«Держитесь все вместе за религию Аллаха и не разделяйтесь» (сура Али Имран, 103 аят)
То есть вы будьте теми, кто держится за религию Аллаха, кем бы вы ни были - руководителем или подчиненным, богатым или бедным, знаменитым или неизвестными - все вы будьте теми, кто объединился вокруг Ислама и не отделяйтесь от Истинного пути.
(Продолжение суры)
«Помните милость Аллаха к вам: ведь до Ислама вы были врагами друг другу».
Племена Аус и Хазрадж до переселения Пророка, из Мекки в Медину воевали между собой в течение 120 лет, как рассказывают об этом историки. Ауситы были в союзе с одной группой иудеев, хазраджиты - с другой.
Всевышний говорит про них:
«Появление среди них Пророка, призыв их к Исламу, их объединение и хорошие отношение к мухаджирам, это все для вас милость Аллаха, которая соединила вас и вы стали братьями в Религии, благодаря Исламской религии, и вы по Его Милости стали братьями, любящими друг друга». (Сура Имран, 103 аят)
Самым красивым веком в Исламе считается век сподвижников: время самых высоких и строгих нравов, время Праведных Халифов. Красота, справедливость и единство воцарилось среди мусульман из-за рвения в религии.
Мы должны знать, что, поистине, ко всем нам относится аят из Корана:
«Держитесь все вместе за религию Аллаха [будь то бедный или богатый]»
Далее разъясняется, что мы не получим единства, кроме как в Исламе, и ничто, кроме Ислама, братьями нас не сделает.
Посмотрите, как в арабских странах обстоят дела с религией, мы учились и бывали там, поэтому знаем об этом, и вы, наверное, знаете. В арабских странах религия стоит на третьем месте. На первом месте там законы Франции, на втором месте - законы Египта и только третье место отводится хукмам Шариата. Например, в Сирии, на исламские законы опираются только в ахвалу-шахсия, т.е вопросы, связанные с женитьбой и т.д. Если мы считаем Ислам третьим сортом, даст ли нам Аллах любовь друг к другу, как у сахабов, которые Ислам ставили на высшую ступень? Мы ставим Ислам на третью или еще более низкую степень и гордимся такими людьми, как «воры в законе», которым по Исламу надо отрезать руки. Кто-то говорит, «тот вор в законе родом из моего района», другой говорит, «нет, он из моего района», гордясь этим.
С таким понятием о религии будет ли нам высокая степень и любовь от Всевышнего?
«Поистине, верующие в Аллаха и в Его посланника - братья. Вера объединила их сердца». (Сура Худжурат, аят 10)
Невозможно, чтобы верующие не были друг другу братьями. Это значит, что если не будет мусульман, которые держатся за религию Аллаха, то люди будут врагами друг для друга, будет ненависть между ними. Это и есть причина того, что мы погрязли в грехах и к нам приходит все больше и больше бед и смут.
Мы должны знать, отчего эти беды к нам пришли и от чего приходят до сих пор.
На вопрос, что стало причиной того, что Халиф Умар, разыяЛлаху анху, стал шахидом, есть ответ: он ни одного совершеннолетнего мушрика не оставлял в Медине. Но однажды к нему пришло письмо Мугиры ибн Шу’ба, наместника халифа в Куфе, который просил позволить поселиться в Медине его слуге. Когда Халиф Умар, разыяЛлаху анху, узнал, что этот слуга очень умелый в мирских делах, он пустил его в Медину. В итоге этот умелый раб Абу Лу`Лу - так его звали - и убил халифа.
Раздор, фитна среди самих мусульман началась с убийством Халифа Усмана, разыяЛлаху анху.
Что стало причиной смерти Халифа Усмана, разыяЛлаху анху? Усман подпустил к себе своего двоюродного брата Марвана, - а он был не из числа сахабов. Однажды к Халифу Усману в Медину пришли люди, жалуясь на Ибн Аби Сарха, наместника Усмана в Египте. Халиф Усман, разыяЛлаху анху, написал ему письмо, чтоб он шел по истинному пути, но Ибн Аби Сарх не послушав Халифа Усмана, продолжал притеснять людей. Люди снова пришли к Усману и он, посоветовавшись с мухаджирами и ансарами: Али, Айшей, Зубайром ибну ‘Авамом, разыяЛлаху анхум аджмаин, отправил в качестве наместника в Египет Мухаммада ибн Аби Бакра, разыяЛлаху анху, с сахабами из мухаджиров и ансаров.
На второй день по дороге в Египет асхабы увидели молодого человека на верблюде. Он ехал очень быстро, и лицо было закрыто. У них возникло подозрение и, поймав этого человека, они обнаружили, что это - слуга Усмана и верблюд тоже принадлежит Усману. Они также обнаружили у него письмо с печатью Усмана, где говорилось следующее: «Сына Абу Бакра Мухаммада и всех его сопровождающих, когда они прибудут в Египет, окружите и убейте. Не пускайте людей с жалобами в Медину».
Об этом пишут шейхи тариката, в частности, устаз Саид-афанди пишет об этом в "Кисасуль Анбия":
"Оказалось, что это письмо было написано от имени Усмана, амиру Египта. Услышав содержание этого письма, сподвижники Расула, солляллаху аляйхи васаллям, потеряли покой, разгневавшись на Усмана. В том письме было написано, чтобы Мухаммаду ибн Абу Бакру не дали стать амиром Египта. Было велено уничтожить письмо о его назначении амиром и убить его вместе с сопровождающими". (том 2, стр. 347).
Сахабы показали это письмо Халифу Усману и он поклялся, что не знает про это. И на самом деле он не знал ничего. И когда сахабы внимательно посмотрели на почерк, которым написано на бумаге, увидели, что почерк не Усмана, разыЛлаху анху, а почерк его двоюродного брата Марвана ибн Хакама. Они стали требовать выдачи Марвана для вынесения решения, но Усман, боясь, что за этим последует еще большая фитна, не выдал его. Некоторые из-за обиды на Усмана-асхаба за то, что он отказался выдавать Марвана, окружили его дом. В этот момент появились бунтовщики, которые решили в этой смуте убить Усмана-асхаба.
Передают, что среди этих людей оказался и сын Абу Бакра Мухаммад, будучи разгневанным. Когда он схватил бороду Усмана, разыяЛлаху анху, халиф сказал ему: «Это борода, которую при жизни уважал твой отец». Сын Абу Бакра Мухаммад, разыяЛлаху анхум аджмаин, пришел в себя и убежал, оставив Усмана. А убили его бунтовщики.
Поистине, все это случилось из-за власти, всем руководил Марван, который тихо сидел рядом с Усманом, разыяЛлаху анху, и причиной этой всей смуты стала хитрость и коварство Марвана. Халиф Усман, разыяЛлаху анху, поклялся, что он не знает об этом заговоре ничего. Он и вправду не знал. В этой ситуации, Марван бин Хакам воспользовался добрым нравом и мягкостью Халиф Усмана.
Халиф Усман, разыяЛлаху анху, не знал о заговоре, разве он мог приказать, чтобы убили сына самого дорогого из асхабов Абу бакра?
Усман, разыяЛлаху анху, будучи человеком, которого стеснялись даже ангелы на небе, никогда такого бы не сделал
Айша, разыяЛлаху анха, передает хадис:
Когда Пророк, солляЛлаху аляйхи васаллям, был со мной, у него была открыта часть голени, когда пришел мой отец Абу бакр, разыяллаху анху, Пророк ее не спрятал, пришел Умар, разыяллаху анху, Пророк ее не спрятал, когда Усман, разыяллаху анху, зашел он ее спрятал.
Я спросила его «О, Посланник Аллаха, когда зашел мой отец Абу Бакр, ты не скрыл ее, когда зашел Халиф Умар, не скрыл, когда зашел Усман, ты скрыл. В чем мудрость этого?» Пророк, солляЛлаху аляйхи васаллям, сказал «Как я не постесняюсь этого человека, если даже ангелы на небе его стесняются?».
Пророк, солляЛлаху аляйхи васаллям, завещал нам: «После моей смерти вы увидите разделение, вы держитесь за путь сподвижников».
Посмотрите и на сегодняшний день: сколько интриг, хитрости мы находим рядом с хорошими людьми. Это становится причиной разделения мусульман и появления вражды между ними.
Поистине, мы тоже должны укреплять единство Мусульман, а вместо этого мы поддаемся на интриги.
Сегодня многие ссылаются на то, что праведные люди знают многое, имея в виду, что они знают нечто скрытое, в то время мы сами не следуем за этими праведниками и создаем вокруг них возню, продвигая вперед грязную политику. Когда мы делаем такое, нас неизбежно постигнет еще большая смута, чем та, что случилась из-за Марвана. Именно об этом пишет тарикатский шейх в своих байтах:
Услышав содержание этого письма, сподвижники Расула, солляллаху аляйхи васаллям, потеряли покой, разгневавшись на Усмана.
Как же мы можем думать, что застрахованы от такого, если это случилось в истории с лучшими из людей? Мы должны приложить все усилия, чтоб быть примером чистоты.
Итак, первая смута, открывшая врата раздора и разделения среди мусульман - это убийство Умара, разыяЛлаху анху. Вторая смута - это то, что было после убийства Усмана, разыяЛлаху анху, который умер шахидом, прикрыв Марвана, стремясь защитить мусульман от фитны и раздора. Это все дела, связанные с властью. Поэтому Пророк, солляЛлаху аляйхи васаллям, сказал, что халифат будет длиться тридцать лет, потом будет борьба за власть и каждый человек будет хвататься за нее и рвать ее друг у друга.
Об этом говорится в хадисе, который приводится в «Фатхуль Бари» имама Ибн Хаджар аль Аскаляни.
Если мы посмотрим историю этого, то убедимся, что так и произошло: тридцать лет был халифат, потом люди стали рвать друг у друга власть, и сейчас, в наше время мы ее вовсе потеряли. Вы посмотрите, сколько было убито аббасидов во времена омейядов! Огромное количество. И сколько омейядов было убито аббасидами из за власти? Сколько были вынуждены скрываться потомки Али, разыяЛлаху анху.
Затем пришел курд Салахуддин аль-Аюби, потом Кутуз и Бейбарс, они правили на земле мусульман, затем монголы топтали земли мусульман, затем власть перешла к туркам, со временем халифата не стало, и власть ушла от арабов. Власть перешла к туркам, которые следили за порядком, но со временем и они расслабились. Они увлеклись удовольствиями и благами этого мира, и их халифат тоже распался.
В итоге мусульмане остались как стадо без пастуха, с которым волки делают все, что хотят.
Саид Нурси, большой ученый конца прошлого века, который жил в Турции, сказал о государстве Османов: «Османы беременны атеизмом, а из Европы придет возрождение Ислама».
И действительно: с приходом Ататюрка на османских землях распространился атеизм, с другой стороны мы видим, что в Европе с каждым годом все больше людей принимает Ислам. В Интернете много статей об этом, например, говорится, что если Ислам будет распространяться такими же темпами, то к 2030 году Франция станет мусульманской страной.
Таким образом, халифат превратился для мусульман в ханство, они, разрывая его на куски, отнимали власть друг у друга. Об этом устаз Саид Афанди, куддиса сирруху, пишет такие слова:
Когда халифат сменился ханствами, Люди разделились особенно сильно. Нет пользы для стада во множестве пастухов - Испортили народ неправедные ханы.
И тогда пошло поехало: каждый захотел подержать в руках сосуд с властью. В истории мусульман даже есть время, когда к власти пришла женщина.
Когда все стали стремиться к власти, мы стали свидетелями раздоров и разделения. А потом у врагов ислама появилось желание завладеть землями и богатствами мусульман: были то крестовые походы, то нашествие монголов и так далее. Аллах время от времени посылал мусульманам праведных правителей, вызволявших Умму из бед. Это Кутуз, Бейбарс, Салахуддин и другие, оставившие большой след в истории ислама.
Когда халифат стал для правителей ханством и деньгами, алимы тоже начали портиться. Мутазилиты переманили некоторых аббасидов на свою сторону, и эти правители начали притеснять великих алимов, они, например, пытали имама Ахмада, некоторых учеников имама аш-Шафии и других алимов. Они начали использовать коварство и шантаж и алимы испортились и стали лицемерным.
Я был в Сирии, когда умер Хафиз Асад. Когда его тело опускали в могилу, некоторые люди в чалмах обнимали его гроб, и один человек делал это с таким рвением, что его чалма упала в могилу, хоть и не было это у него от души. Все просто: власть переходила к сыну Хафиза Асада.
Если бы это было от души, то эти алимы помогли бы обществу, ведь многое нужно исправить в Дамаске, они вели бы людей по истинному пути, чтобы не было такой смуты. Когда халифат для людей стал ханством, ученые, лишенные богобоязненности, начали давать фетвы не соответствующие Ахлю Сунна.
Об этом сказано в тафсире «Рухуль баян». Из написанного в Рухуль баян следует, что в аятах, ниспосланных предыдущим народам, были и сыфаты Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям. Однако среди этих людей нашлись ученые, которые убрали эти тексты из книг, чтобы не потерять свое положение или заработать новое. Они не объяснили истину людям. Также и в Умме пророка Мухаммада, солляллаху аляйхи васаллям, есть ученые, которые, получая выгоду от состоятельных людей, могут скрыть истинные фетвы, заменив их лживыми.
Рассказывают такую историю, что один человек, который был прав в одном споре, пришел к мулле, дал ему топор и сказал: «Вот этим топором, вынеси истинное решение и рассуди нас». Прошел месяц, второй, третий… И хозяин топора спрашивает у муллы: «Что стало с твоим решением?» Мулла посмотрел на него и ответил: «На твой топор нагадила корова твоего противника». То есть, тот человек, подарил мулле корову и он принял решение в пользу последнего.
Поистине Всевышний взял с алимов обещание, что они будут доносить Истину до людей. Поэтому сказал Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям: «Самое лучшее из Джихада - это истинное слово в лицо несправедливому правителю». («Фатхуль Бари») Это самое ценное из джихада.
Не надо уподобляться псу, который живет у правителя и ест то, что он ему бросит, временами лает, но замолкает по его приказу.
В истории есть много полезного для того, чтобы у нас проснулась совесть. Имам Ахмад рассказывает о двух вещах, которые придали ему сил и терпения, когда его вели на наказание.
«Первое. Я увидел у входа в тюрьму пьяного человека. И он сказал мне: «Прояви терпение имам, если они хотят отрубить тебе голову, ты выйдешь из одной двери (мирского) и войдешь в другую дверь (Рай). Также в тюрьме я встретил вора, который сказал: «Много лет они мучают меня, требуя с меня признания в краже. Но я не признаюсь, в то время как я на самом деле украл. Я виновный - и то не признаюсь, почему ты должен в чем-то признаваться, если истина на твоей стороне?». Этот вор мне тоже придал терпения, так же как тот пьяный человек у входа».
Вы посмотрите, вор украл, он виновен, и то не признает свою вину, потому что один раз отказался ее признать. Как же имам Ахмад должен был признать свою вину, если он ни в чем не провинился? А как сейчас поступают люди? Сколько сейчас решений, которые меняются несколько раз за день? Если поставить перед алимом мясо сомнительного происхождения, будет ли он несколько раз в день менять свое решение, говоря, что оно то дозволено, то запретно? Однако в других вопросах так поступают, и это говорит о том, что алимы кривят душой.
В книге «Назмаби» устаз Саид-афанди пишет:
Алимы испортились, потеряна надежда, Вылью на бумагу мысли, облегчу перо. Ученые ослабли, сердце защемило - Прочитаем суру Фатиха за Ислам. Когда братство в Исламе прогнило, Не осталось желания жить. Единство братьев сменилось раздором, Уж лучше умереть - самое время. Тянут свои лапы к запретному - Полон мир таких диких собак. Сколько творений Аллаха, Что идут туда, где лучше корм.
Поистине, это и есть наше время. Эти строки шейх Саид Афанди, куддиса сирруху, написал в своей книге «Назмаби», более 10 лет назад.
Сегодня у мусульман появилось много течений из-за лицемерия в обществе. А из-за чего это лицемерие? Из-за власти!
Из-за власти отравили внука Пророка, солляллаху аляйхи васаллям, Хасана, которого вырастил сам Пророк, солляллаху аляйхи васаллям. Его брату Хусейну отрубили голову - опять же из-за власти.
Сейчас, когда прошло 14 веков после этого, разве люди будут просто так отравлять друг друга? Поэтому не нужно удивляться, что сегодня взрывают, ведут гнилую политику и живут хитростью и коварством.
Халиф Али, разыяллаху анху, говорил:
«В наше время не стоит удивляться бедам и напастям, а стоит удивляться, что люди ходят живые и здоровые».
Это говорил Халиф Али, разыяллаху анху, о своем времени - что же тогда сказать о нашем времени?
Все это лицемерие - из-за власти. Во время выборов, сколько люди распространяют лжи и обмана? А ложь - это то, что больше всего порицается в мусульманине.
Сколько ученых ссорилось из-за названий. После развала Советского Союза, много было споров из-за званий, даже среди ученых.
Один назвал свое медресе институтом, другой - университетом, хотя, на самом деле ни институт, ни университет не соответствуют своим названиям.
Сколько должно учиться студентов в институте, университете? Сколько профессоров, докторов, преподавателей должно быть? Несмотря на все эти стандарты, люди начали спорить друг с другом из-за подобных названий. И все дошло до такой степени, что устазам пришлось вмешиваться в эти споры, что бы примирить стороны.
В некоторых средних школах учится 100-200 человек, это школа какой-нибудь сельской местности высоко в горах. А у нас медресе с таким же количеством учащихся называют институтами и университетами. Это хорошо иллюстрирует то, что мы стали рабами названий. Это - невежество, которое распространилось среди нас.
С тех пор, как дали свободу религии, люди мирского стали бороться за власть и имущество, захватывать заводы, фабрики - все, что могли себе отхватить. Некоторые люди религии также начали сеять смуту, гонясь за названиями и именами, подобно спору про институт-университет.
Невежество в Дагестане стало причиной того, что сейчас мы разделены на группки по интересам. Мы не должны оценивать Дагестан по местам верующих людей, будь то мечети или другое, мы не должны оценивать весь край по какой-то отдельной группе людей. Что бы оценить дагестанский народ мы должны посетить столицу Дагестана Махачкалу.
Ведь со столицы все распространяется во все стороны, что бы это ни было. Будь это мода, разврат, воровство и др. Столица - это центр всего, ведь не зря во время войны противники стремятся в первую очередь захватить столицу врага. Надо встать в центре города, постоять там полчаса или час, наблюдая за людьми, и мы сможем определить общий уровень дагестанцев.
Мы можем пойти на вокзалы, аэропорты, рынки и, понаблюдав за людьми и их делами, понять, какие мы на самом деле, какое у нас поведение и какой уровень развития. И тогда мы сможем дать себе правильную оценку. Это то, что нам сегодня необходимо.
Спросили одного из шейхов тариката: «Что мешает дагестанцам объединиться?». Он ответил: «Невежество». В большинство случаев разделение и смута бывает в тех местах, где есть деньги и власть. В этих местах бывает и воровство, и различные невежественные «понятия», вроде тех, что «о вкусах не спорят», которые придумали глупые люди, бывает больше всего лицемерия.
Мы не найдем никаких глупых «понятий» среди бедного сельского населения. Также мы не найдем среди них никаких особых «вкусов». Мы не найдем среди них лицемерия, потому что лицемерие бывает там, где есть деньги и власть. Там, где есть фрукты, там бывают и черви. Так же, где есть деньги, там бывает и воровство. Так мы стали теми людьми, для которых авторитетами стали воры в законе.
Саид Афанди, куддиса сирруху, пишет в «Побуждении внять призыву Корана»: «Лицемеры объединились посредством денег» - они объединились на деньгах, а власть является лестницей, к этим деньгам, поэтому они так и стремятся к власти, как пишет об этом Имам аль-Газали:
Лицемеры объединились посредством денег Вечно голодные они все копят и копят. Люди, которые не ведают, что их ожидает Испортили весь уклад жизни в этом мире.
(«Ихья», 4 том, стр. 340)
Лицемерие, о котором тут говорится, - тот сорняк, который растет на земле власти и денег. Если мы заглянем в историю, то увидим, что лицемеры выходили вместе с Пророком, солляллаху аляйхи васаллям, на газават, если это был малоопасный бой, в котором был шанс захватить много добычи.
Так мусульмане, а особенно дагестанцы, стали похожи на котов, которые собрались в том месте, где развесили сушить мясо. В таком месте мы увидим, что несколько котов в одной стороне едят кишки, в другой - едят желудок, в третьей - печень или еще что-то. Так собираются группки по 2-3 кота, которые по разным сторонам растаскивают то, что смогли урвать, своровать или то, что им кинул хозяин.
Так и мусульмане разделились на группы, подобно этим котам, хотя Аллах нам обещал дать еще больше, чем у нас есть. По какой причине разделились? По причине той же власти, денег и званий. По той же причине, что убили Хасана, Хусейна, убили Халиф Усмана.
Да убережет нас Аллах, чтобы мы были из тех, кто придумывает «понятия». Также пусть убережет нас Аллах, чтобы мы были из тех, кто оставил Коран и Сунну, и последовал за своими страстями.
Сказал имам аль-Бусыри в своих байтах:
Направь ветер своих желаний в сторону довольства Всевышнего. Остерегайся того, чтобы он властвовал над тобой, Пока он властвует над человеком, Он загоняет человека в беды или губит его.
На следующем уроке мы расскажем, если будет на то воля Аллаха, о нашей слабости в религии, несмотря на то множество медресе и мечетей, которое существует в наши дни. Слабость в религии - причина разделения мусульман. Так же как и то, что Ислам часто используется как лозунг, путь к каким-то своим целям: к должности, к званию и т.д. Это - причина смуты. На этом мы завершаем этот урок.