Я уже многократно писал о том, что считаю свою работу консультанта причастной к образованию (например,
http://ailev.livejournal.com/759616.html), а время от времени составляю всякие программы типа программы по традиционной системной инженерии
http://ailev.livejournal.com/739256.html, и даже читаю "просто лекции" типа небольшого введения в системную инженерию
http://ailev.livejournal.com/757223.html).
Повторюсь: в образовании я считаю главным его содержание (чему учить), а не форму (как учить -- хоть знаниевой таблеткой на ночь, хоть в виртуальных мирах, хоть в кэмповерах с методами подъема мотивации использованием блэкджека и шлюх 2.0).
Мой предыдущий "большой список" общих курсов (то есть до "профессионализации") для современного человека был тут (октябрь 2008г., почти два года назад):
http://ailev.livejournal.com/625203.html. С тех пор много много воды утекло, много было переосознано.
Я ориентируюсь в этой программе на 5-6 лет учебной пахоты (любым методом, хоть обучением во сне) full time, не меньше. На выходе, конечно, будет не энциклопедист-
polymath, а что-то другое -- современный неглупый и организованный (внутренне дисциплинированный) человек. Еще раз: профессионализация (специализация) в этом курсе пока не рассматривается, это только общие знания.
Опыт указывать литературу/авторов в качестве указания на содержание знаний (как минимум, указание на какую-то школу) мне очень понравился, поэтому я кое-где даю ссылки на литературу. В принципе, можно было бы сделать второй проход по этому тексту, прописав "обязательное чтиво" -- это бы и задало объем. Конечно, курс не сводится к чтиву. Предполагается, что будут освоены какие-то навыки применения методов и инструментов, описанных в чтиве.
В основе -- конструктивизм ("понять что-то -- это уметь такое сделать, в том числе отмоделировать") и
конструкционизм ("сделал сам -- покажи другим"), то есть инженерный (а не исследовательский) подход. Причем эта деятельность проходит в коллективе (личное взаимодействие) и в обществе (безличное взаимодействие). Т.е. готовим деятеля, а не университетского ученого. Считаем, что деятель и исследовать может. А вот исследователь деятелем обычно стать не может, подготовки не хватает.
Приведенный вариант -- это самое начало работы, схватывающий основную идею черновик. По форме это, конечно, каталог методов (и в таковую форму его еще нужно будет перевести, сейчас даже заголовки там "не по форме"). Идеал -- когда человек-"выпускник" владеет перечисленными методами в качестве общей части своего верхнего образования.
Поскольку речь идет о методах, то под каждой строчкой подразумевается:
-- описание работчих продуктов (в том числе моделей и используемых языков для их записей)
-- описание практик
-- описание ролей и компетенций
-- описание инструментов (например, софта)
То есть дается не "чистая теория" (только модели), но и инструменты и практики.
Воспитанием этот курс не занимается, но кое-что из методов на эту тему есть. Это может вызвать споры, но пока я пишу это в раздел "безопасность" (самого разного свойства), хотя это и очень спорная точка зрения. Безопасность и защита -- про заповеди ("не делай того, не делай сего") и обеспечение их соблюдения. Поэтому в качестве рабочей гипотезы я беру в качестве более общей рамки более "операционную" безопасность, а не этику/мораль. И сюда же попадает вся "общественная безопасность", защита от насилия одних граждан над другими при помощи или без помощи государства. Тут еще думать и думать.
По сравнению с предыдущими версиями я также отменю прихваченную когда-то от Кена Уилбера классификационную последовательность "я-мы-оно". И сокращаю уровень подробности (предполагается, что каждая строчка -- это как минимум базовый учебник в данной предметной области. Ежели что рискует выпасть за пределы базового учебника, я пытаюсь упомянуть это явно: например, австрийская школа экономики, а не просто "экономика"). Кое-где я делаю пометки [ссылочно], если данные темы могут разбираться подробно в других разделах программы.
Над сбалансированностью уровня изложения каждого пункта пока не задумывался, т.е. можно найти и строчку на 300 часов занятий, и на 30 часов.
Предлагающийся порядок изложения не соответствует порядку изучения, да он и не слишком важен. Хотя опора в этом варианте образования делается на методы мышления с упором на формальные методы -- то есть первые три раздела не случайно первые (без них, например, контрфактуальная аргументация в разделе "безопасность" будет непонятной, ибо "какая такая контрфактуальность?!"). В остальном на этот массив знаний может быть навешано несколько разных классификаторов, выберите себе подходящий.
Сложно с критикой данной программы: критика от тех, кто владеет предлагаемыми методами, безусловно, была бы крайне полезной. Беда в том, что самые громкие критики обычно "не в теме" (в данном случае уместно привести пример с первоклассником, критикующем предлагаемую ему хорошим лицеем программу как "нереально трудную, мало художественных книжек и мороженного").
UPDATE: Некоторые разъяснения по поводу данной Программы добавлены тут:
http://ailev.livejournal.com/855472.html 0. Пререквизит: английский язык.
1. Мышление
1.1. Современная логика: аналитическая школа (critical thinking) -- Андрей Шуман, "Современная логика" (2004г.). Убедительная речь, обоснования (в том числе инженерные
http://ailev.livejournal.com/811715.html), рациональность, контрфактуальность (counterfactuals). Другие логические школы (например, генетически-содержательная логика СМДМ, логики идеалистической философии, пост-аналитической философии).
1.2. Терминология, словари (и соответствующие стандарты).
1.3. Онтология -- теория о бытия ("что есть в мире"). -- [Тест на понимание "некомпьютерной части": одобрить или содержательно критиковать работу Сергея Дацюка --
http://www.uis.kiev.ua/xyz/tv/tv-book.htm]. Компьютерная часть: Handbook on ontologies, second edition (2009). Стандарты, в частности ISO 15926 [тест: типизировать какую-нибудь метамодель/стандарт в ISO 15926]. Simsion, Witt: Data Modeling Essentials (third edition, 2005). Концептуальное моделирование.
1.4. Гносеология (теория познания, исследование разума): методология науки и эпистемология. Герменевтика (смысл и толкования). "Принятие теорий всерьёз".
1.5. Радикальный конструктивизм. Меметика и Dawkins. "Теория всего" Кена Уилбера (восемь групп описаний).
1.6. Системное мышление (systems thinking), системный подход. Системные движения и мыслительные технологии (СМД-методология, ТРИЗ, thinking processes из теории ограничений и т.д.). SWAT by Timothy Johnson, Journey through the systems landscape by Harold Lawson. Системы систем, холоны.
1.7. Теория вероятностей и статистика.
2. Язык. Нотационная инженерия.
2.1. Лингвистика (естественный язык) -- в том числе работы В.А.Тузова ("Компьютерная семантика русского языка"), generative approach и прочие подходы. Важнейшие искусственные языки (
http://conlang.org/, список рассылки
http://listserv.brown.edu/archives/conlang.html). Компьютерная лингвистика, The Handbook of contemporary semantic theory (1997, что-то быстро не нашлось аналогичного по scope и поновее).
2.2. Контент-анализ. Вопросно-ответные системы (IBM Watson) и языковые фреймворки (UIMA и др.).
2.3. Дизайн языков программирования, языков моделирования, языков разметки.
2.4. DSL, языковой дизайн предметно-ориентированного языка.
3. Программирование и моделирование, представление знаний, формальные методы -- в аспекте computer science/даталогии (оперирование байтами безотносительно их смысла).
3.1. Понятие программирования (планирования, исполнения, вычисления). Аппаратура. Компиляторы, интерпретаторы. Семантика и синтаксис.
3.2. Мультипарадигмальное программирование: основные парадигмы и поддерживающие их языки.
3.3. Интерактивное программирование. Исполняющие среды. Language workbenches. Суперкомпиляторы.
3.4. Программирование-в-малом и программирование-в-большом. Параллельное программирование. Коммуникации и интернет.
3.5. Моделирование. Работы группы AtlanMod, Handbook of Dynamic Systems Modeling (2007) -- системная динамика, Modelica и т.д..
3.6. Масштабирование (работы STEP).
3.7. Базы данных и persistance. Семантическая интеграция данных.
3.7. Агентский подход, генетические алгоритмы.
3.8. Использование формальных методов.
4. Праксеология и ситуационная инженерия методов.
4.1. Основы праксеологии (Котарбиньский, Мизес и др.) и других теорий деятельности (СМДМ).
4.2. Методология (СМДМ и другие). Стандартизация, как форма бытования методологии. Моделирование (discovery, "демистификация мастерства") и дизайн методов.
4.3. Ситуационная инженерия методов (
http://www.jucs.org/jucs_16_3/situational_method_engineering_state/jucs_16_03_0424_0478_henderson.pdf). Стандарты описания методологий разработки (практик и жизненных циклов). Расширения ISO 24744. Каталоги методов (OPFRO). SEMAT. Различия между проектными, процессными и практическими описаниями деятельности. Уровни зрелости деятельности.
4.4. Языки паттернов.
4.5. Организационные нормы (business rules).
5. Что делать: развитие.
5.1. Философия развития. S-кривые развития.
5.3. [ссылочно] Предпринимательство. "Дилемма инноватора" по Кристенсен.
5.2. Сингулярность и Человечество+
5.4. Управление развитием: себя, соседа, фирмы, отрасли, общества. Координация развития (форсайты, роадмэпы, промышленная политика). [ссылочно: стратегирование, безопасность -- австрийская школа экономики]
6. Что не делать: безопасность и экология.
6.1 Научные школы в гуманитарных дисциплинах. Методологический индивидуализм и коллективизм. Отличия научных школ от политических философий. Книжки издательств ИРИСЭН, СОЦИУМ в ассортименте.
6.2. Этика. Мораль. Ненасилие и справедливость. Право. Праксеология и право: австрийская правоведческая школа (Kinsella).
6.3. Государство. Страховая концепция государства.
6.4 Праксеология и экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ.
6.5. Инженерия общества, управление развитием общества (в т.ч. промышленная политика).
6.6. Инженерная онтология безопасности и защиты (по Donald Firesmith).
6.7. Техническое регулирование. Моделирование целей заинтересованных сторон и правовых конструкций (NOMOS).
7. Инженерия психики [OpenMeta] и тела.
7.1. Активное сознание (психонетика).
7.2. НЛП и его современные последователи (типа clear speak, metapractice и т.д.).
7.3. Интегральная психология (в т.ч. организация религиозного опыта).
7.4. "Двигательный процессор" (модель тайцзи).
7.5. Внешняя перспектива (инженерия для психики): презентация -- см.
http://kapterev.livejournal.com/696992.html, дидактика (instructional design), актерское мастерство, коммуникативные практики, user experience design и HCI. Коучинг. Поток (Чиксентмихай) и его обеспечение.
7.6. Экзокортекс и его организация. GTD.
8. Системная и программная инженерия.
8.1. Введение в системную инженерию. Введение в программную инженерию (как часть системной инженерии!). Различия между системным инженером и менеджером проекта.
8.2. Виды жизненного цикла (agile против водопада, ICM, OPEN/Metis и т.д.)
8.3. Моделеориентированная инженерия требований.
8.4. Моделеориентированная инженерия системной архитектуры и методы проектирования (generative design).
8.5. Валидация и верификация
8.6. Управление конфигурацией и кодирование, вынос в реальность. Управление версиями.
8.6. Порождающее производство.
8.7. Эксплуатация и ремонт "по состоянию". OpenO&M.
8.8. DevOps (как в программной, так и в железно-системной сфере).
8.9. Systems family engineering, product line и прочий переход от единичного производства
8.10. Системная инженерия технической платформы
9. Инженерия организаций [PraxOS,
http://community.livejournal.com/praxos/7722.html с дополнениями, после "/" названия практик по ISO 15288]
9.1. Стратегирование, цели, KPI / описание ЖЦ
9.2. Управление проектами и управление портфелем, в том числе планирование (Handbook of Scheduling, 2004), СС, LastPlanner, beyond budgeting -- включая управление цепочками поставок и логистику / управление проектами и управление портфелем
9.3. Управленческий учет (throughput accounting), бухучет (пост мортем) / измерения
9.4. Мегамодель организации (оргмодель, enterprise architecture -- группы описаний) / управление информацией
9.5. Архитектура сервисов, ответственностей, полномочий (включая архитектуру IT-систем и оргструктуру. Конфликты интересов. Модель мотиваций. Заинтересованные стороны и их цели). SOA, DEMO (включая теорию communicative actions) / управление инфраструктурой
9.6 Инициирование и проведение организационных изменений (мероприятия активного типа, team building и т.д.). Цикл непрерывных улучшений, методы Six Sigma и прочие из этой серии (и их связь с TOC). / управление инфраструктурой и управление персоналом
9.7. Управление данными. Качество данных. Мастер-данные. Промышленные каталоги. Учет/регистрация, handover. Датацентрика против документоцентрики. Электронная подпись. / управление инфраструктурой
9.8. Сообщества (community of practice). Управление tacit knowledge.
9.9. Управление талантами (компетенциями). / управление персоналом
9.10. Методы групповой коммуникации (групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, коучинг, консалтинг, игровые техники).
10. Культура и искусство.
Не смотрите телевизор из соображений гигиены. Не читайте top 10 из книжных рейтингов, нарветесь на женские детективы. Читайте ЖЖ, вам про современную культуру все расскажут и даже покажут, на каких торрент-серверах ее брать.