Итак, мы опять вернулись к началу. На этапе
наивного реализма мы зафиксировали "внешние" рамки философии. А с чего начинается философия по смыслу? Что даст нам феноменология философии? Что общего у философа античности с философом нового времени? Что объединяет язычника Платона и атеиста Маркса?
Однажды я уже писал в "Правилах приличия" о том, что "философ должен быть логичным и последовательным". Но что значит быть логичным? И почему это обязательно для философа? Впервые мы должны сказать о философии что-то такое, что не будет уже таким наивным, как раньше, - это будет уже не намек на философию, не образ философии, а само ее существо, сама философия.
Граница.
Каким бы ни был философ, какое бы учение он ни исповедовал, о чем бы он ни говорил, он обязан мыслить ясно. Прозаик будет говорить неясно о многом, поэт - поделится с нами своими чувствами, мистик - приоткроет глубины бытия, музыкант - погрузит нас в мир звуков. И все они будут счастливы в своих интуициях и откровениях. И зачем им знать, откуда это и что это? Никто не отнимет у них это счастье жизненной полноты! Они и высыпали все, и танцуют1*. И лишь философ в своей угрюмой келье обретет свое счастье только тогда, когда разберется во всем до самого конца2*... И первое, что нам предстоит, это прояснить вопрос о ясности - мы уже не можем разбрасываться словами. Каждый шаг теперь должен быть совершенно понятен, определён.
Что значит говорить (или мыслить) ясно? Прежде всего - это провести границу, отделить одно от всего иного. Пока нет различия, нет и ясности. "Если что-нибудь вообще есть, то это значит, что вместе с тем есть и нечто иное" - вот в чем первые слова всякой философии (и, забегая вперёд, заметим - диалектики). Всякое "нечто" всегда дано в окружении "иного". Без этого - абсолютная и неразличимая тьма, и разум бездействует.
Нам могут возразить и сказать: "Но у каждого может быть своя граница! Взять хотя бы любовь? Что она такое? Один проведет одну границу, другой - другую. А кто-то может сказать, что любви вовсе нет. И о какой границе тогда может идти речь?!" Очень хорошо, из этой фразы мы не узнали, что такое любовь. Но зато мы узнали про нечто, которое полностью зависит от переживающего субъекта, и это нечто наш собеседник назвал любовью (почему-то). Другими словами, нельзя что-то произнести или помыслить и при этом ничего не утвердить! Даже если я говорю, что всё относительно, это значит, что сама относительность уже ни от чего не зависит - относительность стала абсолютной для меня и воссела на трон. Похожих примеров можно привести великое множество, вот еще пример: что утверждает фраза "я знаю только то, что ничего не знаю"? Очевидно, что человек, ее сказавший, сомневается во всем, кроме своего существования, - "я" в этой фразе звучит утвердительно. К тому же, это самое "я" - сомневающееся. Но это всё были примеры плохой философии, пустой... А мы попробуем создать более содержательную философию, поэтому вернемся к вопросу о границе.
Проведение границы.
Однажды мы уже проводили границу, когда фиксировали "внешние" рамки философии. Где же теперь её нам провести и как? Возьмём, к примеру, мою настольную лампу. Прежде всего, она - моя, поэтому отличается от всех остальных настольных ламп. Если мы не будем брать меня в расчет, то окажется, что настольная лампа очень сильно отличается от других вещей - она не является велосипедом или столом, или планетой. Наконец, эта лампа - материальна, в отличие от нематериальных вещей - рассказа или математической формулы. Простая, казалось бы, обыденная вещь, стоящая на моем письменном столе, оказывается безумно сложной, со своей историей и совершенно запутанным смыслом. Но не будем отчаиваться, а попробуем взглянуть на наш неудачную попытку "пофилософствовать" еще раз. Мы увидели, что лампа является моей, поэтому отличается от всех других ламп. Другими словами, она ничем не отличалась бы от других ламп, если бы не была моей! Более того, лампа, будучи моей, ничем не отличается от других предметов, если они тоже мои! Ну, то есть, они, конечно же, разные, но разные не потому, что они мои, а по чему-то другому. Стол - мой, велосипед - мой, лампа - моя. Эти разные предметы - мои, и в этом смысле не отличаются друг от друга. В своем стремлении провести границу мы открыли очень интересное свойство: чтобы отграничить какой-то предмет от всего остального, нам необходима поляна, на которой это различие осуществляется, некий фон, который будет общим как для нашего предмета, так и для всего остального, от чего он отличается. Мы берем все лампы и выделяем среди них ту, которая принадлежит мне. Мы берем все мои предметы и выделяем среди них лампу, или стол, или велосипед. В противопоставлении одного другому мы вынуждены подняться на уровень выше и взять то, на чем проводится граница. Сначала лампа должна быть просто лампой, а потом уже она будет моей или чьей-то. Но все лампы тоже являются чем-то конкретным и отличаются от не ламп. Продолжим наше восхождение? Скажем так: берем все материальные вещи и выделяем среди них лампы. Но всё материальное тоже должно отличаться от чего-то, что уже не будет материальным. Помните, на
первой ступени мы открыли интересную вещь - всё вокруг нас и мы сами меняемся, но сам смысл об изменении уже неизменен? Мы опять пришли к тому же самому - материальное должно отличаться от нематериального! Правда, нам по-прежнему неизвестно, что такое материальное и нематериальное, - мы пока еще опираемся на интуицию: лампа - материальна, об этом знаю не только я, но и кот, который в холодные вечера приходит лежать под ней и греть свои бока (и мешает мне писать эту статью). А вот идея лампы его не греет...
Итак, материальное отличается от нематериального, и снова должен быть фон, их объединяющий. Что же это будет такое? Что общего у материального и идеального? Идеальное и материальное - объединяются бытием, они - существуют, они как-то есть!
Вот так с философами всегда! Начнешь с ними говорить о простой лампе, а они заведут тебя на проблемы бытия. Скучно, девушки...
Продолжение следует... ------------------------------------------------------------------------------------
1* Аллюзия на слова из монолога М.М.Жванецкого "Помолодеть": "И праздник не по календарю, а по настроению. Когда весна или, наоборот, красивая зимняя ночь, мы и высыпали все, и танцуем...".
2* "Философ" для нас пока еще ничем не отличается от любого другого "ученого".