предыдущий пост Разумеется, ночью опять пошел дождь, но звук капель, барабанящих по палатке, теперь действовал вполне умиротворяюще - ветер был очень даже умеренный. Я решил утром не торопиться, поскольку прекрасно понимал, что та дистанция ровно в 33 километра, от моей ночевки возле озера Суормус-Ярви до брода в окрестностях Печенги, вполне преодолима даже в самую плохую погоду - многолетний опыт начинал сказываться!
Более того - меня даже не слишком напрягала "перспективка" опять попасть "на прилив", поскольку имеющиеся запасы провианта и согревающего волшебного напитка позволяли мне вполне комфортно переночевать на восточной стороне брода. Ну а вечером перед сном я занимался тем, что в экспедиционном журнале проставлял даты и дни недели - все-таки сбился с календаря!
Предстоящая дорога мною уже была пройдена и туда, и обратно, и знакома чуть ли не наизусть - даже и карта не нужна! Но - вот она, карта. Основная и самая трудная часть пути этого дня - от точки "ночлег" до точки "брод". А дальше - будет проще.
Я не стал торопиться и дождался, пока палатка моя высохнет после ночного дождя, аккуратно все свернул и упаковал в рюкзак. Погода утром явно налаживалась, хоть и тучи бежали над головой, и ветер встречный дул, но что-то мне говорило, что дождя сегодня не предвидится. Ну а велосипед мой на ночь был поставлен вертикально, с колесом, зажатым между двух камней - чтоб дождь не заливал подшипники. Может, и излишняя предосторожность, но, как говорится, бережёного Бог бережет...
Надо сказать, что дорога там довольно неплохая, вполне проезжая, за исключением, может быть, только тяжелых подъемов и нескольких сильно размытых участков. Мне лично, после
прошлогодней дороги в Дальние Зеленцы, она кажется просто реальным хайвеем. Правда, довольно извилистым - дорога крутится по витиеватой линии между склонами сопок и берегами озер.
Для немцев дорога эта, несомненно, являлась архиважной для успеха боевых действий Вермахта в Арктике, и они всерьез собирались ее охранять и защищать. На всех господствующих высотах у них оборудованы огневые точки, и прорваться к ней, казалось, было совершенно нереально. Но это не спасло немцев. И дело даже не только в том, что финны, став в 1944 году союзником СССР, ударили немцам в спину, сколько в том, что сама идея охраняемой таким вот образом рокадной дороги в тогдашних условиях уже превратилась в анахронизм. Сейчас, спустя почти 80 лет, немецкие укрепления на ней смотрятся столь же нелепо, как и, например,
доты "Новопсковского Укрепрайона". Новое время диктовало новую тактику, основанную на активных действиях мобильных подразделений. А огромные груды камней - просто удобная мишень для авиации и дальнобойной артиллерии.
Уже давно всем известно, что немцы, отступая в 1944 году, топили оружие и боеприпасы в многочисленных озерах тех мест. В воде все это очень даже неплохо сохранялось, вплоть до тех времен, когда территория эта была открыта для посещения всеми желающими в конце 80-х годов. Тогда, надо думать, "черные копатели" поимели весьма неплохие "уловы" в озерах. Да и я сам, хоть и попал туда уже в "новейшие" времена, тоже немного приобщился к этой "теме".
Вот, кстати, совершенно целый артиллерийский снаряд. Он даже не был выстрелен - судя по отсутствию следов нарезов на медных ободках.
Как и в 2015 году, ехать мешал сильный встречный ветер. Не буквально "встречный" - поскольку дорога крутилась вокруг озер и сопок, то ветер все время менялся - но он всегда оставался, как говорили моряки парусных времен, "крутой бейдевинд", постоянно меняющий галсы с правого на левый и обратно. И если еще в ложбинах как-то и удавалось ехать, то на вершинах часто приходилось тупо идти пешком.
Вскоре я поднялся на знакомую вершинку, где-то вон там, впереди, должен стоять сейд. Довольно большой, метра два в поперечнике.
Я запомнил его еще с 2015 года. Тогда, правда, дождь помешал мне сделать хорошую фотографию. Но вот сейчас - все видно. Сейд на языке саами - жилище духа. Особенно часто духи поселялись вот в таких огромных глыбах, непременно стоящих на трех небольших камнях-ножках. Почем именно на трех - легко растолковать, вспомнив школьный курс геометрии, а вот происхождение самих этих конструкций до сих пор до конца не объяснено. Ну - будем считать, что там и правда живет некий дух!
А погода, кажется, начала проясняться. Я местами даже не узнавал уже знакомую тундру - там все меняется в зависимости от освещения, даже краски меняются от темно-коричневых до ярко-золотых в зависимости от наличия того или иного типа облачности. А тут, как видно, одновременно присутствовали и стратосферные перистые облака, и кучевые, и слоистые - все сразу!
Еще там удивляет обилие "верховых" озер. Я уже как-то писал, что
Roger Dean, мне думается, черпал вдохновение для своих работ где-то в тех краях, возможно - в паре десятков километров западнее, в Норвегии. Ну - там все то же самое. Еще заметьте, как ветер раздувает изрядные волны даже на столь крохотном озерке! Там высоко...
Через пару часов я добрался до разрушенного моста - того самого места, до которого пару-тройку километров меня в 2015 году подвез тогдашний мой ангел-хранитель, уголовник-рецидивист по имени Виктор. Где-то он сейчас, дай Бог ему здоровья и удачи! А еще я помню, как в следующем, 2016 году, двигаясь в противоположном направлении, с запада на восток,
карабкался с груженым велосипедом по мокрым камням из брода под мостом обратно на дорогу...
Вот еще один примечательный объект. Как выразился один мой приятель - "орешек, оброненный Одином"...
Ровно посередине пути дорога пересекает большое ущелье, очевидно - тектонический разлом, с обширными выходами красного гранита. Очень красивое и примечательное место, и я не удержался от того, чтобы сделать такую вот "инсталляцию". По моему - она вполне даже удалась!
Дорога из ущелья пойдет круто вверх, и взгляду откроется мой самый любимый вид в этой тундре. Не мог не остановиться, чтобы не полюбоваться - уже в третий раз за последние годы.
Время между тем подошло к обеду, организм требовал свое, но я как-то не рискнул останавливаться - кто его знает, когда там будет отлив и минимальная вода на броде? По графику - около пяти вечера, но я уже однажды поверил графику и чуть не попал в беду. Конечно, в эту поездку я имел при себе все необходимое и мог хоть сутки там простоять, но хотелось бы все же пройти брод через залив пораньше, и я не стал даже отдыхать. Просто сделал на память несколько фотографий.
Однако усталость постепенно начинала сказываться. Подъемы преодолевались все медленнее и медленнее, и возникало стойкое ощущение, что эта тундра вообще никогда не кончится.
Но я, конечно, знал, что тундра вовсе даже не бесконечна. Тем более - места-то хорошо знакомые! Вот в этом озере, как раз вот здесь, я даже купался в 2016 году. Но в этот раз только лишь на минутку остановился водички попить.
А вообще, если честно - мне хочется остаться там навсегда!
Но тут я увидел знакомый артефакт - почти сохранившийся столб немецкой телефонной линии. А это значит, что я уже приблизился к краю тундры. До брода оставалось чуть меньше 10 километров.
следующий пост