О подскоках и упадках

Jan 31, 2025 20:06

Пост "Проблема интеллектуальной стагнации" напомнил, что бо'льшая часть истории науки, в чисто временно'м отношении, это история её стагнации и упадка. С чем бы это могло быть связано? Не предлагая исчерпывающего ответа, отметим некоторые необходимые условия успешного развития науки, не всегда очевидные широким народным массам.

1. Наука должна ( Read more... )

Наука

Leave a comment

Comments 62

roman_rogalyov January 31 2025, 18:14:58 UTC
// чем больше господа учёные будут решать прикладные задачи, тем больше от них будет пользы обществу. ...... обществу польза будет, научное сообщество начнёт сохнуть и чахнуть ( ... )

Reply


nikola_rus January 31 2025, 21:17:08 UTC

... )

Reply


ivanoff272 January 31 2025, 22:25:57 UTC

меня терзают смутные сомненья: у Шпака магнитофон, у посла медальон

если СССР крипто-колония, то зачем колонии наука, особенно фундаментальная? вот есть Бразилия, там

много диких обезян, а науки фундаментальной нет

не поясните?

Reply

alaev February 1 2025, 06:53:15 UTC
Напомним, что по скромному мнению автора этого блога СССР был полноценной криптоколонией 20 лет, с 1917 по 1937 год. Этого слишком мало, чтобы делать масштабные выводы. Кроме того, неплохие научные сообщества существовали в России и до 1917 года, часть людей там выжила и сохранила квалификацию.

При этом период 1917-37 как раз не отличался каким-то особенным расцветом фундаментальной науки. Что-то финансировалось, но не слишком масштабно и широко.

Кроме того, в статусе криптоколонии важную роль играет часть "крипто". Например, если вы хотите, чтобы СССР создал огромные запаса хим.оружия и вытравил им половину Европы, иностранные консультанты там светиться не должны, во избежание ненужных вопросов. Они через особо доверенных лиц могут передать чертежи, технологические карты, общий план действий, но 98% работы должны выполнять местные специалисты. Для этого необходима какая-то квалификация, и высшее образование в стране продолжало в каком-то виде существовать.

По-настоящему бурный расцвет советской науки начался уже в 40-е годы.

Reply

ivanoff272 February 1 2025, 11:49:46 UTC

кстати, в эту логику укладывается то, что Сталин (1) запретил выезд Капицы в Англию (2) позволили Капице основать ФизТех

Reply

alaev February 1 2025, 12:05:50 UTC
Да, любопытная история. Смотрится, как будто англичане насильно загнали Капицу в СССР, явно против его воли, изображая это как "каприз тирана". Типа, беда с этим Сталиным, ничего не можем с ним поделать, вы уж поработайте в СССР, куда деваться. Капица поработал.

Reply


fat_pers February 1 2025, 05:13:44 UTC
Не совсем понятно один маленький вопрос, ну вот 4 пункта воплотили. Господам учёным отлично и они своими мощными мозгами занимаются какой-то возвышенной фигнёй.
А что с прикладной наукой происходит? То есть как развитие фундаментальной скажется на прикладной?
Как в прикладной узнают о каких-то полезных для прикладной достижениях фундаментальщиков

Reply

alaev February 1 2025, 07:52:22 UTC
Я не знаю, имеете ли вы отношение к научному сообществу, насколько подробный ответ вам нужен. Простых ответов тут нет. Давайте отметим, что в пункте 4 аккуратно указано "не должна быть чисто прикладной деятельностью". Так-то прикладные задачи решать не возбраняется.

Если в двух словах, то идеальная схема предполагает периодическое взаимодействие чистой и прикладной науки, обмен информацией между ними. На практике это не всегда выглядит так просто.

Reply

fat_pers February 1 2025, 09:07:25 UTC
Нет, не имею.
Я общий принцип синхронизации не понимаю, кто инициатор.

Вот допустим, современный ИИ это результат работы прикладных исследователей и очень много инженерного труда. Ракетостроение похоже тоже самое.
Я не могу привести пример из фундаментальной области, который имел бы прикладное значение. Даже СТО допустим в спутниках как-то выглядит притянутой за уши, ведь там и ОТО в другую сторону и ещё масса эффектов, то есть весьма вероятно там используется факт, что скорость постоянна, но чуть-чуть другая и это чуть-чуть эмпирически подстраивается.

А Нобелевские премии допустим это то что имеет прикладное значение? Фото эффект например, как прикладники узнали про него или его изначально когда открыли имели в виду практическое применение

Reply

roman_rogalyov February 1 2025, 10:47:28 UTC

//не могу привести пример из фундаментальной области, который имел бы прикладное значение //

Посмотрите мой коммент выше.

Изучение сверхпроводящих свойств слоистых дисульфидов - фундаменталка.

Изобретение литиевой батареи - соответствующая ей прикладуха.

Мобильная связь (производство и совершенствование маленьких аппаратов с компактным источником питания, выполняющих функции приёмного и передающего устройств в сантиметровом-дециметровом диапазоне) - это бизнес, ставший возможным благодаря существованию литиевых батарей.

Подробности см. в нобелевской лекции Уиттингема (2019)

Польза фундаментальных исследований, лежащих в основе мобильной связи, была осознана передовой частью общества ( комитетом по нобелевским премиям) лишь в 2019.

Что-то в консерватории надо менять.

Reply


curiousmole February 1 2025, 06:50:03 UTC
А какое отношение к современной науке имеют средневековые университеты? Ну точно не прямое, на уровне Галилей в Падуе преподавал.
Вот академии да, но это оч специфические учреждения, эдакие всем известные тайные общества.

Reply

alaev February 1 2025, 07:23:58 UTC
- А какое отношение к современной науке имеют средневековые университеты?

То самое, про которое вы и пишете. Внутри них смогли выжить научные сообщества. Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию, и затем уже пожинал (неоднозначные) плоды славы.

Чиновники, которые занимались сбором, подсчётом и распределением налогов, с необходимостью должны были что-то понимать в математике. Фибоначчи, например, жил в Пизе в XIII веке и писал учебники по математике. Не для развлечения же, учебники нужны были для обучения студентов, университета там тогда ещё не было.

Сообщества математиков или философов-схоластов при университетах и были предшественниками современных научных сообществ. Важно, что сложилась традиция рассматривать такие сообщества как нечто нормальное и необходимое.

Reply

curiousmole February 1 2025, 10:45:44 UTC

- Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию

Но... ведь все не так! Галилей, как представитель флорентийской знати, получил протекцию Медичи, что помогло ему сделать академическую карьеру (ни в коем случае не умаляя его личной одаренности и целеустремленности). Роль академического сообщества в этом минимальна - в Падуе кто-то из коллег-профессоров, если не путаю, был к нему приставлен присматривать, чтобы наш умник в политические процессы глубоко не лез (влез, таки). И отец Галилея ровно так же участвовал в классических отношениях патрон-клиент, то есть мы видим древнеримскую, практически, традицию, но никак не чаемые Вами научные сообщества. Академия рысьеглазых - вот научное сообщество Галилея, но, это же чистая клиентела.

Reply

alaev February 1 2025, 12:20:48 UTC
В каком смысле "сделать академическую карьеру"? Думаете, там всё мёдом намазано штоль? Знати в Италии было много, отец Галилея был композитор, так бы Галилей и бренчал на лютне всю жизнь, если бы жизнь сложилась иначе ( ... )

Reply


Leave a comment

Up