Пост
"Проблема интеллектуальной стагнации" напомнил, что бо'льшая часть истории науки, в чисто временно'м отношении, это история её стагнации и упадка. С чем бы это могло быть связано? Не предлагая исчерпывающего ответа, отметим некоторые необходимые условия успешного развития науки, не всегда очевидные широким народным массам.
1. Наука должна
(
Read more... )
Comments 62
Reply
( ... )
Reply
меня терзают смутные сомненья: у Шпака магнитофон, у посла медальон
если СССР крипто-колония, то зачем колонии наука, особенно фундаментальная? вот есть Бразилия, там
много диких обезян, а науки фундаментальной нет
не поясните?
Reply
При этом период 1917-37 как раз не отличался каким-то особенным расцветом фундаментальной науки. Что-то финансировалось, но не слишком масштабно и широко.
Кроме того, в статусе криптоколонии важную роль играет часть "крипто". Например, если вы хотите, чтобы СССР создал огромные запаса хим.оружия и вытравил им половину Европы, иностранные консультанты там светиться не должны, во избежание ненужных вопросов. Они через особо доверенных лиц могут передать чертежи, технологические карты, общий план действий, но 98% работы должны выполнять местные специалисты. Для этого необходима какая-то квалификация, и высшее образование в стране продолжало в каком-то виде существовать.
По-настоящему бурный расцвет советской науки начался уже в 40-е годы.
Reply
кстати, в эту логику укладывается то, что Сталин (1) запретил выезд Капицы в Англию (2) позволили Капице основать ФизТех
Reply
Reply
А что с прикладной наукой происходит? То есть как развитие фундаментальной скажется на прикладной?
Как в прикладной узнают о каких-то полезных для прикладной достижениях фундаментальщиков
Reply
Если в двух словах, то идеальная схема предполагает периодическое взаимодействие чистой и прикладной науки, обмен информацией между ними. На практике это не всегда выглядит так просто.
Reply
Я общий принцип синхронизации не понимаю, кто инициатор.
Вот допустим, современный ИИ это результат работы прикладных исследователей и очень много инженерного труда. Ракетостроение похоже тоже самое.
Я не могу привести пример из фундаментальной области, который имел бы прикладное значение. Даже СТО допустим в спутниках как-то выглядит притянутой за уши, ведь там и ОТО в другую сторону и ещё масса эффектов, то есть весьма вероятно там используется факт, что скорость постоянна, но чуть-чуть другая и это чуть-чуть эмпирически подстраивается.
А Нобелевские премии допустим это то что имеет прикладное значение? Фото эффект например, как прикладники узнали про него или его изначально когда открыли имели в виду практическое применение
Reply
//не могу привести пример из фундаментальной области, который имел бы прикладное значение //
Посмотрите мой коммент выше.
Изучение сверхпроводящих свойств слоистых дисульфидов - фундаменталка.
Изобретение литиевой батареи - соответствующая ей прикладуха.
Мобильная связь (производство и совершенствование маленьких аппаратов с компактным источником питания, выполняющих функции приёмного и передающего устройств в сантиметровом-дециметровом диапазоне) - это бизнес, ставший возможным благодаря существованию литиевых батарей.
Подробности см. в нобелевской лекции Уиттингема (2019)
Польза фундаментальных исследований, лежащих в основе мобильной связи, была осознана передовой частью общества ( комитетом по нобелевским премиям) лишь в 2019.
Что-то в консерватории надо менять.
Reply
Вот академии да, но это оч специфические учреждения, эдакие всем известные тайные общества.
Reply
То самое, про которое вы и пишете. Внутри них смогли выжить научные сообщества. Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию, и затем уже пожинал (неоднозначные) плоды славы.
Чиновники, которые занимались сбором, подсчётом и распределением налогов, с необходимостью должны были что-то понимать в математике. Фибоначчи, например, жил в Пизе в XIII веке и писал учебники по математике. Не для развлечения же, учебники нужны были для обучения студентов, университета там тогда ещё не было.
Сообщества математиков или философов-схоластов при университетах и были предшественниками современных научных сообществ. Важно, что сложилась традиция рассматривать такие сообщества как нечто нормальное и необходимое.
Reply
- Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию
Но... ведь все не так! Галилей, как представитель флорентийской знати, получил протекцию Медичи, что помогло ему сделать академическую карьеру (ни в коем случае не умаляя его личной одаренности и целеустремленности). Роль академического сообщества в этом минимальна - в Падуе кто-то из коллег-профессоров, если не путаю, был к нему приставлен присматривать, чтобы наш умник в политические процессы глубоко не лез (влез, таки). И отец Галилея ровно так же участвовал в классических отношениях патрон-клиент, то есть мы видим древнеримскую, практически, традицию, но никак не чаемые Вами научные сообщества. Академия рысьеглазых - вот научное сообщество Галилея, но, это же чистая клиентела.
Reply
Reply
Leave a comment