*продолжение к "РодинаСлоновЪ и крейсерская война":
1. Эпоха парусов и дерева.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html2. Новая эпоха - железа и пара.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html 3. Эпоха железа и пара - Франция.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html 4. Эпоха железа и пара - Англия.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html5. Немцы и РуссскийЪ ПримерЪ.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182605.html *см. список постов в этой серии
https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html 20. Пора, наконец, повнимательнее поглядеть на Россию, с которой начат этот разговор, и с которой постоянно идет сравнение в каждой части этого разговора.
Почему к ней такое пренебрежительное отношение у меня, и не только у меня? Почему немцы так упорно не признаются в архи-важности для них РусскагоЪ ПримерЪа и трудов РусскихЪ "теоретиковЪ крейсерской войны"?
Ответ без меня очевиден для одних, и строго засекречен для других, сколько ни повторяй, - но все же повторю еще раз.
21. Франция в 17-18 веке и США в 18-19 веке реально добились немалых успехов в крейсерской войне против Англии задолго до того, как о том же всерьез заговорили РусскиеЪ "теоретики". Правда, в итоге противники Англии каждый раз терпели закономерное поражение и прекратили малоосмысленные попытки, - но хотя бы некие реальные шансы не совсем впустую продолжать это дело у них были и потом. В 20 веке по тем же граблям пробежали немцы, в ПМВ и ВМВ, и тоже добились весьма немало, прежде чем потерпели поражение в каждой из опробованных ими стратегий.
Россия же, со своими убогими возможностями, даже шансов не имела, и попытки совершить не смогла. Были несколько раз угрожающие жесты, - но в случае их доведения до дела, если бы на то хватило глупости, плохо было бы не англичанам. На тот момент (как всегда, впрочем) царские корабли были в основном тихоходными, и не всякий торговый корабль могли догнать, как и уйти могли далеко не от всякого противника.
Правда, был у царской России великий плюс: у нее не было хрустальной веранды, чтобы бояться кидать камни в окно соседа. Чужих рейдеров РИ не очень боялась, - за практически наличием отсутствия у нее своего торгового флота.
Еще один капитан-лейтенант (тогда) Н.М. Баранов, позже прославившийся враньём про свою якобы-победу над турецким броненосцем, предшественник Руднева, и получивший за это враньё, как и Руднев, свою гору плюшек, - он же ещё один из РусскихЪ "теоретиков крейсерской войны", - при сравнении возможностей России и Европы видел преимущества первой в почти полном отсутствии русской морской торговли. "Тем самым для России отпадает необходимость защищать ее". Ну да, если у вас нету дома - пожары ему не страшны. (С). А что десятки миллионов рублей золотом в год уходят на необходимость фрахтовать чужие торговые корабли, о том РусскимЪ теоретикамЪ задумываться не обязательно.
Однако, возможность не бояться ответа противников - еще не замена возможности нанести удар самим, если на этот удар силенок нет.
Что было в у России реально?
22. Первый раз готовность к началу крейсерской войны на коммуникациях Англии и Франции Россия решила продемонстрировать в 1863 г.,
когда в Польше была очередная смута и был риск вмешательства иностранных государств, в т.ч. Англии, а одновременно шла Гражданская война в США, в т.ч. на море.
Царский отряд, пышно именуемый "Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки (1863-1864)" демонстрировал моральную ;-) поддержку северянам и держал фигу в кармане англичанам, так же морально ;-) поддерживающим южан. Считается, будто это англичан напугало.))) Хотя напрямую связываться ни с англичанами, ни с французами, ни с южанами царская эскадра, конечно, не стала. Зато ее часть приняла участие в тушении большого пожара в Сан-Франциско. На пожаре и от болезней погибли несколько человек, на обратном пути клипер "Новик" налетел на камни и получил неустранимые повреждения, при этом один матрос погиб и 12 были госпитализированы. Даже без боя потеряли боевой корабль и людей. Но щёки понадували, да.
23. Повторять сей подвиг собрались в 1876, когда напряженность выросла из-за восстания в Болгарии, и позже привела к русско-турецкой войне 1877-78 гг.; и в 1877-78 гг., когда Россию заставили умерить претензии и отказаться от условий Сан-Стефанского мира, пересмотрев их на Берлинском конгрессе. У нас считается, будто англичане каждый раз жуть как боялись царского флота, вроде как готового начать крейсерскую войну на коммуникациях Англии, и царских казаков, вроде как способных добраться до Индии, - где на каждый такой казачий полк англичане имели не менее дивизии.
Посмотрим на эту жуть внимательнее.
Вот состав царского флота, направленного в 1863г. в порты США.
24. Атлантическая группа (база Нью-Йорк): 3 фрегата «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», 2 корвета «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Все чисто деревянные, парусно-винтовые.
Фрегат "А.Невский" - клон более мощного фрегата "Генерал-адмирал", построенного для России в США. 1859/61/63 гг., 50 пушек, 4,56 тыс.т, под парами 12 узлов. В сентябре 1868г. по нелепой ошибке командования вылетел на прибрежную косу в проливе Скагеррак и был безвозратно потерян. Виновных простили.
Фрегат "Пересвет" 1858/60/63, 3,84 тыс.т., скорость на пару 11 узлов, по ср. с "Невским" немного старше, намного меньше, слабее - при том же числе пушек менее впечатляющий расклад по калибрам. Строился по чертежам образца 1953 года для фрегата "Илья Муромец". С 1870 до 1874 служил как учебный, далее списан и продан на слом.
Фрегат "Ослябя" - примерно ровесник "Пересвета", еще меньше, еще слабее, еще медленнее. 1858/60/61, 2,98 тыс.т., 45 пушек еще меньшего калибра, скорость на пару 9,7 узлов. Списан в 1874 г.
Корветы еще мельче (чуть более 2 тыс.т.), гораздо слабее (17-пушечный ранг), ничуть не быстрее. Клипер еще мельче (1 тыс.т.), еще гораздо слабее, но чуть быстрее.
Грозная сила, правда?
Такими пугать англичан в Атлантике, это как голой задницей пугать даже не ёжика, а дикобраза.
Разве что со смеху кто-то помереть мог. Повторить успешные примеры из реальной истории в данной ситуации у Р.И.Ф. шансов не было. Сравнимый по классу фрегат "Эссекс" был из Атлантики сразу вытеснен к берегам Южной Америки, где оказался побит англичанами, как только сумел их всерьёз разозлить (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html ); шлюп "Алабама" с англичанами воевать НЕ пытался, с военными кораблями южан сталкивался дважды, и второй раз был побежден; а обычно воевал с торговым флотом северян, который по причинам войны защищать было практически нечем. См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html .
25. К тихоокеанскому побережью Америки подошла и стала базироваться на Сан-Франциско эскадра контр-адмирала А. А. Попова, там даже фрегатов ни одного не было, только 4 корвета «Богатырь»,«Калевала», «Рында», «Новик» и клиперы «Абрек» и «Гайдамак». По своим данным все наравне с уже упомянутыми аналогами в составе атлантической группы.
Это гораздо слабее даже невеликой атлантической группы. Дрожите, южане, трепещи, Англия! ;-)))))
В следующий раз даже реально выдвигать царский флот на устрашение англичан не стали, зато занялись составлением для этого планЪовЪ - в чем отличился очередной капитан-лейтенант и очередной РусскийЪ "теоретик крейсерской войны", он же теоретик кораблестроения (в чем тоже на практике не преуспел), Л.П.Семечкин (сомневаюсь, чтобы о его хотя бы существовании догадывались Мэхен или Редер).
UPD. Догадывались. Издавали нашего великого теоретика на иностранных языках по желанию Вел.Кн. Константина. Был он даже критикуем (справедливо) теми иностранцами, кто его читал, за голословные и абстрактные бесплодные теоретизирования. Прославился! ;-)
26. В марте 1878 года С. С. Лесовский передал две записки Л. П. Семечкина с планами крейсерской войны против Англии и денежные расчеты к ней в Министерство финансов и императору Александру II. Леонид Павлович удостоился аудиенции у императора и подробно раскрыл свой план: крейсера должны были предотвратить подвоз хлопка в Англию из США и Вест-Индии, а также шерсти из Австралии, для чего требовалось снарядить отряд кораблей из состава Балтийского флота (фрегат «Князь Пожарский», корвет «Аскольд» и клипер «Джигит») и приобрести несколько современных быстроходных пароходов, а команды для них доставить в США на зафрахтованных коммерческих пароходах под видом переселенцев. Император сразу же назначил его руководителем этой «крейсерской экспедиции». План был расписан очень подробно - с точками рандеву, зонами операций, портами заправки, организацией агентуры в портах. При этом никому не бросилась в глаза хилость выделяемых сил и средств по сравнению с масштабами намеченных задач, зато гладко было на бумаге.
Традиция-сЪ.
Расписанные "крейсерские круги" и движение по ним виртуальных бумажных корабликов смотрелись на бумаге очень красиво и мудрено, а вот вероятность боевых встреч с боевым флотом противника почему-то была совсем не учтена.
27. К сожалению, бумажными планами на сей раз дело не ограничилось. Царь надеялся напугать "рускойЪугрозой" англичан на Берлинском конгрессе, великому теоретику весной 1878 г. дали аккредитив на 1,7 млн долларов и задание подготовить всё к осуществлению его великих планов.
Более половины этой суммы (860 тыс.) сразу ушли на покупку трех пароходов по сильно завышенным ценам - якобы английские агенты пытались скупать всё подходящее, "не жалея денег". Интересно, проверял ли кто-нибудь реальность якобы-закупок, совершенных там и тогда англичанами?
Далее купленные пароходы, переименованные в "Европа", "Азия" и "Африка", были переданы Крампу для их переоборудования во вспомогательные крейсера, тоже не дешево: это переоборудование и постройка быстроходного клипера «Забияка» по американскому проекту, также на верфи Крампа, обошлись российской казне более чем в 2,8 млн долларов - что опять же изрядно превышало разумно вообразимый масштаб цен.
Кроме того, несколько сумм в тысячи и даже десятки тысяч долларов были потрачены Семечкиным лично, якобы на подкуп газет и политиков, ради более доброжелательного отношения. Отчетности по всем этим "приватным" расходам от него не было практически никакой - джентельмены верят на слово (С).
28. Пока шли все эти приготовления к крейсерской войне, более похожие на дешевую шпионскую комедию, но с очень уж дорогими расходами на постановку, Берлинский конгресс начался и через месяц завершился. Попытки напугать англичан предсказуемо провалились, царь был вынужден на всё согласиться. Подготовка великой крейсерской войны была свернута, но потраченных на нее огромных денег было уже не вернуть.
(UPD. Мои подозрения, возникшие при первом же знакомстве с деятельностью Семечкина, полностью и в избытке подтвердил Владимир Врубель
http://www.vrubel.de/index267 Весьма на руку нечист был "великий теоретик", оказывается. А у нас пытаются его в нац.герои возводить, вопреки любому здравому смыслу, так же как брехуна Руднева, брехуна Баранова, брехуна Колчака, и прочих недостойных личностей - ведь свои ж, ну как их не восхвалять! ПатридиотЪы, оне как дети малые, сразу тянут в рот всяку каку...)
Царскому флоту достались по бешеным ценам четыре малоосмысленных парусно-винтовых корабля:
три переоборудованных парохода со скоростью 12,75 узлов (полноценные бронированные крейсера "вероятных противников", с их подавляющим превосходством в боевой мощи, тогда уже давали по 13-14,5 узлов, см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html и
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html , и даже броненосцы бывали шустрее 12 узлов!) и клипер со скоростью до 14,5 узлов. Все они бронирования не имели вовсе, а вооружение было невеликим даже для клиперного класса.
За эти подвиги гениальный РусскийЪтеоретикЪ крейсерской войны был повышен до кавторанга, а в 1880 г. он, не желая далее осуществлять свои планы в реальном плавании на Дальний Восток, решил уйти со службы в коммерцию, - для чего добыл мед.справку о переутомлении и ушел в отставку каперангом. Потом разорился на биржевых спекуляциях и прочих авантюрах, явно будучи в коммерции примерно таким же "специалистом", как и в крейсерской войне, кораблестроении и так далее.
29. Еще раз надувание щёк России на тему крейсерской войны было с осени 1884 г. до осени 1885 г., когда несколько царских боевых кораблей находились в как-бы-боевой готовности, - например, "Владимир Мономах", будучи в одиночку на всём Тихом океане, должен был там всю Англию пугать своими рейсами без единого выстрела между Владивостоком и Японией.
Вот, собственно, и вся крейсерская война России с Англией. В которой ни единого боевого выстрела ни с одной стороны сделано не было, - но расходы России могли бы на полноценную войну потянуть. Англичанам же это было как слону дробинка. Они даже не меняли состав и распорядок своих сил там, где намечалась "РусскаяЪ угроза".