"Как создавался «РобоКоп»" или "25 лет на страже правопорядка"

Nov 19, 2012 11:07





«Частично человек, частично машина, но коп - на 100 процентов!»



25 лет назад на службу в ряды полиции Детройта поступил коп, для которого закон и долг - не пустые слова, а программа к действию. Причём буквально. И немудрено, ведь он - робот полицейский!  И в дни празднования четверть векового юбилея давайте вместе вспомним самые яркие эпизоды его славной службы.

-1-

Даже самая великая эпопея может начаться с незатейливой идеи. И такая идея пришла в голову Эду Ноймайеру, когда ему было всего 25! А дело было так: парень помогал на съёмках фильма, где в будущем коп-человек гонялся за преступниками-роботами. Чуток покрутив исходные данные, Эд выдал следующую идею: а что, если в будущем, наоборот, за преступниками-людьми будет гоняться полицейский-робот?!... Узнали, что это за фильм-вдохновитель? Правильно: именно злоключения Рика Декарта (про нюансы которых можно узнать тут) и стали вдохновением для РобоКопа. Началась работа над сценарием.




-2-

Готовая рукопись за авторством Ноймайера попала в руки недавно прибывшему в Голливуд голландскому режиссёру Паулю Верхувену [ «Основной инстинкт», «Звёздный десант»]. Прочитав историю, он с нескрываемым отвращением  швырнул её в мусорку. Но супруга Верхувена поступила по-хозяйски: стряхнула со сценария картофельные очистки, прочла его и уговорила мужа дать «этому шлаку» второй шанс. Тот к совету прислушался: молодец, хороший муж ;)



-3-

Кстати, ранее от идеи ставить фильм отказался Алекс Кокс, снявший накануне «Сид и Нэнси» с Гэри Олдманом: нашумевший биопик о гитаристе «Sex Pistols».  Ещё одним претендентом на режиссерское кресло был Дэвид Кроненберг [ «Муха», «Космополис»], который, всё же, поработает с исполнителем роли Робокопа в своём фильме «Обед нагишом».




-4-

Итак, Пауль всё-таки решает попытать счастья с РобоКопом и рьяно приступает к кастингу. В главной роли он хотел видеть либо Арни - ну, конечно, он ведь Железный (кстати, юбилей господина Шварценеггера мы отмечали тут); либо Рутгера Хауэра - с ним постановщик начинал работать ещё в Голландии и даже снял его в своём голливудском дебюте «Плоть+Кровь». Студию устраивали обе кандидатуры. Но когда дело дошло до примерки чернового варианта костюма робокопа, выяснилось, что и Рутгер, и уж тем более Арни слишком крупные. А в латах будут выглядеть, как тогда заметили, словно человечек Мишлен ;)



-5-

Несмотря на то, что Пауль дал Арни от ворот поворот и продолжил поиски, в некотором смысле «дух» Шварца присутствовал во вселенной РобоКопа: студя Orion использовала в трейлере фильма музыкальную тему из своего предыдущего фильма - «Терминатор». Эта же каноничная тема звучит и в игре RoboCop для приставок-консолей NES-Nintendo Entertainment System.

image Click to view



-6-
Вообще, музыкальная тема - это отдельная тема. Саундтрек был написан знаменитым Бэзилом Поледурисом, который использовал как «живые» инструменты, так и синтезаторы с другими электронными примочками. Тем самым композитор хотел подчеркнуть противоречивость образа «человек-машина» и словно в зеркале отразить противостояние человека против машины.

image Click to view



-7-
Но вернёмся к кастингу. Вскоре на горизонте возник Питер Уэллер. Верхувен счёл его идеально подходящим по двум параметрам. Во-первых: выразительная нижняя часть лица, с которой он мог передать всю палитру кибернетических чувств своего героя. Ну прям как мистер Уэйн по ночам! Во-вторых: достаточная пластичность и атлетичность, благодаря которым можно было не бояться, что Робокоп будет выглядеть тучно и громоздко... Итак, герой обрёл своё лицо, а что же с антигероями?




-8-

Выбор актёров на должности плохишей не менее интересен. Так, зловещего босса из могущественной корпорации ОуСиПи предстояло изобразить Ронни Коксу. Режиссёр объяснил свой выбор тем, что до этого доктор мистер Кокс играл каких-то папаш, а тут такая классная возможность для перевоплощения. Пару лет спустя Верхувен с радостью заграбастал его в свой следующий проект и канцлер Кохэген из легендарного «Вспомнить всё» вновь вышел просто прекрасным. И пучеглазым… Всё-таки, очень удачно Ронни на старости лет перешёл на тёмную сторону Силы. (Попытку современного переосмысления «Вспомнить всё» мы обсуждали тут).




-9-

Но если Ронни Кокс изображал эдакого кукловода, то непосредственного противника робокопа предстояло сыграть другому «хорошему парню с экрана» - Кёртвуду Смиту. Создавая образ, режиссёр разошёлся не на шутку и снабдил его очками без оправы: это должно было придать некоторую нотку эпатажа; и потом, очкарик выглядит умнее, а значит такой враг - опаснее. Кстати, такие же очки любил Генрих Гиммлер, если что… Как и в случае с мистером Коксом, тут тоже от положительной репутации не осталось и следа, зато копилка кинозлодеев пополнилась двумя новыми Величинами.




-10-

Ну, с лицедеями определились. Далее студия выделила миллион долларов на создание костюма для Уэллера. Задачу решили поставить перед Робом Боттином: потрясающая аниматроника в шедевральном «Нечто» (про которое можно узнать тут) - его рук дело. Также Боттин славен своей работой над такими легендами как «Кинг-Конг» (1976), «Семь», «Миссия: Невыполнима», «Бойцовский Клуб» и упоминавшимся «Вспомнить всё»… Всего Боттин создал аж шесть доспехов: три обычных-повседневных, и три с различными повреждениями.




-11-

Очевидно, что детройтский коп не появился из ниоткуда: на формирование образа РобоКопа значительное влияние оказали другие любители надирать криминалитету задницу и красоваться в латах. Это Судья Дредд и космический рыцарь РОМ из вселенной Marvel. Кстати, последнему отдали особую дань. Этот косморыцарь в фильме мелькнул  дважды: на обложке комикса в магазинчике, и во флэш-бэке Алекса Мёрфи.




-12-

Создав большое количество эскизов, Боттин принёс их студийным боссам, которые в целом остались довольны. Но попросили всё же доработать какую-то деталь, нехватку которой вроде как чувствовали все. В поисках вдохновения, Роб обратился к японскому творению - герою комиксов Космическому Шерифу Гавану. Именно его образ подтолкнул Верховена к идее, что нужно минимизировать открытые участки тела актёра. Как позднее признавался Боттин, «ещё никогда в жизни я не делал столько эскизов для режиссёра: поправь это… переделай это… исправь тут».




-13-

Спустя 10 месяцев кропотливых поисков и работы костюм был готов. Для его производства использовались как слепки с тела Уэллера, так и глиняная модель в полный рост. Получив костюм, Питер начал его активно «осваивать» - предстояло сделать всё, что движения были органичными и плавными.  Для этого актёр стал изучать пластику движений с преподавателем Мони Якимадом в знаменитой Джульярдской школе, что в Нью Йорке (выпускником которой является Кевин Спейси, если что). В качестве примера они брали движения актёра Николая Черкасова (!) в образе Ивана Грозного (!) в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна (!!). Между прочим, не раз бывало, что Верхувен мог остановить съёмки дня на три, чтобы продумать с Уэллером новые варианты движений.




-14-

Кстати, из-за того, что Уэллеру приходилось подолгу находиться в костюме, температура его тела подымалась до +38 С, а за съёмочный день он мог потерять более килограмма веса. Сначала обходились тем, что его обдували вентиляторами, а потом и вовсе соединили костюм с отдельно стоящими кондиционерами. И ещё: так как изготовление костюма затянулось на 2 недели положенного срока, съёмки начали без него, когда в распоряжении были лишь так называемый плюшевый, мягкий вариант костюма.




-15-

Любопытная деталь: изначально цвет костюма должен был быть ярко-голубой. Но когда стали просматривать отснятый материал, выяснилось, что такой окрас излишне броский. Тогда оттенок сильно сместили в сторону серого, сделав его более «металлическим».




-16-

Нельзя не упомянуть одного яркого персонажа картины, которым стал ED-209. Создал его Крэйг Дэвис: за основу он взял легендарный киношный вертолёт „Huey“ Bell (как в «Хищнике» или «Матрице») и фигурки из серии Robotech по мотивам аниме ’80-ых. Кстати, Крэйг Дэвис - признанный мастер покадровой съёмки и дизайнер полноразмерных моделей. Его мастерство можно наблюдать в таких лентах как «Парк Юрского периода», «Звёздный Десант», «Константин», а так же «Вирус», «Человек-невидимка», «Эволюция» и сиквелах «Матрицы» и «Блэйда»… А озвучил ED-209 продюсер картины Джон Дэвисон.




-17-

Пожалуй, одной из мэйк-ап вершин стала работа, проделанная при создании сцены потасовки главгада с Робо, после которой злодей оказался ошпаренным кислотой: его плоть начала буквально «сплавляться» с лица и рук… Задумал и воплотил эту «красоту» всё тот же Роб Боттин. Своей непревзойдённой работой он отдал дань фильму «Расплавленный», а точнее, трудившемуся над ним Рику Бейкеру, без чьих умений и таланта не состоялись бы ни «Американский оборотень в Лондоне», ни «Люди в чёрном-3, -2, -1», ни «Инопланетянин», ни «Звёздные Войны».






-18-

Другой любопытной сценой стал эпизод спасения РобоКопом девушки от изнасилования. По сценарию, Мёрфи стрелял в супостата сквозь девушку (разумеется, ничего жизненно важного не было бы задето). Но на репетиции Верхувен обратил внимание, что у девушки-жертвы, за которой прячется негодяй, широко расставлены ноги. И Пауль решил, что Мёрфи будет стрелять сквозь длинную юбку именно между ногами, прямо в насильниковы гениталии! ;)




-19-

Занятны и истории девайсов. Например, знаменитый огромный пистолет Мёрфи. Изначально героя хотели вооружить стволом Desert Eagle, но его забраковали из-за… недостаточных размеров! На смену пришла Beretta 93R. Правда, и с ней пришлось повозиться: так, оружейник удлинил ей ствол, чтобы добиться нужных пропорций с кистью у Мёрфи был самый длинный ;)




-20-

Ну и какой коп без железного коня. На эту роль прочили новенький Понтиак 6000, но Верхувен остановился на модели Форд Таурус. Кстати, неудача в кастинге ещё аукнулась для Понтиака. В фильме есть эпизод с рекламой нового автомобиля, который называется 6000 SUX!




-21-

Что касается мест и времени съёмок. Команда уложилась в промежуток между августом и октябрём 1986-го. А вот происходившая, считай, в начале фильма сцена убийства офицера полиции Алекса Мёрфи была снята самой последней, в январе 1987-го. Городские пейзажи отснимали среди высоток Далласа (шт. Техас); в штаб-квартиру ОуСиПи превратили здание муниципалитета, что в том же Далласе. А вот сцены на сталелитейном заводе сняли аж в Пенсильвании. Ну и, разумеется,  Детройт Город Рока - куда ж без него?




-22-

С такой географией сам Верхувен один бы не управился. Посему, Second Unit Director’ом выступил Монте Хеллман. Тот самый, что спродюссировал тарантиновских «Бешеных Псов» и выступил сорежиссёром «За пригоршню долларов». Но Хеллман не просто отснимал пейзажи и проезжающие автомобили; некоторые экшен-сцены - именно его рук дело.




-23-

Завершив съёмки и покончив с монтажом, Верхувен отправил копию в агентство МРА для присвоения прокатного рейтинга. Откровенные сцены насилия привели комиссию в ужас! Фильму грозила категория X, что ставило жирный крест на успехах в прокате. В итоге, благосклонности чиновников режиссёр всё же добился и ленте присвоили самый жёсткий рейтинг - рейтинг R. И то, лишь после 11-ти (!) перемонтажей.




-24-

Началась масштабная промоушн-кампания. Вдумайтесь: в раскрутке фильма активное участие принимал… президент США Ричард Никсон!! Свой гонорар за эту ответственную работёнку он перечислил на благотворительные нужды… Молодец, Рико, но Уотергейт мы всё равно помним ;)




-25-

Другой забавный факт: на волне популярности, образ РобоКопа был бессовестно и совершенно нелегально использован компанией Мeineke, специализирующейся на запчастях к киборгам автомобилям. И проблем с законом фирме удалось избежать благодаря забавной находке, с которой образ детройтского копа претерпел любопытные изменения.

image Click to view



-26-
После релиза, РобоКоп начал победное шествие по экранам: собирая как внушительную кассу (входит в тройку лидеров 1987-го с лучшими сборами за уик-енд), так и солидные награды (2 номинации Бафта, 5 Сатурнов и Оскар). К слову, при бюджете в $13.000.000 за одни только премьерные выходные фильм собрал $ 8.000.000!!




-27-

Но фильм славен не столько кассово-призовыми достижениями, сколько запрятанной в себя глубинной метафоричностью и образностью. Так, например, впечатлительные граждане ругают картину за выпячивание и любование насилием; приверженцы левых идей прямо называют «РобоКоп» пропагандой фашистских идей, а феминистки критикуют за уничижение роли женщины. Им претят те, кто указывает на завуалированную критику общества потребления, с её заброшенными производствами и безработицей.




-28-

Но, наверное, самую восхитительную трактовку приписывают самому Паулю Верховену, большому любителю христианской символики. РобоКоп, ни много ни мало, предстаёт в образе современного Христа: он так же переживает ужасающую смерть, потом воскресает; а в финальной сцене на заводе, когда Робо шествует по луже, создаётся иллюзия, что он идёт по воде аки по суху… Сам Верхувен так прокомментировал подобную «расшифровку»: «Это острое наблюдение, но всё же у меня на уме тогда было нечто иное». Лукавит ;)




-29-

В общем, куда ни глянь, и с формой, и с содержанием у РобоКопа полный порядок. А непреходящая народная любовь ищет всё новые способы выражения. Так, зимой 2011-го группа энтузиастов обратилась к мэру города Детройт с просьбой установить на центральной площади… памятник Роботу Полицейскому! Начавшись как полушутка, мысль была быстро подхвачена: начался сбор средств и по состоянию на середину 2012-го в «копилке» было уже более $ 50.000! Сухари из муниципалитета пока держат оборону, но, думается, рано или поздно герой города всё же будет отлит в бронзе ;)






-30-

Сегодня, спустя четверть века после выхода фильма, очевидно, что лента, которую ругали «за разжигание» и «за пропаганду»; лента, которую обвиняли во вторичности по отношению к тому же «Терминатору»; лента, в которой поначалу сомневался даже сам режиссёр, стала несомненным феноменом, породила культурный пласт и завоевала армию последователей. Абсолютно заслужено и выстрадано: и история его создания - ярчайшее тому подтверждение!



С Днём рождения, Робо!

<< Что там ещё понаписано?>>
<< КиноЮбиляры>>

Оскар, Как это снято

Previous post Next post
Up