Сверхценная идея денег, как дамба на потоке мыслей о возможном устройстве общества

Jan 31, 2025 22:47

Деньги это ограниченно-применимый кумулятивный интермедиат взаимного альтруизма.*Любая попытка придать деньгам иную роль в жизни общества - ведет к фейлу. Чем упорнее и длительнее такая попытка, тем глубже и разрушительнее будет фейл ( Read more... )

Leave a comment

Comments 489

lj_frank_bot January 31 2025, 19:48:34 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


miller777 January 31 2025, 19:53:47 UTC
1.

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 19:56:54 UTC
Киборги1нах!

Reply


cosmosvin January 31 2025, 19:58:41 UTC
Сволочи!

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 20:13:03 UTC
Ag!

Reply


jivopyra January 31 2025, 20:03:58 UTC

В рамках этой ортодоксии, человек делает нечто общественно-полезное лишь в двух случаях:

1) Если это приносит ему деньги

2) Если его физически заставили

Есть и третий вариант:

3) Если его обманули

А четвёртого способа побудить человека выполнить чужую волю нету :)

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 20:14:08 UTC
Бронза!
Где вы увидели вопрос о выполнении чужой воли?

Reply

dennis_chikin January 31 2025, 20:21:32 UTC

Да у того же Смита и компании.

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 20:25:50 UTC
Где там про чужую волю?

Reply


anti0h January 31 2025, 20:05:31 UTC

"интермедиат взаимного альтруизма", - скорее мера конкурентных усилий. Реципрокный альтруизм работает в родоплеменных или клановых структурах, где каждый может знать каждого. Что позволяет решать "проблему безбилетника" но задаёт группе потолок по количеству членов (и в значительной степени - по сложности структуры).

"человек делает нечто общественно-полезное лишь в двух случаях", - вообще как я люблю повторять, всё что мы делаем - мы делаем ради эмоций. Типология социальных структур (основанная на эмоциях) это хорошо иллюстрирует:
1. Семейно клановая, основанная на личных связях и прявязанностях. Здесь как раз без проблем работает альтруизм и "экономика дара".
2. Власть основанная на страхе. Второй случай в вашей типологии.
3. Экономика основанная на выгоде. Это как раз про оплату и конкуренцию.
4. Культура основанная на вере. Если человек искренне во что-то верит, и он нашёл или создал группу, в которой эта вера является существенной частью групповой идентичности - это отличный мотиватор (христиане и коммунисты это отлично ( ... )

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 20:22:32 UTC
Вы рассматриваете самую первую гипотезу реципрокного альтруизма, где сам это термин был введен для малых родственных групп.
Позже было показано, что схема реципрокности с банами работает и на больших сообществах, если в них есть инструментальная возможность формирования общедоступных репутаций.

Вы сами сказали об эмоциях, но в вашей интерпретации п.3. сузили концепт выгоды до денег. А ведь этот концепт гораздо шире (если учитывать эмоции)

п.4 на самом деле дробится на три разных: религии страха (библейские) религии морали (неохристианские) и религии стиля (ньюэйджерские)

Reply

anti0h January 31 2025, 20:42:17 UTC

"Позже было показано" - это кем например? Остром, которая нобелевская лауреатка, начинает своё Governing commons c того, что должно быть точно установлено число пользователей общего ресурса (commons) и ограничение доступа к нему для остальных. А уже потом знаиматься предоставление институций, обеспечением взаимного контроля и т.п. Иначе всё скатывается к сценарию "трагедии общин".
"формирования общедоступных репутаций" - в этом случае это не столько альтруизм, сколько обычная торговля, только символическим или социальным капиталом.

"сузили концепт выгоды до денег", - из того что деньги относятся к категории выгоды, ещё не значит всякая выгода может быть выражена в деньгах. aziopik если придёт, он пояснит за неизмеримость ценности =)) (С другой стороны, из того что не все выгоды соизмеримы конечно не следует, что ценность не может быть измерима вообще).

Конкретные религии вторичны, тем более что в 20 веке они превратились в идеологии, а в 21м веке пока не понятно на вере во что будет держаться групповая идентичность "вымышленных ( ... )

Reply

alex_rozoff January 31 2025, 21:07:36 UTC
1. Например тут
https://philarchive.org/archive/ARNEAA-4
Остром, при всем уважении к ней, рассматривала узкий класс простых сообществ с общим лимитированным ресурсом.

2. Тогда почему вы не учитываете неденежную и неконсервативную выгоду?

3. Вторичны ли конкретные религии - это вопрос генезиса, а нас сейчас интересует функциональное свойство

Reply


Leave a comment

Up