Ностальгическое путешествие на ГЭС, 2012.07.11

Jul 16, 2012 18:18



Панорама Чебоксарской ГЭС (кстати, по клику можно посмотреть все фото в большом размере).
См. также официальный сайт РусГидро.

Писать отчёт по результатам блог-тура - какое-то очень неблагодарное занятие. Вроде школьного сочинения на заданную тему.
Тем более, когда уже почти все написали и опубликовали почти одинаковые фотографии :)
Экскурсия на Чебоксарскую ГЭС от z_alexey,
Как чувашские блогеры на Чебоксарскую ГЭС ходили и О 68-й отметке от zorych,
Чебоксарская ГЭС от atner,
Прогулка на ГЭС от efrocon,
Блог-тур на Чебоксарскую ГЭС от aofedorov

А я тем временем напишу только о том, что интересно мне и что отзывается воспоминаниями и профессиональным интересом. Здесь, кроме хронологии экскурсии, будет ещё две основных нити - воспоминания и путь электричества от генераторов до сетей :)
Ну и, конечно, всё приправлено дискуссией о пресловутом подъёме уровня водохранилища. :)

Итак, театр начинается с вешалки...




КПП (1) тут сурьёзный, да. Аж проверяют зеркалом днище машины. Нас, пассажиров, заставили идти пешком через проходную и долго не хотели пускать с фотоаппаратами, потому что в бумаге забыли про них написать (написали только про инструктаж о правилах съёмки, а про фотоаппараты забыли :) ).



Расположение Чебоксарской ГЭС (6)



Исторические схемы проезда через ГЭС

А за КПП - мост (2) через шлюзы (3) - единственный въезд на ГЭС с нашей стороны Волги, знакомый с благодатных 80-х... Тогда я почти каждый день ездил на велосипеде из Чебоксар в Новочебоксарск - можно сказать, для моциона. Великолепна была новая дорога (8) через чистое поле от поворота до рощи - пару лет она уже была построена, но не запускалась почему-то в эксплуатацию. Велосипедистам раздолье!
Дорогу открыли, когда я учился в университете. И каждый день ездить уже не получалось. Зато переключился более интересные места - Заволжье. Ехать надо было через Новочебоксарск или спускаться по крутому берегу у рощи. И потом на мост (2).
Дорога по мосту через шлюзы была единственной - нынешний путь над ГЭС ещё не был готов. Никаких КПП, как ни удивительно, не было, проезд никто не ограничивал. Тогда нагляделся я и на всё грандиозное оборудование, и особенно на шлюзы (3):




Вот он, мост (2), на заднем плане. И шлюз, конечно. Со шлюзами знаком с детства - доводилось путешествовать по Волге от Питера и до Волгограда. Но смотреть на шлюзы не изнутри, а снаружи - совсем другое впечатление. Сейчас всё в колючей проволоке, к самому шлюзу и не подойти; а раньше спокойно стояли на стене и смотрели на многочисленные тогда ещё корабли и баржи... Сейчас смотреть-то не на что - ни единого судна, одна цветущая вода...
Никак не пойму - неужели все те сыпучие материалы, что возили на баржах, теперь даже на большие расстояния выгоднее возить "Камазами", сжигая много лишнего топлива и отравляя окружающую среду?! Почему речной транспорт практически уничтожен? Да и как можно сравнить одинаковую по продолжительности поездку в Горький (или Куйбышев) в пыльном душном автобусе, не вставая с кресла, и по речным просторам с солнцем и солёными морскими брызгами?!

В довершение ко всему, оказывается, сегодня собственно ГЭС, шлюзы и ЛЭП принадлежат разным ведомствам. Очевидно, затраты на кормление чиновников хозяев у них у всех возрастают пропорционально - за наш счёт, естественно...



Здесь проходила старая дорога через ГЭС (5)

Грандиозность бетонных сооружений впечатляла. Особенно тогда, "когда деревья были большими"... и когда на самой ГЭС было снаружи пусто, только транспорт поднимался по узкой дорожке в ущелье глухих бетонных стен... Сейчас вид, сильно облагороженный, потерял изрядную часть былого очарования...



... и теперь здесь гуляют только блогеры и другие высокопоставленные лица...

Ну, раз уж начал воспоминания, то надо и дальше по дороге пройти:



Дорога через ГЭС (со стороны верхнего бьефа) (5)

Собственно, тут и ездили. А сейчас здесь видны только краны для подъёма затворов и очистки воды от мусора:




Сейчас здесь не так интересно. Ровный скучный асфальт... пустота... а раньше какая была отменная полоса препятствий вместо дороги! Дух захватывало от хаоса песка, бетона и стальных листов, призванных выровнять несоизмеримое и создать видимость дороги! Эх, и как же я ни разу не фотографировал там? С первого класса ведь всё подряд снимал, а тут уже, видимо, поднадоело, да и трясти фотоаппарат на велосипеде было не с руки...
Какое-то время даже с другой стороны была дорога (4). И всё было видно - и трансформаторы, с которых шли провода на берег; мощь электричества, заметная по треску коронных разрядов...
А теперь дорога проходит по крыше машинного зала (6), и за высокими ограждениями почти ничего не видно:

image Click to view



Ну что ж, ограничимся парой более давних исторических фото из музея ГЭС. Вот так шла большая стройка:







Ну, собственно, хватит воспоминаний. Экскурсия уже началась:



Гидроэнергетика России



Мировая гидроэнергетика

Заходим в самое сердце станции - центральный пульт управления (7):



ГЩУ - главный щит управления

Ага, вот оно, родное. Правда, я всё больше с ТЭЦ имел дело. Но пульты управления выглядят очень похоже: те же мнемосхемы с лампочками и приборами, те же допотопные ключи управления на переднем плане.
Теперь и современная нотка зазвучала:




Всё знакомо. Ведь мы почти четверть века занимаемся моделированием оборудования ТЭЦ и других производств. Мнемосхемы на компьютере - штука удобная, можно смотреть всё, что нужно, и управлять технологическим процессом прямо с экрана. Вот для сравнения часть пульта управления ГРЭС:



Пример мнемосхемы тренажёра ГРЭС


Конечно же, на ГЭС я внимательно присматривался к экранам. Отрадно видеть логотип SCADA от "Каскад-груп". Среди них были и мои студенты, и я очень рад, что они не сбежали в торговлю, а достигли больших профессиональных высот и делают полезные, нужные промышленности программы и комплексы:




Тем временем оперативный персонал (а затем и подошедший ветеран станции Алексей Михайлович Русинов, участвовавший в пуске первого гидроагрегата) говорил нам всякие общие слова о вырабатываемой мощности, а также зачем-то о возбуждении генератора и особенностях процесса синхронизации... Видимо, привыкли к экскурсантам - студентам профильных учебных заведений :)
Пока я разглядывал интересные для меня технические нюансы, блогеры слушали крайне заинтересованно (и потом многое рассказали о текущей, ночной и проектной мощности, об организации управления станцией, дежурстве на пульте и т.п., не буду повторять):




Предположение о привычке персонала к студенческим экскурсиям подтвердилось здесь:




Безусловно, студенты - наше будущее, тем и почётны - без всякой иронии!




Далее мы надели каски и проследовали в машинный зал, где увидели все внутренности гидрогенератора, выведенного в ремонт:




Одна лопасть турбины весит 18 тонн! Узнали таккже про то, что они имеют поворотную конструкцию с хитрым механизмом управления, и про то, что в турбине применены безмасляные подшипники скольжения, исключающие загрязнение воды смазочными материалами. Посмотрели на внутренности ремонтируемого генератора:






Механизмы управления углом наклона лопастей турбины и шторок для формирования водного потока

А тут видны основные части генератора, где и вырабатывается электрический ток:



Ротор генерартора



Статор генератора



Машинный зал (видны верхушки гидрогенераторов)

В машинном зале непривычно тихо и скучно. Мост (6), который проходит прямо по крыше зала, не ощущается никак.
Генератор вращается медленно, лениво и беззвучно. Вот короткое видео, где крутится один и ремонтируется другой генаратор, и где неорганизованной толпой гуляют блогеры по машинному залу:

image Click to view



То ли дело на ТЭЦ - за шумом и грохотом самого себя не слышно; а уж если срывает паровой клапан, так и вообще не знаешь, куда деваться! (Для тех, кто не в курсе: именно этот звук, похожий на самолётный, мы частенько слышим с другого конца города).
Да и сам агрегат на ТЭЦ гораздо сложнее и капризнее.
Турбина работает в агрессивной среде, температурное расширение может разорвать её, если дать слишком много пара, и т.д...
На ТЭЦ растопка котла занимает много часов, пуск и останов турбины - десятки минут. А на ГЭС пуск агрегата занимает всего 12 минут!

Машинный зал ТЭЦ впечатляет. Тут и котлы, производящие пар, и паровая турбина сложной конструкции, системы водоподготовки и охлаждения пара, в машинном зале некуда ступить от горячих паропроводов и других механизмов:



Турбинный цех ТЭЦ-2

А в машинном зале ГЭС практически пусто. Кроме длинного ряда верхушек генераторов (показанного на фото выше) есть разве что стена релейной защиты и автоматики:




Здесь же Ретом-21, куда ж без него при проверке и настройке релейной защиты:




В дальних залах стоят современные микропроцессорные системы, но туда нас не повели. Мне это было бы особенно интересно, поскольку в настоящее время работаю на ЗАО "ЧЭАЗ". Надеюсь, что и разработанные нами терминалы БЭМП будут использованы тут при дальнейшей реконструкции!



Терминал РЗА БЭМП (новое поколение)




Через этот выключатель проходит ток с генератора.
Это вам не вилка в розетке, однако! :)



Стоим у трансформатора 13,8-500 кВ

Для неспециалиста всё здесь техника и техника... Но когда знаешь, что такое 500 киловольт, стоять рядом с таким трансформатором - незабываемое ощущение!
Вот они, эти 500 кВ, идут на берег для дальнейшего распределения по электрическим сетям:






ЛЭП-500 идёт на берег

Таков современный облик ГЭС (со стороны нижнего бьефа). Даже здесь какое-то время проходила дорога (4), и, конечно, это было самое интересное место:




И вода бурлит, вытекая из агрегатов... И не только из агрегатов - нам посчастливилось как раз застать выпуск воды из шлюза:




Экскурсия продолжалась. Мы спустились внутрь работающего генератора:




Над нами - ротор и статор, где вырабатывается ток, под нами - механизмы управления лопастями и водным потоком.
За дверью этого пепелаца видна крутящаяся ось турбины:




Нереально фантастический пейзаж, что-то космическое...
А так - на самом деле всё просто:



Чертёж гидроагрегата с отметками уровней

Раз уж речь зашла об уровне водохранилища, пора сказать пару слов и о мифах...
Мифы о подъёме любят разоблачать на официальном сайте. И нам были выданы соответствующие буклеты.

Поэтому давайте начнём с противоположной точки зрения. Вот передо мной газета "Автозаводец" (ОАО "ГАЗ").
Построена, к сожалению, в "лучших традициях" журналистского пиара с упором на эмоции в ущерб фактам и здравому смыслу.

- "Ах, пострадают наши дома". Но позвольте, уже много десятков лет как очерчена зона затопления, где запрещено строительство, и все подлежат переселению. Если построил дом в запрещённом месте - чьи проблемы?

- "Жители Республики Чувашия высказали проекту однозначное одобрение". Вот это номер! Нас разве спрашивали?!

- "Погибнет Макарьевский монастырь". Но позвольте, защитные сооружения были запланированы, и средства, видимо, были выделены. Где они? Может, об этом следует спросить в первую очередь?

"В зоне затопления находятся 2 скотомогильника и 9 кладбищ". Опять финансовый вопрос, разве нет? Но вопрос серьёзный. Если потонет Макарьевский монастырь, катастрофы не будет. А вот если не будут выполнены необходимые защитные работы в таких местах, проблемы будут у всех нас. А надежды на то, что они будут выполнены качественно и в полном объёме, почему-то мало...

То, что пострадают Горьковский автозавод и завод "Красное Сормово", дело вроде бы не наше. Пусть государство само как-нибудь с бизнесом разбирается. Впрочем, любая разборка так или иначе будет за наш, налогоплательщиков и потребителей, счёт, и это уже грустно...

А ещё в этом списке на затопление есть химзахоронения... Тут без комментариев. Воровство здесь однозначно обернётся большой бедой. Гарантий сегодня никто дать не может. Поэтому весь процесс должен быть под строгим общественным контролем!

Обсуждать мифы и их опровержение я не буду - не компетентен в этих вопросах. Можно почитать комментарии на сайте, например, "О возможности повышения мощности турбин" или "О международном опыте борьбы с потопами". Они дадут представление о проблемах и ралзичных точках зрения на них.

Ну и в заключение - пара кадров из музея ГЭС. Там много чего интересного, включая различную электротехнику прошлого века, действующий макет гидрогенератора и макет самой ГЭС:




... но интереснее были другие экспонаты:



Картина из семян



Творческое осмысление гидроэнергетики

Ну вот, пока ещё молодое поколение способно восторгаться величием современной техники и человеческого труда, и творчески их осмысливать - будущее у нас есть!

электричество, пейзаж, блог-тур, poi, энергетика, Чувашия, вода, ГЭС, экология, Чебоксары, Новочебоксарск, путешествие, история, Волга, мост, панорама

Previous post Next post
Up