Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
Последний, случайный...
(Б.Окуджава)
Сорок лет назад, 16 августа 1972 года в Чебоксарах произошло очередное важное событие - был выпущен в рейс новый тип троллейбуса, трёхдверный:
Первый в стране троллейбус нового типа
Как видно из таблички, это был первый троллейбус этой модели в России!
И он естественным образом попал в Чебоксары.
Пусть говорят про провинциальность что угодно, но к чебоксарскому троллейбусу это никогда не относилось!
Наш троллейбусный парк всегда был одним из лучших и передовых в стране и особенно в Поволжье.
Несмотря на то, что сами троллейбусы делаются в Саратовской области (г.Энгельс), и что, очевидно, в Горьком троллейбусов больше (а ещё метро с трамваем есть), в Чебоксарах троллейбус всегда был основным городским транспортом. Пусть даже из-за нехватки автобусов, но всё-таки основным. Возможно, какую-то роль сыграл в этом и электротехнический облик промышленности города, и, конечно,
строящаяся ГЭС... Но очевидно, что по экологичности никакие автобусы с маршрутками рядом не стояли с нашими электрическими друзьями.
И сегодня, несмотря на личный транспорт и маршрутки, роль троллейбуса не уменьшается. Если в том же Нижнем приходится непозволительно долго ждать автобус или маршрутку, то чебоксарские троллейбусы исправно ходят постоянно, и уехать в популярном направлении - не проблема.
В ходе
экскурсии на ОЖДХ с удивлением узнал, сколько троллейбусов в последние годы поступает в Чебоксары (и Новочебоксарск) - в среднем по две штуки!
Ну и новые троллейбусные линии планируются (и строятся потихоньку), о чём любезно сообщает
Википедия (правильно, а где же ещё искать ссылки на
сайт администрации?! :))) ).
Самые памятные - первые - троллейбусы стоят при въезде в троллейбусный парк на Энгельса:
Исторические троллейбусы Чебоксар
Мимо этого парка я всегда любил проходить, и, подпрыгивая, заглядывать за забор, наблюдая скрытую от человеческих глаз "семейную" жизнь рогатых существ. Хорошо бы туда блог-тур организовать, что ли :)
Итак, первый троллейбус появился в Чебоксарах 7 ноября 1964 года:
Первый чебоксарский троллейбус
Его элегантные, плавные обводы я оценил только тогда, когда практически полностью их заменили новые трёхдверные троллейбусы. У них были угловатые, просто грубо вырубленные в металле колёсные арки. Потом новые троллейбусы стали более красивыми, а сегодня окрасились ещё и парадоксальной двусмысленной рекламой:
Большое такси
Может, кто ещё помнит, как громко клацали реле в старых троллейбусах? А зачастую крышка релейного шкафа и вовсе была поднята, потому что водителю приходилось постоянно подталкивать заедающие переключатели рукой. И летели искры, и горела яркая дуга при размыкании реле - красота, мощь технологии!
Старый троллейбус - кабина водителя
Сегодня троллейбусы обзавелись бесшумной тиристорной системой управления (да ещё и с рекуперацией), стали удобнее и просторнее, но всё равно ауры
классических первых троллейбусов уже нет. Первое детское впечатление, очевидно. А помните, какими удобными были глубокие мягкие сиденья?!
Старый троллейбус
Сегодня какой-то двоечник-диазайнер решил по неведомым причинам расположить сиденья горизонтально, и сидеть теперь невозможно - скатываешься... Другой отличник - "эффективный менеджер" решил сэкономить на материалах, и сиденья стали почти жёсткими...
Но всё это не умаляет достоинства троллейбуса как городского транспорта.
Кстати, знаете ли вы, сколько троллейбусных депо в Чебоксарах?
Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт А хотите узнать, какие троллейбусы находятся в каждом депо?
Есть
замечательный сайт, на котором не только много фотографий, но и подробная история каждого депо и каждого троллейбуса!!!
Рекомендую!
Кстати, проверим на этом сайте, сколько троллейбусов поступило в Чебоксары:
2011 - 2 шт;
2012 - уже 3 шт.
Надеюсь, будут ещё!
И, конечно, поздравляю работников троллейбусного управления со своеобразным юбилеем, и желаю радостно продолжать делать наш город удобным для жителей и гостей!