Мастера короткометражной анимации, выпуск №37
В конце 1970-х венгерский мультипликатор Габор Чупо переезжает в США вместе с женой Арлин Класки. Класки... Чупо... Эти причудливые фамилии в 2000-е каждый день звучали на телеканалах, транслировавших суперсупешные детские мультсериалы "Ох уж эти детки!" и "Реальные монстры". В 1980-е создатели студии "Klasky Csupo" решили сформировать новый анимационный стиль для популярных мульсериалов, отличный от поднадоевшей диснеевщины и от того, что делали, например, на Hanna-Barbera, где в свое время трудился Габор Чупо. В качестве мощного креативного инструмента для создания нового стиля была сформирована команда молодых восточноевропейских художников-аниматоров, в которую входили бывшие сотрудники студии "Пилот" во главе с одним из основателей этой студии Игорем Ковалевым.
Судьбоносная встреча Игоря Ковалёва с Габором Чупо случилась в 1990-м году, а в 1991-м российский аниматор переезжает в Голливуд. Отмотаем пленку на 15 лет назад. В 1970-е состоялась еще одна судьбоносная встреча, очень сильно повлиявшая на историю российской мультипликации. В Киеве знакомятся Игорь Ковалев и
Александр Татарский - очень не похожие личности, отлично дополняющие друг друга. Вместе работают на студии "Киевнаучфильм" и делают подпольный мультик "Кстати о птичках" (1974), который, к сожалению, полностью нигде нельзя посмотреть.
Затем вместе переезжают в Москву, вместе делают культовую "Пластилиновую ворону". Уникальный творческий союз становится всё более востребованным. Подробнее об этом периоде см. в заметке об
Александре Татарском. В 1986 году выходит абсурдный мульт-детектив "Следствие ведут Колобки", графический стиль которого принадлежит Ковалёву.
Возвращаемся к Габору Чупо, который в то время как раз искал что-то новое и свежее в комедийной анимации. И вот оно - "Колобки"! В 1990-м году Игорь Ковалев едет в США по приглашению Диснеевской студии, но его перехватывает Габор Чупо и зовет в свою студию. Окончательный переезд произойдет позже. Ковалев уже в качестве сотрудника Klasky Csupo успел поучаствовать в создании первых сезонов "Симпсонов", а главными проектами стали вышеупомянутые сериалы "Ох уж эти детки!" и "Реальные монстры".
Мне кажется, можно заметить определенное графическое сходство с "Колобками". Все эти сериалы - лишь одно из направлений творчества Игоря Ковалёва и не самое главное. Перед приходом на Klasky Csupo аниматор взял обещание у Габора Чупо, что тот позволит ему иногда делать свои авторские мультфильмы. Собственно и переезд сразу не состоялся из-за того, что Ковалёв не успел завершить один из своих первых авторских фильмов на студии "Пилот". Всего на "Пилоте" он сделал в качестве самостоятельного режиссера два мультфильма, которые сразу заявили о восхождении новой звезды в сфере авторской анимации - "Его жена курица" (1990) и "Андрей Свислоцкий" (1992).
"Его жена курица" - самый понятный из всех авторских мультфильмов Ковалева. Фильм получил "гран-при" на престижном мультфестивале в Оттаве, и это сыграло важную роль в приглашении режиссера в Америку. Сюжет в м/ф "Его жена курица" считывается достаточно тяжело, графический стиль, созданный под влиянием шизофренической анимации эстонца
Прийта Пярна, может вызвать отвращение у любителей традиционной анимации, кроме того в атмосфере мультфильма чувствуются специфические черты перестроечного кино - депрессивность, подавленность бытовухой, шизофреничность. Если замысел "Его жена курица" можно как-то прочувствовать в контексте постперестроечной эпохи, то следующие работы Ковалева рациональному понимаю не поддаются вообще. Таковым является и "Андрей Свислоцкий", названный почему-то в честь художника-мультипликатора студии "Пилот", вместе с Ковалевым переехавшим в США для работы на Klasky Csupo. Намек на понимание сути происходящего дает примечание в конце: "Все это случилось в тридцати километрах от города Киева в поселке Буча. Я был единственным свидетелем этой истории. Андрей Свислоцкий".
В США Игорь Ковалев при финансовой поддержке Габора Чупо сделал три короткометражных мультфильма: "Птица в окне" (1996), "Летающий Нансен" (1999), "Ты - животное" (2004) (нет в доступе). Пересказывать сюжет нет смысла - стройной логики событий в этих фильмах нет изначально.
В середине 2000-х студия Чупо переживала сложные времена. Игорь Ковалев находит новых спонсоров для того, чтобы доделать "Молоко" (2005). В 2016 году Ковалёв представляет новый мультфильм "До любви", созданный при поддержке кинокомпании Тимура Бекмамбетова "Базелевс". Пока доступен только тизер.
Авторские работы Игоря Ковалёва - это в чистом виде фестивальная анимация, анимационный арт-хаус для эстетов. Такие вещи не стоит советовать для просмотра, но надо понимать, что в мире много ценителей такой анимации, в том числе, среди авторитетных жюри фестивалей. Среди же любителей "понятной" анимации в отзывах преобладают выражения типа "шизоидная муть". Игорь Адольфович добился уникального положения, которому позавидует любой представитель авторской анимации - возможность творить что угодно за чужие средства. Но мы не можем обвинять аниматора в том, что он навязывает нам что-то непонятное и недоступное для восприятия. Игорь Ковалев честно заявляет в интервью, что он не думает о зрителях, делает фильмы только для себя, что сюжет - это скучно и неинтересно. "Это моя игра и я в нее играю". Ковалев - это художник со своим взглядом на искусство. "Моя теория - если ты понимаешь искусство, это не является искусством. Искусство надо чувствовать". Мультфильмы Ковалева действительно нужно чувствовать - рациональному пониманию они не поддаются. Такая анимация тоже нужна - она расширяет рамки нашего восприятия, заставляет перебороть неприятие и, может быть, увидеть скрытые прежде связи между окружающими нас предметами.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).