Мастера короткометражной анимации, выпуск №47
Приходится с сожалением констатировать, что постепенно забываются многие выдающиеся советские аниматоры, которым "не повезло" выпустить хотя бы один массовый мульт-хит. Если открыть фильмографию Николая Серебрякова на портале Кинопоиск, то мы увидим ничтожно низкий показатель количества оценок напротив его работ, а в большинстве случаев данный показатель вообще отсутствует. Действительно, Серебряков не ориентировался на самые зрелищные анимационные стили, его творчество - в большей степени для эстетов. Это уникальное наследие советской анимации, которое сейчас интересно в основном специалистам и избранным ценителям. Кукольная анимация, представителем которой и является Николай Николаевич, не может предложить зрителю, избалованному рисованной "диснеевщиной" и сверхдинамичным "Ну, погоди!", яркую картинку и захватывающий сюжет. А вот зрители-эмпаты, которые стремятся к эмоциональному взаимодействию с произведением, найдут в творчестве Серебрякова глубокий романтический пласт и насладятся подлинными переживаниями "оживленных" кукол.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/29473/120934561.5e/0_1eac79_ef0e33cc_orig.jpg)
Отец будущего мультипликатора - ректор Ленинградского театрального института, так что искусство окружало Николая с детства. Однако ни актерского, ни живописного таланта у нашего героя не проявилось. Обучаясь в Ленинградском художественном промышленном институте, Николай Серебряков научился работать руками - с деревом и с другими материалами. После вуза работает художником-оформителем, затем переезжает в Москву, где руководит кукольным цехом фабрики Всероссийского театрального общества. Логичное продолжение карьеры - студия "Союзмультфильм", объединение кукольной мультипликации.
Важно отметить, что далеко не только с куклами работал Николай Серебряков. Кажется, он перепробовал все основные техники, включая рисованную анимацию, перекладки, коллажи, смешанную технику. В его фильмах прослеживается удивительное разнообразие интересов и влияний - в анимации (от
Старевича до
Анатолия Петрова), в живописи (от экпрессионистов до сюрреалистов), в литературе (от Шекспира до современных писателей и поэтов). Сложно сказать, понимал ли Николай Серебряков, что его мультфильмы не тянут на статус хитов советской анимации, и не поэтому ли компенсировал недостаток динамики и возможные проблемы с восприятием кукольных образов за счет привлечения в свою авторскую "вселенную" других видов искусств. Серебряков тщательно подбирал литературную основу для экранизации именно в объемной (кукольной) форме. Часто он обращался к историям советского писателя и поэта Овсея Дриза. Есть мультфильмы по сказкам Бориса Шергина, Юрия Олеши и др. Чрезвычайно важную функцию у Серебрякова выполняет звуковое сопровождение - специально сочиненные мелодии и песни, участие известнейших советских актеров в озвучке персонажей. Во время просмотра вы моментально узнаете голоса Боярского, Вицына, Табакова и др. Над созданием кукол и декорации работала большая команда, центральное место в которой занимала Алина Спешнева, художник-оформитель, сценограф и, самое главное, жена режиссера.
Творчество Николая Серебрякова можно разделить на 3 периода - два маленьких и один основной.
1. "Детский" период
Совершенно естественно, что первые мультики молодого режиссера-аниматора ориентированы на младшую аудиторию. Совместно с другим известным аниматором-кукольником В.Курчевским Серебряков делает "Хочу быть отважным" (1963), "Жизнь и страдания Ивана Семенова" (1964). Первый - мультик для самых маленьких, в меру назидательная история из жизни животных. Второй - мультфильм для школьников младших классов, "пропагандирующий" прилежность в учебе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/115272/120934561.5e/0_1eac7a_79c40ef8_orig.jpg)
"Хочу быть отважным"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/115272/120934561.5e/0_1eac7b_cc0a6e58_orig.jpg)
"Жизнь и страдания Ивана Семенова"
Уже самостоятельно Серебряков создает в оригинальных смешанных стилях несколько забавных мультфильмов для детей постарше: "Я жду птенца" (1966, по мотивам сказки доктора Сюсса), напоминающий декадентскую стилистику на рубеже 19-20 веков; "Честное крокодильское" (1967), увлекательно обыгрывающий назидательную тему о вреде курения; "Клубок" (1968) - напоминающая по сюжету "Шагреневую кожу" Бальзака притча о чрезмерном стремлении к материальным благам. Еще была мульт-сказка "Ни богу, ни черту" (1965, совместно с Курчевским), которую называют антирелигиозной. Как видно, в этом периоде творчества есть элементы социального заказа - к концу 1960-х Серебряков наконец переходит к относительно свободному творчеству.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/120934561.5e/0_1eac7c_ebe4dd2a_orig.jpg)
"Ни богу, ни черту"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac7d_a9799349_orig.jpg)
"Я жду птенца"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac7e_e72b711f_orig.jpg)
"Честное крокодильское"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/29473/120934561.5e/0_1eac7f_d52b86_orig.jpg)
"Клубок"
2. Романтический период
Любимым жанром Николая Серебрякова становится романтическая сказка, веселая или грустная, иногда с философскими мотивами. В центре повествования - романтические чувства: любовные, дружеские, родственные. Особенная тема - взаимоотношения матери и сына, ей посвящены два мультфильма - "Великие холода" (1969) и "Ваня Датский" (1974, по поморской сказке Б.Шергина). В первом угадывается определенная социальная проблематика: мать (одиночка?) и сын (без отца?) ссорятся, мальчик убегает из дома, встречает волшебную лошадку, благодаря которой в семье восстанавливается гармония. В "Ване Датском" мы видим давние времена, главный герой взрослеет, уезжает далеко от родной деревни, оставляя там мать. Мультфильм наполнен эмоцией одиночества, переживаниями по поводу разлуки матери и сына, и даже после хэппи-энда грустный настрой не исчезает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac81_e8601105_orig.jpg)
"Великие холода"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac83_1ab4b8e3_orig.jpg)
"Ваня Датский"
"Не в шляпе счастье" (1968) и "Ветерок" (1972) - образцы легкой романтики.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/120934561.5e/0_1eac80_6cf6df3_orig.jpg)
"Не в шляпе счастье"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac82_5b6143d1_orig.jpg)
"Ветерок"
Визуально и содержательно выделяются в романтическом периоде два поздних мультфильма Серебрякова - "Поезд памяти" (1975) и "Разлученные" (1980). "Поезд памяти" - мультипликационная поэма, посвященная чилийскому поэту по имени Пабло Неруда, который сражался в Испании против фашистов. Для мультфильма композитор Геннадий Гладков написал музыку, под которую стихи поэта пропевают Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих. "Поезд памяти" - это героическая романтика, пафосная (в хорошем смысле) романтика борьбы за свободу личности и творчества. В плане стилистики в фильме понамешано много чего: кинохроника, фотографии, коллажи, образы из латиноамериканской живописи, визуальные эксперименты. Это даже не мультфильм, а своеобразный советский видеоарт.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/120934561.5e/0_1eac84_5cdd2335_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/120934561.5e/0_1eac85_f07f4043_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/148218/120934561.5e/0_1eac86_e43d74a_orig.jpg)
Сделанный после большого перерыва кукольный м/ф "Разлученные" (по сказке "Три толстяка" Олеши) неожиданно напомнил мне творения
братьев Квэй: если убрать музыку и голоса, то останется такая же мрачная атмосфера, жутковатые куклы, оживленные словно в результате алхимического эксперимента. Правда, ближе к второй половине изображение "осветляется". Музыка и песни и раньше у Серебрякова "умягчали", словно соус для мясного блюда, не очень простое для восприятия кукольное действие. В "Разлученных" также очень много музыки (поют те же Боярский и Фрейндлих), более того, по музыкальному стилю это практически рок-опера, в основе которой - романтическая история влюбленных.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/148218/120934561.5e/0_1eac87_f6a3ca5b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31027/120934561.5e/0_1eac88_c6356554_orig.jpg)
3. "Депрессивный период"
В 1984 году происходит трагическое событие в жизни Николая Серебрякова - при странных обстоятельствах погибает Алина Спешнева (судя по всему, был несчастный случай, но информации в интернете об этом буквально пару слов). Очевидно, из-за потери близкого человека - жены и главного помощника в одном лице - Серебряков кардинально меняет анимационный стиль: вместо объемной анимации - рисованная. Тем временем на дворе - Перестройка, в кино и анимации в это время преобладают депрессивные и шизофренические настроения. В конце 80-х - начале 90-х Николай Серебряков сделал всего 3 мультфильма, первый из них - "Притча об артисте" (1989) - вполне можно назвать перестроечным по духу. Это фильм с тяжелой атмосферой и с галереей странных уродливых персонажей, на фоне которых выделяется свободномыслящий, благородный Артист. Чем дальше, тем безумнее становится действие с трагическим завершением.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/120934561.5e/0_1eac89_f1d4f0b1_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/115272/120934561.5e/0_1eac8a_fc68687e_orig.jpg)
Еще Николай Серебряков снял два мультфильма для цикла "Шекспир: Великие комедии и трагедии". Из всех шекспировских историй Серебряков выбрал для экранизации самые мрачные - "Макбет" и "Отелло". Злость, жестокость, тщеславие и прочие пороки великолепно выражены в нарисованных персонажах.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31027/120934561.5e/0_1eac8b_10e0b8c7_orig.jpg)
"Отелло"
На этом фильмография Николая Серебрякова заканчивается. Как жил режиссер в 1990-е годы - информации об этом практически нет. В 2001-м году стал одним из героев телевизионного цикла "Мир анимации или анимация мира" - в передаче мы видим теплую беседу коллег
Эдуарда Назарова и Николая Серебрякова. Сейчас уже обоих нет в живых...
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).