Творчество и растворчество: головокружительные результаты наиприятнейшего развирта

Jun 24, 2010 23:23

Посетили нас недавно три прекрасные френда (так и хочется сказать: "посетили нас неда… // Три прекрасные френда…") - clanmother, alla_luna и daharg. Состоялся, как и предполагалось, замечательный развирт с чаем и философической беседой. В числе прочего зашла речь о творчестве - ну и, конечно же, разговор коснулся той самой темы, насчёт которой у нас тут, в "Альтерристике", некоторое время назад была довольно-таки горячая дискуссия в комментах. Вкратце можно обозначить эту тему как вопрос о соотношении в творческих процессах хаотически-абстрактно-неопределённого, с одной стороны - и неотменимо-конкретно-воплощённого, с другой.

По ходу, стало быть, нашего уютного чайно-философического разговора Ира clanmother высказала одну идею, осмысление коей привело к несколько неожиданному для нас самих результату - коим мы и желаем с вами поделиться. Вкушайте:))

1. Две стрелочки - от хаоса к воплощению и обратно

Вдохновенно дирижируя шариковой ручкой, неподражаемая clanmother начертила на листе бумаги две параллельных разнонаправленных стрелочки - и сопроводила их объяснением, которое мы вместе с нею тут же и обсудили следующим образом.

Одна стрелочка в схеме clanmother указывает из области, которую можно условно обозначить как ноосфера / мир идей / первозданный хаос и т.д. (не отличая на данном этапе этих материй друг от друга) - в область, которую можно столь же условно обозначить как область материально-воплощённого бытия.

Другая стрелочка - наоборот.

Первая стрелочка означает, что люди-творцы черпают нечто из этой самой сферы идей / сферы хаоса - и, воплощая их в разных вариантах, творят нечто конкретное: лепят статуи и рисуют картины, пишут музыку, создают научные разработки и рождают живых существ… Это - творцы. Они творят - то есть, в соответствии с тем, что мы знаем теперь о значении слова "творить" - делают нечто прочным, неотменимым.

Вторая стрелочка, указывающая из мира воплощённых в мир хаоса, означает деятельность людей, которые определённости предпочитают неопределённость - и, усматривая в мире идей несбыточную (по их мнению) на воплощённом уровне гармонию, устремляют именно туда, в мир неопределённости, свои взоры, свои эмоции, своё внимание… А творцов, естественно, критикуют за несовершенство, узость и приземлённость:))

"Ну как же им объяснить, - горячо воскликнула Ира clanmother, - что на самом деле должна быть гармония, что необходимо и то - и это?!.. Одна стрелочка туда - другая сюда, это как инь и ян!"

Мы страшно удивились - и, вспоминая давешнюю дискуссию, задали Ире вопрос, в чём же она усматривает гармонию?! - если подразумевать движение "сюда" некоторых воплощающихся образов - то какое движение "туда" может проистекать от тех, кто устремляет свои взоры в хаотическую даль?! Какая, ткскть, этой хаотической дали от их взоров подразумевается "польза"?.. Что они ей, по-простому говоря, дают?..

Ира на минуту задумалась, а потом выдала ответ:
"А они подпитывают эту область - хаос, ноосферу и т.д. - своей психической энергией!"

И вот это уже было интересно, тут лично нам было о чём подумать!.. - потому что вообще-то некоторое представление о соответствующих процессах, о подобной, ткскть, ментально-физиологической деятельности у нас имеется - и, что любопытно, выращено это представление на основании не "здешнего" опыта, а опыта нашего общения с альтеррой. Однако об этом мы поговорим чуть погодя, а сейчас - немного "чистой теории".

2. Творчество и растворчество - две стороны одного бытия

Представим себе существование объединяющей всех нас ноосферы как протекающую по естественным законам жизнь некоего макроорганизма. В этом макроорганизме - в числе прочих многих очень и очень разнообразных элементов живой системы - имеются существа двух типов жизнедеятельности, которые мы с вами сейчас рассматриваем. Первые из них - это такие вот творцы-созидатели, производящие новые живые части макроорганизма, вторые же продуцируют нечто, что можно назвать ферментами - а именно, ферментами, необходимыми для нормального функционирования этого самого творческо-созидательного процесса.

Если термин "творчество", как мы с вами уже уяснили, происходит от слова "творить = делать прочным" - то естественно, что дополнительный, парный к творческому процесс должен быть обозначен термином "растворчество": это наименование подчёркивает аспект формирования и поддержки в нужном состоянии некоего "раствора" - среды, в которой необходимые для творческого процесса элементы пребывают в растворимой, то есть - максимально усвояемой форме.

Каковы характерные особенности, узнаваемые черты, какие параметры являются необходимыми для полноценного функционирования существа в режиме "растворчества"?

Прежде чем рассматривать эти параметры, мы считаем необходимым сформулировать и выразить некое предупреждение - так сказать, представить читателю некоторую морально-этическую преамбулу.

Мы желаем сразу и вполне определённо обозначить, что ни в коей мере не считаем для себя возможным делить всё человечество (и всё возможное "нечеловечество":)) на две категории - творцов и "растворцов"-растворщиков. Мы полагаем, что в этом вопросе ситуация обстоит примерно так же, как и в большинстве подобных вопросов - а именно, что осмысленно рассматривать фазы и вектора, но никак не категории и даже не стадии. Попросту говоря, практика убеждает нас в том, что в деятельности того или иного конкретного существа может в тот или иной конкретный период доминировать аспект творчества или же аспект растворчества (и это может зависеть от многих субъективных и объективных причин, хотя бы таких, как наличие рядом существ в творческой или растворческой фазе) - а совсем не в том, что существа делятся на "чистых творцов" и "чистых растворщиков", и даже не в том, что существо в своём развитии проходит эти фазы в какой-то определённой последовательности. Ну и, конечно же, совершенно необходимо сразу же подчеркнуть, что доминирование творческой или растворческой фазы, творческого или растворческого аспектов никак не связано в нашем понимании ни с вопросами морали-этики-нравственности, ни с вопросами определения добра и зла - как мы уже неоднократно подчёркивали, какие бы то ни было оценки с точки зрения добра и зла в нашем понимании возможны исключительно применительно к конкретной ситуации для отношений между конкретными существами.

Итак, резюмируя: мы нимало не хотим сказать, что творчество - хорошо, растворчество - плохо. В равной мере мы не хотим сказать и обратного. Что для одного существа - лекарство, для другого может оказаться ядом; что в одной ситуации - спасительно, в другой может быть губительно. И помочь, и навредить кому-то живому можно любым способом - и посему есть смысл рассматривать возможности той или другой фазы, имея в виду весь спектр перспектив - чем те или иные возможности хороши и чем они могут оказаться опасны.

Итак, какие параметры являются необходимыми для полноценного функционирования существа в режиме "растворчества"?

3. Характерные особенности фазы "растворчества"

В качестве наиболее узнаваемых черт "растворческой" фазы можно указать следующие:

- склонность к буйной игре мысли, к неостановимому жонглированию смыслами - причём не к погружению в объёмную полноту и глубинную взаимосвязанность этих смыслов, а к произвольному выстраиванию поверхностных линий, проводимых по преимуществу "под настроение", к скольжению по этим монохромным линиям в неведомую даль

- склонность к неудержимой игре / забаве вообще, стремление рассматривать всё окружающее под углом игры / забавы - всё воспринимается как будто "понарошку", как существующее и одновременно не существующее; "мы играем" / "а почему бы и нет" - любимый растворческий девиз

- склонность к "фонтанированию осколками" - осколками идей, незаконченными образами, незавершёнными конструкциями, недодуманными мыслями… - притом осколками сколь сверкающими, столь и ранящими, что не позволяет практически никому, оказавшемуся в зоне поражения этого фейерверка, оставаться к нему нейтрально-равнодушным.

Последний пункт, насколько мы заметили, играет в деле растворчества наиболее значимую роль. Растворщики восхищают и возмущают, будоражат и провоцируют, зацепляют и ранят - ни во что не вникая всерьёз, всегда походя, всегда "проходя мимо", они вызывают такую "приливную волну", такие возмущения и турбулентности в ноосфере, что все способные на данный момент к творческой деятельности начинают творить - творить в ответ, в качестве контр-аргумента, творить в попытке довести до осмысленного состояния брошенные растворщиками семена креатива, творить ради осознания пережитого перформанса, и так далее. Творчество же самого растворщика - это по преимуществу перформанс, "искусство жеста", это принципиальный "имперфекционизм" - ничего и никогда не доделывать до конца, бросать полузадуманным, недообъяснённым… Поманить или поддразнить, шокировать или испугать - это для них почти что всё равно, двусмысленность и амбивалентность - инструмент художника и одеяние творения, оружие одновременно и нападения, и защиты. "Если мимо пройдет, говори - повезло, сеять хаос и дрожь - вот его ремесло" ((с) "Пикник") - что это как не апофеоз двусмысленности / амбивалентности! - ибо как понимать эту фразу: пройдёт мимо = приблизится, окажется рядом? пройдёт мимо = обойдёт стороной, не окажется рядом?.. Что именно - повезло?.. - а для кого как, ответят растворщики. И будут правы.

"Повезло или нет - это уж как кому, это уж кто чего ищет на перекрестках судьбы, по которым бродят такие "[не]люди в черном", - но это их формулы взаимодействия: "или свет или звук, или звук или яд". Ничто из того, чего они коснулись, не остается прежним. "Он внезапный и пугающий гость", он непредсказуем, он необязательно должен быть последовательным, он может быть каким угодно, потому что "повернулось колесо". Он входит в чью-либо жизнь принося чудеса, принося запредельный ветер… <…>
От них либо сразу шарахаются в ужасе, либо - один шаг в его сторону, один раз - "ладонь к ладони", и мистерия посвящения Иному неизбежна.
Они не оставляют за собой долгов. Они много дают, если сумеешь это взять и унести, потому что нести приходится в голых руках кипящий металл, - просто потому что не могут не давать, все то, что они с собой несут и приносят, что колышется в воздухе вокруг них, чем они живут, распространяется вокруг и входит в легкие и кровь тех, кто попадает в их "зону воздействия"…" -

так пишет один из блистательных растворщиков современности, вдохновенный апологет растворческой деятельности Диана eitne (в чьём имени - Ди - это грозное "диз- / дис-" = "раз- / рас-" звучит как выстрел) - яростный и неутомимый оппонент наш, возлюбленный и незаменимый брат/враг, вызвавший к жизни такую бурю нашего креатива, которая до сих пор стоит особняком в анналах "метеорологической истории" творчества kiratata. Об этом человеке и вообще бы следовало говорить отдельно - но уж это как получится, а пока что стоит лишь сказать, что нам-то в этом смысле - безусловно повезло, нам вообще по жизни регулярно встречаются великолепные экземпляры, выраженные носители активного растворчества - от лобового столкновения с которыми захватывает дух и темнеет в глазах, вышибает слезу и скрежещут зубы!.. - и вот тут-то можно за нефиг делать ощутить жизнь во всей полноте, и не только ощутить - но и осмыслить, да и дар слова при этом прорезывается, что называется, нипадеццки, и тут же как ненормальный требует воплощения… Одним словом - классно, супер, чего ещё и желать!.. "С таким, как он, дружить // Не скучно, но опасно" ((с) Олег Григорьев)

Что ещё важное следует знать о растворщиках?

Практика показывает, что более-менее устойчивый растворщик (тот, для кого пребывание в фазе растворчества более характерно, чем пребывание в фазе творчества) обычно оказывается весьма слаб в систематике, хотя эмоционально зачастую к ней тяготеет (обожая "чистые идеи") и даже в простоте душевной полагает себя к ней склонным - причина этой слабости в том, что подлинная систематика подразумевает неисчерпаемую глубину связей, узлов и закономерностей, существование коих возможно только в реальном воплощении, а отнюдь не в зыбких облаках хаоса. Поэтому систематика растворщиков обычно грешит схоластичностью, надуманностью, произвольностью конструкций - хотя с виду эти конструкции могут производить впечатление не только элегантности, но и глубокомысленности. При ближайшем же рассмотрении подобные схемы оказываются, как правило, не более близки к реальности, чем достославное - из анекдота про Чапаева - объяснение, почему стучат паровозные вагоны: колесо - круглое, круг - это пи эр квадрат, - вот квадрат-то, дескать, по рельсам и стучит!.. По сей причине поистине смерти подобной может оказаться для растворщика элементарная нехватка чувства юмора - растворщик, с полной серьёзностью относящийся к своему очередному гениальному прозрению на тему "отчего стучит квадрат", бывает уже не только смехотворен, но и смертоносен, не только для других - но и для себя самого. К счастью, комплектация растворческих дарований обычно предполагает наличие чувства юмора - хотя бы какого-нибудь завалященького, хотя бы в рамках походной аптечки; вдохновение растворщика способно раздуть этот жалкий огарочек в призывно полыхающий - пусть даже и почти что призрачный, не вполне существующий, но веселящий и прогоняющий уныние - прометеевский факел.

"Чистой" теории хватит, перёйдём-ка теперь к более или менее экстравагантной практике. Если, конечно, вы согласитесь, что это практика, а не следующая, совсем уж из ряда вон экстравагантная теория:))

4. Сила красного рога, сила синего рога

Кто читал наши небезызвестные "Соображения о "человеческих" и "нечеловеческих" существах, о сходстве и различиях между ними" ( здесь и далее), те могут представить себе, сколь важную роль в формировании нашего личного, кирататовского, мировоззрения играет наша альтерра. Пережитый в мире второй реальности опыт знакомства с существами не подобного человеческому устройства, опыт соприкосновения с непривычной ментальностью и разнообразной-своеобразной неожиданной философией открывает нам множество интересных заходов, вполне успешно применимых для решения вопросов и проблем в первой реальности, в здешнем мире.

Метафизическая дихотомия красного и синего рога - одна из довольно-таки ключевых философских тем, почерпнутых нами из общения с альтеррой. Сам по себе образ рога как знак / символ силы вообще, силы как таковой - этот аспект философского восприятия в нашей альтерре примерно совпадает со здешним восприятием (таково, например, значение образа рога в Библии). А далее начинаются нюансы, с которыми здесь мы, по крайней мере, никогда не встречались.

Прежде всего, рог как таковой воспринимается как некое двуединство - равно значимыми являются оба его конца: будь то рог, в который трубят или рог, из которого пьют, рог копытного животного или рог-раковина - у рога всегда есть острие (игла, жало) и раструб (жерло, воронка). Обе эти части имеют своё особое мистическое значение. Работает этот образ во всех сферах, на всех уровнях бытия - онтологическом, гносеологическом и практическом (то есть в существовании, познании и действии).

Сила красного рога в метафизике нашей альтерры - это сила воплощения. Образы, через которые мы эту силу воспринимаем, легко вербализуемы, внятны, можно сказать - принципиально катафатичны.

Игла красного рога - это рог прободения: орудие, во всех областях бытия пробивающее путь из известного - в новое, становящееся по мере проникновения в него также известным; это орудие создания туннеля и строительства моста, орудие освоения, окультуривания нового пространства - орудие вспахивания целины для грядущего посева.

Раструб красного рога - это рог изобилия: это источник-фонтан воплощённых образов и материальных предметов, это лоно рождения живых существ и готовых, сформулированных, структурированных идей.

Сила синего рога в метафизике нашей альтерры - это сила невоплощённой потенции. Образы, через которые мы эту силу воспринимаем, неопределённы и неоднозначны, изменчивы и зыбки, можно сказать - во многих отношениях апофатичны.

Игла синего рога - это жало, пронзающее вуали воплощённого, отверзающее каналы, соединяющие между собой клубящиеся области хаоса; через эти отверстия перетекают друг в друга сны и побуждения, недооформленные замыслы и недорисованные панорамы, озарение перетекает в забвение, вопль - в молчание, экстаз опьянения - в запредельный покой.

Раструб синего рога - жерло, фонтанирующее потенциями: не сами идеи - но зародыши будущих идей, не целостные образы - а знаки присутствия, намёки, обещания рождения образов - то амбивалентное, что может перетечь в рождение и развитие - а может в распад и рассеяние, так что всегда непонятно - семена это иль черепки и осколки, безнадёжно мёртвые чешуйки - или же всё-таки семена…

Если говорить о плюсах и минусах пребывания в зонах действия означенных сил, то они очевидны:

Благо пребывать подле красного рога, ибо это - рог изобилия, и пребывающие подле него никогда не будут всерьёз нуждаться;

риск пребывания подле красного рога - превращение в потребителя, опасность облениться и самостоятельно ничего не производить.

Благо пребывать подле синего рога, ибо пребывающие подле, будучи вечно побуждаемы на творчество, никогда не соскучатся;

риск пребывания подле синего рога - постоянная угроза травмы, опасность утраты ориентиров и в пределе утраты себя.

Большого ума не надо, чтобы сделать вывод о том, что и то и другое - равно прекрасно, приятно и полезно при условии соблюдения некоей в конкретном приложении необходимой гармонии. Напомним также, что носители означенных сил не разделены отнюдь на два не пересекающихся множества - напротив, запросто может быть такое, что в присутствии доминирующих "красных" существо может проявлять выраженные свойства "синего рога", равно как и наоборот. В реальной жизни всё очень сложно, поэтому требование постоянного поиска необходимой гармонии при любых обстоятельствах остаётся в силе.

А вот теперь, наконец, поговорим и о бражниках.

5. Бражники просто так и бражники нашей альтерры

Рассказать про бражников мы тут уже давно много кому обещали, и посему пользуемся случаем выполнить своё обещание как бы не совсем уж оффтопом. Собственно говоря, непонятно, перед кем мы тут стесняемся и соблюдаем все эти условности - журнал, в конце концов, наш собственный, и мы имеем полное право тут писать всё что душеньке угодно - однако какой-то минимальной логичности в изложении всё же хочется. Так что вот - здесь наши бражники будут хотя бы каким-то образом обоснованны и уместны, а если вы этой обоснованности и уместности всё же не заметите - то мы со своей стороны сделали всё что могли, и остальное - уже ваши проблемы:)))

Бражников "просто так" мы вам как раз давеча показывали в "Доме у дороги", и неспроста. Соотношения образов / явлений здешнего мира и образов / явлений нашей альтерры очень причудливы - поэтому, несмотря на то, что здешние и тамошние бражники имеют между собой не так уж много общего, здешних бражников мы трепетно любим и почитаем как свою родню - полагая их так примерно младшими братьями бражников нашей альтерры (с которыми мы связаны достаточно близким родством по плоти), и по совместительству - свидетелями / знаками их, наших родичей, незримого присутствия.

Бражники нашей альтерры - ярко выраженные носители силы синего рога, и в этом статусе - безусловные и вопиющие растворщики. Угрожающая и одновременно притягательная аура растворчества окружает любого бражника, в каком бы телесном облике он ни находился - телесность бражников достаточно текуча, они могут пребывать и в человеческом виде, и в виде бабочек или стрекоз (хищные и прекрасные стрекозы, живущие по берегам океана и носящие имя "морских бабочек", являются потомками бражников), а также в любом другом виде, в котором заблагорассудится.

Бражники утверждают (впрочем, верить им нельзя, ибо всё, что они рассказывают - это сплошные мифы!), что они родились тогда, когда Вселенная была ещё совсем юной и пустой - так что в ней можно и нужно было делать всё что душеньке угодно, а при любом конфликте - разлетаться в разные стороны, как можно дальше друг от друга. Никто никого ничем не стеснял, никто никому ничем не был обязан - не то что потом, когда по Вселенной расплодилось море всякой живности, куда ни плюнь (точнее, кого/что ни укуси) - поднимается возмущённый писк до небес, так что бедному бражнику с его вольнолюбивой натурой и податься-то некуда. Так, во всяком случае, обосновывают бражники свои девиантные наклонности - ну, а мы, конечно, отчасти верим им, отчасти не верим, а просто восхищаемся красотой озорства и грозной элегантностью движений и слов, игрой веселья и хищности, фейерверком возмутительных выдумок и рискованных предложений-предположений.

Бражники "скусывают самые нежные бутоны", высасывают почти что оформившиеся идеи-замыслы-образы - и в нормальной ситуации таким вот образом покусанное существо должно было бы тем получить стимуляцию на спешное создание нового "бутона", но практически у многих недостаёт на это сил, что вызывает обиду и возмущение бражниковским разбоем. Бражники же обижаются, что нынче все стали такие нежные и себялюбивые, что за своими обидами не хотят и не могут оценить, как красиво бражники совершают свои налёты, как шикарно закладывают виражи, какие ловкие применяют при нападении фокусы… - одним словом, за взаимными обвинениями покусанной и покусавшей стороны оказывается безнадёжно потерянным главное - понимание того, что всем нам по жизни хорошо бы не только естественным образом брать и отдавать, но ещё и одаривать беря и обретать отдавая. Оставив в стороне вопрос о том, всегда ли стоит так уж расстраиваться, если тебя слегка покусали - понятно, что этот вопрос может решаться только самим покусанным и только в конкретной ситуации, - подумаем о другом, о чём и сами бражники зачастую забывают. Рядом с ними ведь и правда никогда не скучно (хотя иной раз и правда опасно) - это и правда не прекращающийся фейерверк чудес, фонтан неожиданного, обстрел удивительным - и это то, что даётся каждому, кто не испугается быть рядом - даётся ни за какие доблести, ни за какие заслуги, ни за что.

Разве же это само по себе не отрада?:)))



Изображения, использованные при составлении коллажа, обнаружены в Сети:
здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Иллюстрации, Проза не наша, О нашей альтерре, Онтология творчества, Критерии реальности

Previous post Next post
Up