Для тех, кто пропустил
предыдущий пост - в нём мы напоминаем о структуре проекта "Три Парки" и уточняем, на каком этапе пребываем сейчас.
Итак, обещанное из разговоров вокруг "Образа бабочки":
********************
https://archiv-alterry.livejournal.com/78968.html?thread=2129016#t2129016 Чт, 31 окт, 2019 18:51 (местное)
archiv_alterry: Взаимная поддержка раненых юных
Выше Плюш в очередной раз поднимает важную тему - о взаимной поддержке, о том что возможность поддержки напрямую связана со способностью к детско-родительским отношениям - ведь поддержка в главном, в том, чтобы быть собой, чтобы развиваться именно собой, а не какой-то условной социальной болванкой - возможна только в адекватных детско-родительских отношениях.
Когда эта поддержка взаимна - то каждый из партнёров поочерёдно-пофазно:
- то становится приемлющим родителем, в объятиях которого другой как ребёнок проживает все свои чувства, выражает все свои мысли и чаяния, прорабатывает все свои внутренние проблемы, и "родитель" устойчиво переносит всё, помогая "ребёнку"
- то, стало быть, сам превращается в "ребёнка", а "родителем" при этом делается другой.
Понятно, что для того чтобы быть способным делать это полноценно, не разрушаться от эмоций партнёра и устойчиво давать ему поддержку - нужно иметь внутри себя полноценную структуру "внутреннего родителя", то есть быть способным оказывать такое родительское принятие самому себе.
Если оба партнёра юны и вдобавок поранены, если у них ещё не в полной мере (или даже "в полной мере не") выросла эта самая внутренняя родительская структура - то как они могут поддержать друг друга, не разрушаясь при этом? Это вопрос, который мы обсуждали не раз (например, в комментах
вот здесь). Бывает, что таким существам может оказать родительскую поддержку кто-то другой - им-поотдельности и/или им-вместе. Но возможно ещё нечто важное.
В обсуждениях этих тем мы неодноратно касались точки зрения Дика Шварца - о том что всё-таки неповреждённая основа личности, Самость, есть у любого живого существа, и обращение к этой основе может дать необходимую поддержку (например, говорили об этом в комментах
вот тут) - хотя понятно, как это можно сделать в контакте с терапевтом, и куда менее понятно, как в одиночку или в контакте с другим раненым.
Наш личный опыт свидетельствует, что получить такую поддержку можно в контакте с альтеррой - с землёй любви, землёй сердца, по дефолту озаряемой солнцем самости, изначально питаемой его теплом.
Более того: теперь мы с Татой видим и понимаем, что всё то, чего мы - по многим причинам, и в связи с юностью, и в связи с травмами - не могли дать друг другу _непосредственно_, в том числе речь о полноценной взаимной родительской поддержке - мы смогли в полной мере дать друг другу _опосредованно_ - через землю сердца, в общении с альтеррой.
В посте
про внутреннюю вселенную Тата говорит о колоссальной разнице между "мной - рулевым в рубке космического корабля" и "мной - бескрайним простором миров, через которые этот корабль несётся". То, чего не могут дать друг другу два юных и израненых капитана - то может дать им океан, в котором они плывут, пусть даже они мало что способны увидеть и понять в нём сознательно.
И здесь можно и нужно говорить о сознании + подсознании, о сознании + бессознательном - и применительно к терапии, и применительно к творчеству, в том числе - к альтерризму.
Продолжу ниже.
********************
https://archiv-alterry.livejournal.com/78968.html?thread=2129272#t2129272 Чт, 31 окт, 2019 19:00 (местное)
archiv_alterry: Сознание и бессознательное / альтерризм и целостность
Продолжаю начатое выше.
В недавнем разговоре о творчестве Толкина наш собеседник, толкиновед С.Таскаева, высказала мысль, что сила Толкина в значительной мере обусловлена тем, что он-как-художник пребывает в ладу с собой-как-мыслителем, как сознательная личность - в дружбе со своим бессознательным. Этот ракурс представился нам важным в аспекте альтеррологии, и я задал вопрос, кого из авторов можно было бы сходу, не задумываясь, причислить к друзьям своего бессознательного? Наш собеседник назвала два имени, Урсулу Ле Гуин и Роулинг - _быть может_, ведь нужно хорошо знать автора и творчество! - и мы сами продолжили размышления над этой темой примерно так:
Мы не можем достоверно судить, альтерристы ли Роулинг и Ле Гуин, но с нашего ракурса они обе - однозначно альтеррогенны, то есть побуждают читателей входить в альтерру с их подачи - в разных формах проживая встречу с книжным миром, создавать / находить свои собственные миры.
Надо полагать что дружба автора с собой, со своей внутренней вселенной побуждает к этому и тех, кто сам хотел бы с собой познакомиться-подружиться - но не имеет повода, сил для толчка и пр.
Попасть в альтерристы может любой юный, кто задыхается будучи не-собой, кому до зарезу нужно прожить своё-насущное, чего в обыденном окружении на ЗЗ ему не прожить - с подачи такого автора, кто творит собой-целиком, начинающий альтеррист входит в альтерру, открывая собственный мир по ключам, зацепившим его у этого автора, и там может прожить своё-дозарезное, необходимое для дальнейшего развития.
Однако остаётся альтерристом только тот, кому пребывать в отношениях со своей внутренней вселенной-в-её-целостности важнее всего прочего-иного - кто упорно выбирает именно это, несмотря на естественно нарастающие трудности. Другие, кто уже минимально прожил наиболее остро-насущное, по ходу/после чего худо-бедно скомпенсировался, а ресурс по возрастным причинам упал - не так редко альтерру теряют, предпочитая вкладывать и без того небольшой ресурс не в общение со своей внутренней вселенной, а в другие сферы бытия.
Здесь хочу сослаться на сформулированное в комментах к Татиному посту о внутренней вселенной - про Недра Недр:
"Выражать вовне (а также познавать при помощи выражения вовне) этот внутренний универсум - ничуть не аморфный, наоборот, предельно сложно и причудливо структурированный - возможно в самых разных формах, но таки самой адекватной и полноценной, на наш взгляд, формой выражения и познания этого внутреннего универсума является альтерризм - поскольку это предоставление для выражения вселенной именно _вселенной_, целого мира, а не чего-то меньшего. Если желаешь видеть свою внутреннюю вселенную, если желаешь изучать её, если желаешь полноценно в ней жить - так отчего не принимать её именно в качестве вселенной, а не в качестве обрывка-рассказа-рисунка-мифа-чего-угодно-более частного? - работать с частными явлениями-формами, конечно, намного проще, но и результат совсем другой!"
(полностью про Недра Недр - см. ниже)
(Из поста
"Несколько показательных цитат из писем Толкина" - это получается сразу к двум частям данного поста, и про Толкина и про Недра Недр:
Дж.Р.Р.Толкин:
"Я шёл к своему миру с самого рождения... Мой мир появился вместе со мной. (...)
...великая цель возникла не сразу. Ей предшествовали сюжеты, приходившие ко мне с детства; чем больше их становилось, тем явственнее проступали связи. Несмотря на то, что меня постоянно отвлекали (сначала домашние заботы, потом учеба и работа), я продолжал их записывать, чувствуя при этом, что лишь "фиксирую" существующее в действительности, а вовсе не "изобретаю"...")
********************
https://alterristika.livejournal.com/76604.html?thread=2641468#t2641468 Чт, 31 окт, 2019 15:49 (UTC)
archiv_alterry: Недра недр
Переношу сюда коммент из другого разговора.
Друг спрашивает:
"Стоит ли полагать, что где-то в недрах недр есть любые воплощения миров, в том числе и эти, и ты просто находишь свой близкий, или мир рождается внутри и втягивает твои ранние впечатления?"
Отвечаю:
На мой взгляд, понятия "недра недр" и "внутри" применительно к личности, к её подлинной глубинной жизни, к её "вселенскости", образно говоря - это понятия тождественные.
Вот смотри. В определённый момент бытия, в результате сочетания конкретных обстоятельств, включающих море факторов начиная от космических и кончая людскими - зачинается младенец. В его жизненную историю, которую естественным образом запечатлевает его тело, а стало быть и психика (хотя сознания в строгом смысле слова ещё не присутствует, оно сформируется позднее - но сформируется оно под влиянием всего вышеуказанного) - в эту самую его жизненную историю вплетутся все нити, приведшие к его возникновению, а далее сюда же вплетутся все стадии его формирования в материнской утробе (плюс все обстоятельства, влияющие на состояние материнского организма), а далее мириады событий его личной жизни... - в результате ко времени, когда младенец окажется в состоянии, например, вербализовать образы - его личная история, записанная в космическом количестве нейронных связей, будет не менее долгой, сложной и преисполненной континуальной глубины, чем вся окружающая вселенная, можно даже сказать весь Мультиверсум. Более того! - история его предков, запечатленная в генах, также приплюсуется сюда - отображая этот самый Мультиверсум со множества сторон.
Когда ребёнок будет вербализовать вовне образы вселенной, которая уже давно существует у него внутри, являя собою те самые недра недр - он, разумеется, в любом случае будет использовать для вербализации те образы, которые воспринимает снаружи, от родителей и пр. Сравнение вселенной "снаружи" и "внутри" будет происходить естественно - начиная от, грубо говоря, "эта игрушечная собачка живёт у меня внутри, только там она настоящая" через "эта собачка живёт у меня внутри, только там она не совсем собачка" к "существо, которое можно было бы условно соотнести вот с этой собачкой, поэтому её зовут похожим образом, живёт в моём мире в обстоятельствах, которые можно было бы условно соотнести с..." - и далее будут возникать привязки уже совсем к другим здешним реалиям, не связанным с собачкой, но также позволяющим как-то отобразить внутреннее посредством внешнего. ЗЗ-шная реальность в этом случае выступает в качестве языка, используемого для выражения внутреннего континуума бытия - существующего, повторю, задолго до того как ребёнку понадобится так или иначе этот внутренний континуум выражать.
Выражать вовне (а также познавать при помощи выражения вовне) этот внутренний универсум - ничуть не аморфный, наоборот, предельно сложно и причудливо структурированный - возможно в самых разных формах, но таки самой адекватной и полноценной, на наш взгляд, формой выражения и познания этого внутреннего универсума является альтерризм - поскольку это предоставление для выражения вселенной именно _вселенной_, целого мира, а не чего-то меньшего. Если желаешь видеть свою внутреннюю вселенную, если желаешь изучать её, если желаешь полноценно в ней жить - так отчего не принимать её именно в качестве вселенной, а не в качестве обрывка-рассказа-рисунка-мифа-чего-угодно-более частного? - работать с частными явлениями-формами, конечно, намного проще, но и результат совсем другой!
Континуальность/ глубинная взаимосвязь альтерры рождается из континуальности личной истории, уходящей вглубь веков - там, где недра недр общей вселенной совпадают с личными. Поэтому образы внешнего мира могут работать для "перевода" с внутреннего на внешний языки крайне причудливо, нелинейно - в каких-то моментах эти образы можно использовать как "почти точные", в других - более или менее отдалённо, в третьих - от этих образов придётся и вовсе отказаться, так как область их применения кончится, и нужны будут уже другие образы. Однако сама континуальность / глубинная взаимосвязь внутренней реальности при этом не нарушится - её можно будет понять и изъяснить при помощи иных образов, м.б. уточняющих первичные, а м.б. и нет.
********************
https://archiv-alterry.livejournal.com/78968.html?thread=2139768#t2139768 Ср, 4 дек, 2019 23:54 (местное)
archiv_alterry: Пространство где мы наиболее живы
Вот эта тема - реальность как поле подлинного / личного / глубинного взаимодействия - она то и дело возникает в наших разговорах, и это вполне понятно - ведь по сути дела альтерра-в-соальтерризме является, можно сказать, "шарообразным в вакууме" примером именно такого взаимодействия. Вот, например, недавно совсем говорилось:
"...хочу ещё раз подчеркнуть, что говоря "в голове / в головах" я имею в виду не "в клетках мозга" и не "в воображении", а "в сознании-подсознании-внутренней вселенной-пространстве общения"..."
(https://archiv-alterry.livejournal.com/78968.html?thread=2132600#t2132600) "...если брать по большому счёту, целостно-личностную сторону дела - то тема "внутри головы" окажется и вовсе ни при чём, потому что всё главное происходит не "внутри головы" - а между личностями, как минимум - в пространстве, объединяющем несколько "голов" в некоторое единое-целое (система мать + младенец, создающая "общий мозг / общее сознание", система "терапевт + пациент", создающая "общее поле", в котором все главные изменения и происходят, семья как Дом/Очаг и прочая и прочая и прочая) - то есть очевидным образом всё это главное происходит в бОльшей степени "вне головы", чем "внутри"..."
(https://alterristika.livejournal.com/77052.html?thread=2605052#t2605052) "...в реальности, в отличие от бреда, всегда есть возможности производить действия по её в том или ином смысле улучшению (то есть не обязательно отвергать ёё, чтобы оставаться верным себе - можно просто сделать её лучше на свой вкус) - иными словами, что реальность, в отличие от бреда, всегда _достаточно хороша_ (отсылаюсь этим выражением на образ "достаточно хорошего родителя" по Винникотту - такого, который не "идеально-круглый в вакууме", но достаточно годный, чтобы ребёнок получил себе необходимую базу для развития). Кроме того, из всего этого следует, что в реальности, в отличие от бреда, ты можешь строить жизнь не только исходя из своей глубинной правды - но и сочетая это строительство с глубинными правдами других, обогащая и поддерживая друг друга..."
(https://archiv-alterry.livejournal.com/78968.html?thread=2132856#t2132856) Не могу не привести сюда же пару цитат из недавно впечатлившей меня книги
(Д.Калшед. "Травма и душа"):
"Наше бинокулярное зрение столь важно, потому что оно объединяет два мира внутренней и внешней реальности в каком-то живом третьем. Мы можем назвать эту промежуточную реальность «аналитический третий» (Ogden, 1994) или парадоксальное «потенциальное пространство», где мы наиболее живы (Winnicott, 1971), или «трансцендентная функция» (Jung, 1916). Так или иначе, пространство между нашей приватной субъективностью и нашей интерсубъективностью имеет решающее значение для понимания человеческих условий существования, а также для исцеления тех областей этого пространства, пребывание в которых становится невыносимыми, и мы спасаемся бегством в один из двух миров..."
(https://psy.wikireading.ru/22365) "На фотографии мы видим, как ребенок балансирует между двумя мирами - гравитация тянет его вниз, а матрас, пружиня, подбрасывает к потолку. Камера фиксирует его чистый восторг и игривую живость в этот момент невесомости. При помощи нашего воображения мы можем дополнить картину радостными возгласами и признаками возбуждения ребенка. Поэтическая надпись Поля Элюара гласит: «Il y a un autre monde mais il est dans celui-ci» - «Есть еще один мир, хотя он находится в этом мире» (вариант перевода: "Есть мир иной, но это здесь, а не там"). У нас есть чувство, что в момент, схваченный этой фотографией, этот ребенок знает о со-впадении или о «со-вместности» этих двух миров и о волшебстве, которое заполняет потенциальное пространство, в котором они встречаются. Чтобы ощутить эту лиминальную область, которая не является ни тем, ни другим миром и в то же время является и тем, и другим, нужно соприкоснуться с таинственным «третьим», который есть сама суть одушевленной жизни."
(https://psy.wikireading.ru/22380) В общем, я впечатлён! - тут и про со-альтерризм, и про Дом Трёх Парок, и прям-таки иллюстрация к "Огнекипящему кубку смеха",
подбрасывать-и-ловить-на-ручки... - современные ЗЗ-шные психологи таки рулят:)
Чт, 5 дек, 2019 00:28 (местное)
archiv_alterry: И ещё богословское!
А, да, вот ещё что забыл-то! - богословская тема тайны Троицы, сопряжённая с темой "личность есть Бытие-В-Общении" - это ведь сюда же: Бог как существо единое-но-не-одинокое, постоянно пребывающее в общении с Самим Собой в разных своих ипостасях - и от этого общения рождается весь мир!
********************
Оглавление "Трёх Парок" с приложениями -
вот здесь.