Пьедестал Александровской колонны украшают четыре барельефа, расположеннее на каждой его стороне, фигуры двуглавых орлов, гирлянды из листьев лавра. В композициях объединены аллегорические фигуры, оружие и доспехи.
На барельефе, обращенном к Адмиралтейству, изображены: слева - фигура Милосердия, справа - фигура Правосудия с весами и мечом:
На барельефе напротив Главного штаба фигура Победы, записывающая на щите даты Отечественной войны и Заграничных походов. Правая фигура олицетворяет Мир с венком и пальмовой ветвью в руках:
На барельефе напротив штаба Гвардейского корпуса слева фигура Изобилия, справа Афина, богиня мудрости и войны:
На каждом из барельефов изображены предметы вооружения - античные щиты, мечи, шлемы. Есть кираса, распространенная в Древней Греции и Риме, и чешуйчатый доспех. На барельефах изображены аллегории силы, доблести, храбрости - шкуры льва и медведя.
Самый важный барельеф, обращенный к Зимнему дворцу. На этом барельефе Николай I повелел заменить античную военную арматуру на древнерусскую. Важную роль в создании композиции северного барельефа сыграл Алексей Николаевич Оленин (1763-1843). Он был первым директором Публичной библиотеки, президентом Академии художеств, член комиссии по строению Исаакиевского собора. Любитель и знаток русской старины, он был знатоком русского средневекового оружия. Благодаря ему художники первой четверти XIX века стали, изображая русских витязей, стремились к исторической достоверности и обращались к подлинным образцам отечественного вооружения. Оленин сохранил предложенный Монферраном принцип композиции, но придал деталям барельефа конкретное значение.
В верхней части изображены парящие фигуры Слав с памятной доской в руках. Женская и мужская фигуры символизируют реки Вислу и Неман, которые перешли войска, после того как Наполеон был изгнан и боевые действия перенеслись в Европу. Изображения в центральной части барельефа воплощают идею незыблемости России. Здесь воспроизведены конкретные исторические памятники русских древностей, «принадлежавших героям, снискавшим славу, которой гордится Россия».
В центре изображен доспех Алексея Михайловича. В настоящее время он хранится в Оружейной палате в Москве. Над ним шлем Михаила Федоровича. Шлем воспроизведен дважды: анфас над доспехом, а также под ним в профиль. В правом нижнем углу кольчуга Ермака. Оленин выполнил рисунок по летописным источникам.
Фигуру ангела Оленин предложил установить следующим образом: вмонтировать в кирпичную кладку постамента металлический стержень (что и было сделано), но при этом вывести его выше подножия скульптуры, чтобы затем опустить на него полый внутри крест. Скрепленный с находящимися на оси колонны крестом, этот стержень будет служить мощным рычагом и препятствовать не только разрушению конструкции постамента, но и находящейся на нем статуи.
Предложение Оленина не было принято, и фигура ангела крепится к верхней части постамента только мощными болтами.
Постамент для фигуры ангела состоит из двух рядов гранитных блоков, скрепленных металлическими скобами, на которые на вяжущем растворе уложены кирпичи (высота кладки 2,3 метра) и на них - третий ряд гранита. На него крепится бронзовый усеченный конус. Фигура ангела крепится 15 болтами, диаметр каждого болта 10 см, «никакой ураган не может <…> сломать фигуру, разве что неожиданное землетрясение не обрушит весь памятник».
А.Н. Оленин был артиллеристом. Участвовал в Шведской войне 1788-1790, в Польской войне 1792 года. Вышел в отставку полковником в 1795. Занимался научной работой, археологией, возглавлял Публичную библиотеку. Интересно, что должность директора считалась почетной и не оплачивалась. В 1812 году готовил библиотеку к эвакуации, важнейшая часть библиотеки была спрятана в безопасном месте на Ладожском озере. На Отечественную войну отправились двое его сыновей, девятнадцатилетний Николай и восемнадцатилетний Петр.
Оленин, провожая своих детей на войну, написал им наставление, которое я хочу привести здесь полностью:
Любезные дети Николай и Петр! Мы расстаемся с вами в первый раз и расстаемся, может быть на долгое время! В первый раз вы будете управлять собою без всякого со стороны нашей влияния. Итак, родительским долгом почитаем мы, то есть я и родившая вас, письменным вас снабдить наставлением, которое... будет сколько можно коротко, ибо на правду мало слов нужно... Если ваши деяния честны, человеколюбивы и не зазорны, то хотя бы и временное вас несчастье постигло, но рано или поздно святая и непоколебимая справедливость Божья победит коварство и ухищрение. Одно спокойствие совести можно уже почитать совершенною себе наградою. Будьте набожны без ханжества, добры без лишней нежности, тверды без упрямства; помогайте ближнему всеми силами вашими, не предаваясь эгоизму, который только заглушает совесть, а не успокаивает ее. Будьте храбры, а не наянливы, никуда не напрашивайтесь, но никогда не отказывайтесь, если вас куда посылать будут, хотя бы вы видели перед собою неизбежную смерть, ибо, как говорят простолюдины, «двух смертей не бывает, а одной не миновать». Я и сам так служил и служить еще буду, если нужда того востребует. Будьте учтивы, но отнюдь не подлы, удаляйтесь от обществ, могущих вас завлечь в игру, в пьянство и другие скаредные распутства, неприличные рассудительному и благовоспитанному человеку. Возлюбите ученье ради самих себя и в утешение наше. Оно нас отвлекает от всех злых пороков, которые порождаются от лени и возрастают в тунеядстве. Будьте бережливы, но не скаредны и в чужой земле берегите, как говорят, деньгу на черный день. В заключенье всего заклинаем вас быть всегда с нами искренними, даже и в сокровеннейших погрешностях ваших. Отец и любящая своих чад мать, как мы вас любим, единственные могут быть нелицемерными путеводителями детям своим. Если же они и слишком иногда строги, тому причина непомерное их желание видеть чад своих на высшей степени славы и благополучия. Затем да будет благословение наше на вас по конец дней ваших и в будущей жизни. Аминь.
P. S. Если вы будете к нам писать по возможности, то ни о каких политических делах не уведомляйте, нам только нужно знать о здоровье вашем, о выборе знакомства, о прилежании вашем к ученью, т. е. к наукам и художествам, буде вы на то можете употребить время от службы остающееся».
Петр и Николай:
Служили они в Семёновском полку. В Бородинском сражении Петр был тяжело контужен, долго не приходил в себя. Сначала думали, что он погиб. Несколько сослуживцев успели отправить родителям письма с печальным известием. Но, к счастью, всё обошлось. Петр Оленин дошел до Парижа. А вот Николай был убит на Бородинском поле, французское ядро пробило его навылет. Там же на Бородинском поле его похоронили.
У Олениных была традиция сажать в честь рождения детей дубы. Дети вместе с родителями ухаживали за молодыми деревцами.
Сейчас в Приютине сохранилось несколько тех самых дубов:
Дуб, который посадил маленький Коля Оленин, засох на следующий год после его гибели. На месте этого дуба родители поставили кенотаф:
В элегии «Приютино» Гнедич написал:
Здесь некогда наш сын дуб юный возращал:
Он жил, и дерево взрастало.
В полях Бородина он за отчизну пал,
И дерево увяло!
Но не увянет здесь дней наших до конца
Куст повилики сей, на камень насажденный;
И с каждою весной взойдёт он, орошенный
Слезами матери и грустного отца.
Ссылки по теме в моем блоге:
Строительство Александровской колонны Оформление Александровской колонны Питерлаксская ломка и Александровская колонна Самостоятельная поездка в каменоломни Питерлакса и
Виролахти Строительство Троицкого моста Экскурсия «В двух шагах от границы»