Давно уже мы вместе с
petite_nyctale собирались съездить в Питерлаксскую ломку. Там вырубали колонны Исаакия, монолит для Александровской колонны, добывали камень для сухого дока в Кронштадте. Самым крупным заказом стала добыча рапакиви для строительства Троицкого моста. Камень добывали на островах и на побережье. Собственно и сейчас добывают, мы слышали взрывы на соседнем карьере. Сейчас Питерлаксская ломка законсервирована, там нет добычи камня, так как это место является памятником истории.
Мы не знали сможем ли отыскать это место. Руководствовались мы следующими указаниями.
Во-первых, А.А. Монферран сообщил, что нужно свернуть с главной дороги примерно 76 верст от Выборга и 36 верст от Фридрихсгама:
Во-вторых, на гравюре 1819 года уточнялось, что надо проехать две с половиной версты от Виройоки:
Мне очень хотелось пешком пройтись по старой дороге, увидеть своими глазами то что видел Монферран.
Итак, мы забронировали места в маршрутке на вторник, 24 июня. За мной машина пришла в 6:40, за
petite_nyctale заехали в 7:40. В 9:45 прибыли в Торфяновку, а в 10:55 уже мчались по Финляндии. Собственно нам мчаться было не долго, поворот на Виройоки находится в 9 км от границы. Мы попросили водителя, чтобы он подбросил нас до Питерлакса. Проехали две с половиной версты, попрощались и вышли. Водитель и пассажиры изумленно спросили, а что, собственно мы тут собираемся делать. Мы честно ответили, что пока ещё и сами этого не знаем. Наши приключения только начинались.
В 11:10 мы стояли рядом с краеведческим музеем общины Виролахти (Museotie 133) и озирались по сторонам. Музей был закрыт, так как он работает только по предварительному заказу для групп не менее чем из 10 человек. Музей расположен в здании начальной школы для девочек 1872 года постройки.
Школьный колокол:
Напротив школьного здания, на стене сарая находится карта сельской местности с указанием всех достопримечательностей:
Итак, мы вышли на старую дорогу. Сейчас она официально называется Музейной (Museotie). Дорога была построена в XIV веке. Соединяла она Або, Выборг и Ниеншанц, а дальше шла до Новгорода. В Финляндии эта дорога гордо называется «королевской», так как по ней, якобы, ездили короли. Сомневаюсь я, однако. Зачем королям трястись по дороге, когда рядом можно спокойно себе плыть по морям, рекам и озерам. Это гораздо удобнее.
Для неграмотных специально даже нарисовали корону. Дескать, не сомневайтесь!:
Лучше бы они написали, что это дорога имени Августа Августовича Монферрана, который совершенно точно здесь ездил, искал годные места для ломок.
Теперь дороги строят прямые и широкие, просто прорубают скалы, осушают болота. Раньше так было не принято. Дорога шла по узкой кромке между болотами и скалами. Строили там, где это было удобно строителям. От этого дорога петляет то вверх, то вниз, то туда, то сюда. На машине можно ехать со скоростью не более 30 км/час. А если ещё туман сядет. Это с ума сойти можно. Никогда не знаешь, что тебе сейчас под колёса выпрыгнет. Я знаю, что говорю, у нас вокруг Орехова все старые карельские дороги именно такие.
Вдоль дороги паслись лошадки:
и коровки:
Эту будку специально сфотографировала:
Раньше у нас в Приозерском районе тоже такие будки были. Они используются для сбора молока. У нас сбор молока происходил следующим образом. Хозяйки утром в такую будку приносили большие бидоны с молоком. Дверцы будки закрываются, чтобы молоко не кисло на солнце. На каждом бидоне была бирка с фамилией хозяйки. Днем шел трактор с прицепом. В прицепе сидел парень, который брал бидоны и ставил их в прицеп. Поэтому будки и стоят на такой высоте, чтобы удобно было брать с прицепа. Дальше молоко везли на молокозавод. Потом у нас комбикорма подорожали, хозяйки уже не могли конкурировать с большими колхозами. Стало не выгодно сдавать молоко. Таких будок уже с 80-х годов я не видела. И ещё я ни разу не видела, чтобы у нас на такие будки вешали кашпо с цветами.
А вот это камни на полях:
Здешняя земля каждый год весной выталкивает камни. Черт его знает откуда они только берутся. Вот вроде в прошлом году вскопала клумбу, выбросила все камни. А следующей весной начинай всё с начала. Каждый год читаю в нашей районной приозерской газете о весенней уборке полей от камней. Камни иногда выталкивают на край поля, иногда, наоборот, складывают в середине поля. Вот и получаются на каждом поле такие вот каменные курганы:
Я. Зембницкий писал в 1834 г.:
«Местные обыватели финны, именуют оное место Гевониеми, то есть мыс Гево… По местоположению, кажется, сама природа устроила Гевониемский мыс поприщем человеческих сил для важных предприятий: подобного, единственного во всех отношениях места, удобного для производства работ, до сих пор еще не отыскано. Во-первых, гранитная гора находится возле самого морского берега… а следовательно, громады, выламываемые из горы, с большою удобностью могут скатываться по отлогости на берег посредством простых механических орудий, приводимых в движение людьми, и таким образом доставляться к пристани и погружаться на суда. К тому же фарватер, достаточно глубокий для поднятия величайших тяжестей на судах, доходит почти до самого берега… Даже самый грунт дна моря, окруженный гранитными скалами и каменными, оказался удобным к битию свай для основания пристани, будучи глинистого свойства, что весьма редко встречается при берегах каменистых».
Вот мы и дошли до нужного поворота с главной Музейной дороги на дорогу Hevonniementie ( Гевониемскя tie - дорога). К счастью, сейчас есть ещё и указатель к Питерлаксской ломке:
Повернули и пошли вперед. Вот наш маршрут:
А вокруг неземная красота:
Высота этой пирамиды около пяти метров:
И конечно по дороге мы собирали грибы. Местные собирают только лисички, а подберезовики и подосиновики оставляют для нас.
Крепкий подосиновик, диаметр шляпки примерно 15 см:
Улыбочка у меня вышла несколько кривоватой. Накануне поездки я предусмотрительно опрыскала всю одежду сильнодействующим средством от комаров. Инструкция обещала защиту в течение 15 дней! Но увы… Финляндские комары ничего об этом не знали, так как читать инструкции по-русски они явно не умеют. Стоит только остановиться, как тут же кто-нибудь набросится. В момент фотографирования какая-то сволочь пила кровь из моего правого уха,
petite_nyctale требовала что при этом я улыбалась, иначе фото не получается. Я выдержала несколько дублей.
А ещё стоит обратить внимание на мою форму одежды. Июнь у нас в этом году, как бы это помягче выразиться … малоснежный. На мне тепленькая футболочка, толстовка с начесом, флисовый жилет, а также непродуваемая и непромокаемая курточка на подкладке. Температура окружающей среды 12*, потом ещё и дождь пошел, конечно. К счастью, хоть ветра в этот день не было. Но это нормальная для меня погода, когда больше 19* мне уже нехорошо от жары.
Вскоре мы вышли к заливу:
Где-то здесь должна быть ломка. И действительно мы её увидели:
Ходить было трудно, так как мох насквозь мокрый. В этом году в июне выпало примерно 150% осадков по отношению к среднемесячной норме. Если ступить не аккуратно, то мох тут же отрывается от камня, и тогда нога скользит как по льду. Я пару раз чуть не упала. Пришлось бы тогда
petite_nyctale тащить меня на себе.
За лето мох накапливает влагу, зимой она стекает по камням, образуя ледяные водопады. Из-за этого трещины в рапакиви становятся всё глубже и шире.
Мне кажется, что только тот кто родился в таких местах умеет ценить и любить красоту мха на камнях, болота, ручьи и озера, гранитные скалы заросшие соснами и елями. Когда приезжают гости с юга и мы ведем их в лес показывать цветущий вереск, папоротник в еловом лесу, они не понимают, что мы во всём этом находим. Никаких тебе ярких красок, только серое небо, да серебристый мох.
По мне, так нет ничего лучше таких пейзажей. Жаль, что я не художник, а фотографии совершенно ничего не передают.
В 12:15 мы сделали небольшую остановку, перекусили. Почистили грибы, так как в Россию запрещено ввозить любую почву, даже на грибах. Я разложила карту сельской местности, которая была отпечатана заранее, чтобы понять, куда нам двигаться дальше:
Мы спустились к заливу:
и вернулись на Hevonniementie, чтобы пойти на мыс Гево. Вот наш маршрут:
Вскоре мы уткнулись в указатель:
Повернули головы и … у меня захватило дух. Вдали была отвесная стена высотой с 3-4 этажный дом. Скала вырублена в форме каре. В глубину наверно около 50 метров, а по ширине около 70. Даже если это и не то самое место, где был вырублен монолит для фуста колонны, то всё равно легко можно себе представить как это было. И услышать грохот отламывающей скалы и глухой удар о еловую постель:
Здесь я специально встала ровно посередине между
petite_nyctale и скалой. Да, ради этого стоило сюда ехать! И ещё, здорово, что мы пришли сюда пешком. Скала открывалась перед нами постепенно и плавно. Если подъехать на машине, то будет совсем другое впечатление.
Специально для нас на некоторое время прекратился дождь. Мы полезли наверх.
Не очень удачная фотография ниже. На самом деле это не дорога, как может показаться на первый взгляд. Это достаточно крутая гранитная скала, не до конца заросшая мхом. Здесь мы поднимались, а потом спускались…
Кругом разбросаны не годные куски рапакиви. Когда собиралась в поездку, то надеялась, вдруг мне повезет, и я найду какой-нибудь маленький камушек, чтобы был сувенир на память. Но увы… Там все такие камушки, что самые маленькие из них я с трудом могла приподнять двумя руками.
Чудесный красный рапакиви. Кстати его нельзя брать с поверхности. Качественный камень в глубине. Тот камень что находится на верху «выветривается».
В словаре Брокгауза и Ефрона написано как добывали колонны для Исаакия:
«Выломка камней для колонн Исаакиевского собора не требовала таких предосторожностей: очистив и выровняв поверхность камня, сверлили с двух боков ряд цилиндрических скважин; с задней стороны пробивали на поверхности канавку, по длине камня, шириною 5 и глубиною 12 дм., и по ней пробивали цилиндры на футовом между собою расстоянии. Снизу камень подтесывался; в верхний паз, между железными пластинками (для уменьшения трения и для распределения давления набольшую поверхность) вставляли железные, полутора футовой длины, клинья один около другого и одновременными по ним ударами тяжелых молотов отделяли камень.
2 клина с 2 железными полосами, длиною в 1 фт., называются гнездом ; количество гнезд зависит от величины камня. На каждые 2 или 3 гнезда ставится по одному рабочему, которые по команде и производят удары».
Нам удалось найти одну канавку:
«Сверление цилиндров производится стальными сверлами одним, двумя, а иногда и более рабочими; если один и тот же рабочий держит сверло и наносит удары железным кулаком, то работа называется одноручная; более употребительна двуручная, когда один направляет и вращает сверло, а другой наносит удары; самая же успешная - троеручная работа, когда один держит сверло, а двое попеременно бьют молотами. Надо наблюдать, чтобы при каждом ударе сверло поворачивалось не более 1/12 оборота, в противном случае скважина будет иметь нецилиндрическую форму. Для охлаждения нагревающихся сверл, вливают понемногу воду, которая смешавшись с каменною мукою, образует грязь, которую вынимают особым железным совком».
Здесь хорошо видны следы просверленных цилиндрических скважин:
В 13:30 осмотр был закончен. Дождя не было. И мы решили пройти чуть дальше на остров Гуви (Huvisaari).
Живописный мостик на остров:
Но ничего интересного на островке не обнаружили. То есть все подберезовики там были старыми. И мы повернули обратно в Виройоки. Возвращались другой дорогой:
На этом первая часть нашего путешествия была закончена. Но была ещё и вторая часть, не менее интересная. Поэтому продолжение будет.
Ссылки по теме в моем блоге:
Строительство Александровской колонны Оформление Александровской колонны Питерлаксская ломка и Александровская колонна Самостоятельная поездка в каменоломни Питерлакса и
Виролахти Строительство Троицкого моста Экскурсия «В двух шагах от границы»